logo
том 3 энц

Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)

Согласно Э. Берну, личность составляют три состояния Эго: Родитель, Взрослый и Ре­бенок. Каждое из них обладает своим мента­литетом, чувствами и соответствующим ти­пом поведения. Эго-Родитель представляется как набор чувств, установок и образцов пове­дения, свойственных реальному родителю. Это Эго-состояние подобно магнитофону, хранящему записи родительских правил и указаний о том, как преуспеть в жизни. Люди усваивают эти послания от взрослых, кото­рые обращаются с ними, как с детьми. При­ведем примеры таких назиданий: "работать тяжело", "угождай другим", "торопись", "лю­би", "будь идеальным" и "делай деньги". Со­стояние Эго-Родитель воспитывает, контро­лирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Взрослый — состояние, ориентированное на действитель­ность. Взрослый накапливает впечатления, делает дедуктивные выводы и расчеты, выно­сит оценочные суждения, основанные на фактах, как они воспринимаются человеком. Он объективен и при взаимодействии с окру­жающей средой независим. Берн утверждал, что хотя состоянием Эго-Взрослого обладает каждый человек, однако некоторые люди это состояние не актуализируют.

Эго-Ребенок включает в себя все естест­венные чувства, побуждения и ощущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела; каждый индивид таит в себе ма­ленького мальчика или девочку. Функцио­нально мышление и поведение Ребенка на­правлено на выживание и развитие. Согласно М. Джеймсу и Д. Джонгварду (1971), Ребе­нок функционирует или естественно и сво­бодно, или следуя указаниям Родителя.

С. Вулламс и М.Браун (1978), далее, ввели определение негативного и позитивно­го функционирования Эго-Ребенка и Родите­ля. Чтобы поддерживать эффективное соци­альное взаимодействие, необходим обмен энергией между разными Эго-состояниями. Индивиды имеют возможность сознательно контролировать актуализацию Эго-состояний.

Э. Берн (1963) предлагает четыре спосо­ба идентификации Эго-состояний.

На анализе жестов, тональности голоса, лексикона, движения глаз (прямое или ус­кользающее) и позы основан поведенческий диагноз. Например, повернутые внутрь носки обуви или жалобный голос указывает на Эго-Ребенка.

Оценка социального взаимодействия, то, как реагирует сам человек и как на него реа-

гируют другие люди, предполагает социаль ный диагноз. Человек, находящейся в Эго-со-стоянии свободного Ребенка, будет и в других вызывать Эго-состояние счастливого Ребен­ка, и обе стороны будут смеяться и радоваться друг другу.

Феноменологический диагноз основан на оживлении былых чувств. Женщина плакала так, как это она делала в детстве, когда умер­ла ее собака; при этом она понимала, что она находится в Эго-состоянии Ребенка.

Исторический диагноз включает в себя взгляд на прошлое, отображенное в настоя­щем. Так, клиент использует типичный жест своего отца и обнаруживает, что находится в Эго-состоянии Родителя.

Дж. Дюсей (1977) разработал "эгограм-му", которая показывает взаимоотношение различных состояний личности одного с дру­гим и величину "энергии", исходящей вовне. Эта диаграмма имеет важное значение для диагностики и лечения.

Когда два человека взаимодействуют таким образом, что актуализируются указанные три Эго-состояния, наступает симбиоз. Это блокирует развитие в них обоих спонтанности, рациональности, интуиции. "Исключения" объясняются тем, что в лич­ности одно или более состояний доминирует. Б.'и Р. Джастис (1976) указали на "сдвиг симбиоза" в семьях, где наблюдается грубое обращение. П. Ландхир (1980) существенно дополнил структурную концепцию Э. Берна эволюционной концепцией.