logo
том 3 энц

Теоретические основы

Теоретические основы воспитания ком­муникабельности лежат в общей обучающей социальной теории. По социальной обучаю­щей теории, поведение человека в разных си­туациях, за исключением небольшого числа элементарных рефлекторных реакций, сле­дует серьезно изучать. Социальная обучаю­щая теория в первую очередь опирается на механизм наблюдательного изучения про­блем, что включает в себя процессы повторно­го воспроизведения увиденного, регулирует внимание и обеспечивает сохранение уви­денного в памяти.

Итак, человек, за которым наблюдают, рассматривается как модель. Для изучения поведения модели клиенты должны внима­тельно наблюдать и анализировать это пове­дение. Поэтому обучением управляют с по­мощью приемов, регулирующих внимание, включая характеристики наблюдателя и на­блюдаемого. Например, если индивид утом­лен или перенес свое внимание на другое со­бытие, то он может отвлечься, невнимательно заниматься данным конкретным поведением человека.

Процессы, регулирующие сохранение в памяти увиденного, также играют огромную роль в том, как и что извлек клиент из наблю­дения за моделью. Клиенты лучше запомина­ют и, следовательно, воспроизводят поведе­ние, если они видели одинаковые реакции на различные ситуации у разных моделей или если они использовали реплики и другие средства, помогающие запомнить то, за чем они наблюдали.

Третий процесс, помогающий в наблюда­тельной форме обучения, — это воспроизве­дение. Для воспроизведения смоделирован­ных реакций клиенты должны иметь соответствующие физические возможности и навыки. Правильный выбор начального объ­екта для изучения улучшит воспроизведение смоделированного поведения. В особых и дол­госрочных курсах могут преподаваться такие дисциплины, как шейпинг и более сложные предметы.

На четвертый процесс в наблюдательном обучении — побуждение — воздействуют как наблюдаемое поведение, так и система ценностей человека, являющегося моделью. Если результаты социального поведения по­ложительны и система ценностей у модели сравнима с системой ценностей наблюдаемо-

го, то, скорее всего, он сможет воспроизвести предлагаемое поведение.

Обучение социальному общению — это программа, включающая в себя все перечис­ленные принципы для повышения гарантий обучения.