logo
том 3 энц

Рост участия в 60—70-х годах

В самом начале действия программы "Война с бедностью" значительная часть раз­говоров об участии граждан велась вокруг полномочий и гражданского контроля. Толь­ко что созданное Федеральное агентство со­циальных действий в общине потребовало, чтобы программами на местах руководили советы директоров, причем большинство их членов представляли бы неимущие слои. Вскоре, однако, местные политики, бюрокра­ты и конгресс отреагировали на это требова­ние и дали понять, что гражданское участие должно быть совещательным. Некоторые на­блюдатели приходят к выводу, что со сколь­ко-нибудь значительным привлечением неи­мущих было покончено и все дальнейшие шаги по своей сути были простым очковтира­тельством (С. Арнштейн, 1969; Дж. Кершоу, 1970; С.Левитан, 1969; Дж. Мойнихэн, 1969).

Критики отмечали, что участниками программ нередко становились наименее неимущие из всей округи и что эти члены советов, игнорируя свою ответственность, становились на сторону тех, кто обладал боль­шими правами и властью. Но во многих слу­чаях люди, на первых порах не уверенные в себе, приобретали навыки и уверенность и занимали позиции лидеров. Некоторые исследования также показывают, что, хотя представители населения и не оказывали зна­чительного влияния на местные советы ди­ректоров, тем не менее эти советы все же от­ражали интересы тех, для кого они были созданы (С. Левитан и Р. Таггарт, 1976).

Тот акцент, который агентство социаль­ных действий в общине делало на участие граждан, был перенесен и на другие програм­мы. Так, Министерство жилищного строи­тельства и городского развития издало доку­мент, регулирующий участие граждан в реконструкции городов.