1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
В последние десятилетия социальные работники школ создали свои объединения в 26 штатах и одном регионе с целью уточнения и совершенствования своих программ на местах. Эти объединения были независимыми от НАСР в тот период, когда школьные работники нуждались в более тесных связях со своими коллегами по профессии для взаимной поддержки и обмена опытом. Большинство их проводили ежегодные конференции с приглашением докладчиков со стороны, а также организовывали различные учебные курсы. Между НАСР и этими объединениями не существовало тесных и четко обозначенных связей, хотя по временам их занимали одни и те же проблемы, а их деятельность (например, лоббирование в пользу того или иного законопроекта) была взаимодополняющей.
Исторический очерк
1906—1930 ГГ. Социальная работа в американских школах началась благодаря усилиям частных агентств и гражданских организаций в период социальных реформ начала XX в. В каждом отдельном случае и в каждой отдельной школе услуги носили весьма индивидуализированный характер; во всех городах, где их начинали оказывать, эти услуги были связаны с совершенно конкретными обстоятельствами. Среди последних — принятие закона об обязательном обучении в школе, новые данные об индивидуальных различиях между детьми, а также между их способностями реагировать на меняющиеся условия, предоставление системе образования стратегической роли в определении судеб детей и юношества и озабоченность тем, насколько эта система способна обеспечить настоящее и будущее ребенка.
На начальном этапе значительный вклад в разработку методики оказания социальных услуг в школах внесли сотрудники, работавшие в поселках переселенцев, которые постоянно подчеркивали, что школа должна теснее увязывать свою деятельность с проблемами повседневной жизни детей и их будущим. Школьная социальная работа быстро расширялась в 20-е годы, в значительной мере благодаря серии показательных мероприятий в общинах, проходивших под эгидой Фонда всеобщего благосостояния. Эта частная организация оказывала существенную финансовую поддержку проектам, направленным на предотвращение правонарушений в среде юношества и терапию их последствий. От школьных социальных работников ожидались меры по профилактике преступности.
Связи по линии "дом—школа—община" оставались в центре внимания школьной социальной работы на протяжении большей части этого десятилетия. Однако на практике они претерпели некоторые изменения под влиянием развернувшегося тогда движения за "духовную гигиену". Во-первых, социальные работники стали более последовательно формировать и совершенствовать собственные методы работы с клиентами в школе. Во-вторых, в дополнение к работе со всеми детьми они стали уделять больше внимания отдельным неблагополучным ученикам, действуя в их интересах дома, в школе и в общине.
30—50-е годы. В период депрессии 30-х годов социальные работники в школах ощутили значительное сужение сферы своей деятельности, но уже в начале следующего десятилетия объем услуг снова быстро возрос. В 30-е годы произошло некоторое смещение в целях и методах социальной работы в школе, поскольку ее персонал продолжал попытки выработать собственную методику. Меньше внимания стало уделяться охвату детей учебой и профилактике правонарушений. Вместо этого большее место стала занимать индивидуальная работа с детьми с целью помочь им лучше использовать условия, предоставляемые школой. Одной из важнейших целей стало совершенствование методики и технических приемов.
Можно считать, что к 1940 г. завершился переход от преимущественного внимания к школе, состоянию соседской общины, социальным изменениям к клинической ориентации на личные проблемы конкретного школьника. Главным методом стала работа, адресованная неблагополучным в эмоциональном отношении детям и их родителям. В качестве основных инструментов стали применяться установление и использование плодотворных взаимоотношений с ребенком.
60-е ГОДЫ. Внимание вновь стало уделяться роли социальной работы в устранении всех тех недостатков школьной системы, которые мешают успешному воспитанию детей. Но были и недоразумения относительно того, какое место должно отводиться в школе различным специалистам, и это еще раз подчеркивало необходимость четко разграничить функциональные обязанности и оценивать работу, исходя из степени ее соответствия насущным потребностям школьников.
Изучение задач, которые ставила перед собой социальная работа в школе, показало,
что большинство их не согласовывалось с неотложными вопросами, касавшимися детей и юношества. Профессионалы считали "своими" функции, связанные по преимуществу с индивидуальной работой с детьми, с их эмоциональными проблемами, трудностями вхождения в коллектив. Они видели первопричины трудностей, встающих перед детьми в школе, в личных качествах самих детей или их родителей. Способность школы или общины оказать воздействие на учеников почти не признавалась. Социальные работники свели до минимума свою ответственность за модификацию условий в школе и общине. Но в свете новых веяний им не хотелось перекладывать поставленные временем задачи на лиц, занимающих более низкое по сравнению сними положение в системе социальной работы. Все это побуждало к пересмотру задач и штатов школьных социальных работников.
В 1969 г. была сформирована рабочая группа по этим вопросам при спонсорстве НАСР и Национального института психического здоровья, с тем чтобы стимулировать изменения и побудить школьных работников в масштабах страны добиваться положения, которое позволяло бы им определять ход дел. За этим последовала серия конференций в штатах и регионах, на которых вырабатывались общие принципы совершенствования и обновления методов практической работы.
70-е ГОДЫ. Ни один из аспектов социальной работы в школе в этот период не просматривался так отчетливо, как стремление практиков разъяснить, переосмыслить, мотивировать или видоизменить свою деятельность. Системный подход и экологический подход начали пользоваться все большим вниманием. Росло понимание, что традиционные социальные услуги могли дать лишь ограниченный эффект в условиях, когда проблемы школы, общины и учеников носили взаимосвязанный, комплексный характер. Это побуждало искать более эффективные модели практической работы. Среди них — первые попытки концептуализировать проблемную модель, выведенную из практики социальной работы в крупной средней школе первой ступени в условиях большого города (К. Спитцер и Б. Уэлш, 1960). Одновременно было составлено описание четырех моделей социальных услуг в школе с целью помочь социальным работникам, действующим в различных условиях, приступить к переоценке и совершенствованию методов своей работы (Дж. Олдерсон, 1972). В Детройте было продемонстрировано, что персонал,
ШКОЛА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
410
действующий на стыке "школа—община", может способствовать их взаимодействию и сотрудничеству с применением новых форм совместной работы (Б. Дешлер и Дж. Эрлих, 1972). Межуниверситетское взаимодействие в подготовке персонала для социальных услуг учащимся вылилось в разработку новой модели работы в школе (Дж. Андерсон, 1974; Л. Костин, 1975; И. Варгус, 1976). В ней подчеркивались важность изменений в системе отношений "школа—община—ученик" и модификации устоявшейся схемы обучения в государственных школах. Но хотя предлагаемые нововведения были интересными, часто захватывающими, социальным работникам, столь глубоко вжившимся в определенный способ существования в рамках общины как института, было совсем не просто расширить свое восприятие собственных задач и заниматься непосредственными проблемами в их общественном контексте. Тем не менее изменения в практической работе все же происходили, как это отмечает П. Мирес (1977) в связи с тем анализом задач социальных работников в школе, который проделала Л. Костин. Однако характер услуг остается ориентированным на личность.
Некоторые события в сфере образования в 70-е годы побудили социальных работников пересмотреть свою роль и модели практической работы. В докладе Национальной консультативной комиссии по массовым волнениям, созданной в связи с беспорядками 1968 г., на школы возлагалась значительная часть ответственности за расовые конфликты в городах, и от педагогов ожидалось, что они внесут необходимые коррективы. В педагогической литературе подчеркивались значение идей гуманизма и необходимость внедрять их в повседневную жизнь государственных школ. Большее внимание уделялось правам учеников в связи с такими проблемами, как поддержание дисциплины (частое применение телесных наказаний), отстранение от занятий и исключение из школы, нарушения учебного плана, перевод в специальные классы и доступ к личным делам учащихся. Под угрозой исключения из школы дети должны были пройти отбор, целью которого было выявление неанглоговорящих учеников, а также детей, имеющих отклонения в культурном, физическом или духовном отношениях и в поведении. Во многих общинах родители потребовали и добились для себя большего участия в процессе принятия принципиальных решений в школах. Закон 1975 г. об образовании для всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях развития, значи-
тельно расширил рамки государственной политики в этом вопросе. Закон обеспечивал оказание социальных услуг и этим поставил еще более серьезные задачи перед школьной социальной работой на 70-е годы — поиск новой, более эффективной роли и моделей практической деятельности.
Роль и задачи
Выявление детей, нуждающихся в помощи. Ученики как детского, так и юношеского возрастов могут быть подвержены стрессам на разных стадиях учебного цикла, иначе говоря, на одном или нескольких этапах своего прохождения через систему обучения. Дети, которые не способны без непомерного напряжения выполнять требования школьного курса, обычно испытывают конфликт между своими потребностями и возможностями, с одной стороны, и требованиями школы, семьи или общественности — с другой. Этим детям может понадобиться помощь социального работника. Как уже отмечалось (Л. Костин, 1981), некоторым детям недостает адекватной способности эффективно действовать в соответствии с задачами и требованиями, вытекающими из жизни ученика и его окружения. Может быть, они поступили в школу, не обладая достаточным умением вести себя в коллективе и адаптироваться к его условиям — недостаток, усугубившийся под влиянием школьной среды. У некоторых детей в школе возникают чрезмерные стрессы по поводу какого-то конкретного события или сочетания таких факторов, как потеря в результате смерти или развода одного из родителей, на поддержку которого в продолжение учебы ребенок рассчитывал, или случай насилия, возбудивший у некоторых учеников страх перед школой. Некоторые дети и подростки испытывают воздействие трудноуловимых, но мощных общественных сил, подавляющих их способность самостоятельно действовать и предъявляющих к ним завышенные требования. Наиболее типичные примеры мы находим в проявлениях необъективности в судах по делам несовершеннолетних, в воспитательных учреждениях, где ребенок бывает брошен на произвол судьбы, в неэффективном медицинском обслуживании, в пристрастном отношении к ребенку в зависимости от совершенных ранее правонарушений, умственных недостатков, расы и пола.
Некоторые дети при поступлении в школу находятся в невыгодном положении, не обладая тем предварительным опытом, который расширил бы их развивающийся интеллект и подготовил его к учебе. Что касается детей из бедных районов, то их имущественное положение
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений