logo
том 3 энц

Проблемы

Как всякое начинание, социальная рабо­та на производстве не обходится без проблем и противоречий. Если считать, что существо­вание напряжения вполне закономерно для любой открытой системы, то готовность про­фессионального цеха признать разногласия в своих рядах должна рассматриваться как нормальное и даже полезное явление. Между исследователями и практиками социальной работы на производстве разногласия гораздо более серьезны, чем между специалистами по вопросам семейного или детского социально­го обеспечения. Социальные работники по­нимают, что при существующем положении дел некоторые внутренние противоречия яв­ляются признаком роста и в итоге должны приводить к более продуманным и универ­сальным решениям.

АЛКОГОЛИЗМ. Одна из первых проблем, встающих перед социальным работником, за­ключается в том, должны ли программы об­служивания сосредоточиваться прежде всего на всякого рода злоупотреблениях, в частно­сти на алкоголизме, или же необходим более широкий подход, предполагающий помощь рабочим или другим членам организации в решении любых личных или эмоциональных проблем. Поскольку финансирование произ­водилось вначале в основном Национальным институтом проблем злоупотребления алко­голем и алкоголизма, а социальные работни­ки производственной сферы нанимались прежде всего Ассоциацией администраторов и консультантов по труду и управлению, основное внимание уделялось злоупотребле­ниям.

Сегодня ситуация изменилась, отчасти из-за повышения роли социальной работы, отчасти в ответ на потребности клиентов. Практический опыт позволил социальным работникам сделать вывод, что алкоголизм не является единственной или даже первооче­редной проблемой большинства клиентов, которые обращаются за помощью на своих рабочих местах. Многим клиентам необходи­ма помощь в решении самых разных личных, эмоциональных, семейных или общинных проблем. Стала преобладать модель всесто­роннего обслуживания, предлагаемая обычно производственной организации или союзу в рамках программ по оказанию помощи и кон­сультированию производственных служа­щих или членов союза. Основное внимание придается непосредственным услугам, непос­редственное обслуживание в этих учрежде­ниях является приоритетным. Сюда входят консультирование, организация групп под­держки, конкретные виды обслуживания, подключение отдельных лиц к общинному обслуживанию, обучение представителей со­юзов и руководящего персонала, консульти­рование членов союза и производственной организации по вопросам принятия опреде­ленных решений.

Конфиденциальность. Следующая проблема состоит в том, возможна ли вообще конфиденциальность в этих учреждениях, особенно при осуществлении программ, фи­нансируемых и управляемых вышестоящими органами. Вопрос осложняется тем, что эти программы осуществляются в основном в кад­ровых или медицинских отделах, которые об­ладают явными или скрытыми функциями контроля. Проблема конфиденциальности приобретает в этих учреждениях особое зна­чение, так как ее нарушение может означать

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

180

потерю работы ил» пятно на репутации рабо­чего, что неизбежно скажется на его служеб­ном продвижении. Так как мир производства не ориентирован на обслуживание людей, со­циальный работник всегда должен быть готов задать руководителям вопрос о понимании ими сути и возможных пределов конфиден­циальности, а также об их готовности ува­жать права своих рабочих.

Хотя данный вопрос действительно ва­жен для социальной работы в сфере произ­водства, случаи злоупотреблений редки. Со­циальный работник, однако, должен знать и уважать опасения трудящихся. В конкретной ситуации, именно исходя из предполагаемой степени конфиденциальности, рабочий ре­шает, в какой мере он может воспользоваться социальным обслуживанием. Необходимо неукоснительно следовать руководящим ука­заниям, содержащимся в Этическом кодексе НАСР; информация может разглашаться только с добровольного согласия клиента.

Мотивы. Некоторые люди задают воп­рос о мотивах, которыми руководствовался цех социальных работников, делая производ­ство новой областью своей деятельности, в особенности в такое время, когда корпорации главенствуют в распределении националь­ных ресурсов. Они интересуются, а не моти­вируется ли освоение профессией новой об­ласти деятельности желанием реализовать свои предпринимательские возможности, ко­торые поднимут доходы и престиж практиче­ских социальных работников. Не означает ли направленность на социальную работу в сфе­ре производства, что социальные работники будут меньше заниматься обслуживанием бедных, которые часто не работают? Учиты­вая общенациональную тенденцию к "прива­тизации" экономики в целом и сферы соци­ального обслуживания в частности, не является ли социальная работа в сфере произ­водства еще одним шагом в этом направле­нии, в то время как эта профессия историче­ски привязана к государственному и добровольческому секторам? Помня о быст­ром росте частного предпринимательства в таких сферах, как уход за детьми, приюты для младенцев, медицинский уход на дому, и о параллельном росте частной клинической практики, не будет ли социальная работа в сфере производства следующим шагом в пе­реориентации профессионального цеха на получение прибыли?

Хотя профессионалы осознают реаль­ность некоторых из этих этических проблем (что отражается в литературе), их ответы по­ка неясны и зависят от дальнейшего развития

и освоения этой области практической рабо­ты. Однако некоторые признаки обнадежива­ют. Во-первых, это желание лидеров профес­сии открыто обсуждать проблемы, что обусловлено отчасти осознанием их возраста­ющего значения и того, что они должны ре­шаться как отдельным социальным работни­ком, так и лицами, занимающими ключевые позиции в профессиональных агентствах и организациях. Во-вторых, недавнее распро­странение этого вида социальной работы в профсоюзах и неприбыльных учреждениях обеспечило множественность направлений в этой зарождающейся области и говорит о ее взвешенных и разнообразных перспективах. В-третьих, лидеры социальной работы в сфе­ре производства предложили широкое поле действия в качестве арены для специализа­ции и были поддержаны такими организаци­ями, как НАСР и Совет по образованию соци­альных работников. Подобный подход предполагает обслуживание вновь принятых на работу, безработных в их поисках работы, инвалидов и людей, попавших в трудное по­ложение.

Участие в социальных изменени­ях. Последняя проблема связана с "привати­зацией" и, возможно, является самой фунда­ментальной. Коротко говоря, она состоит в том, исчерпывается ли причастность соци­альных работников к производству исключи­тельно предоставлением услуг, или же они могут выступать также агентами социальных перемен. Это старая проблема (М. Ричмонд, 1917; У. Шварц, 1969; Г. Виленски и Г. Ле­во, 1958).

С этим вопросом неразрывно связана про­блема социального контроля, касающаяся то­го, должны ли профессиональные социаль­ные работники в сфере производства обслуживать в первую очередь отдельных лиц или нанимающие организации. По мнению Р. Бакалински (1980), "забота о благосостоя­нии людей со стороны отдельных лиц или на коллективной основе традиционно является задачей социальной работы. Промышлен­ность, с другой стороны, видит основную цен­ность в производстве и прибылях. Люди рас­сматриваются как товар, имеющий ценность лишь как средство достижения основной цели производства".

Т. Уолден (1978) задал вопрос о том, дол­жны ли социальные работники обслуживать только индивидуальные потребности рабочих или же начать организованно решать такие коллективные проблемы, как опасные усло­вия труда, дегуманизация работы и т. д.

181

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

Готовность социальных работников под­нимать эти вопросы обнадеживает. Сущест­вует опасность того, что социальные работни­ки в сфере производства будут больше заниматься социальным обслуживанием, а не проблемами социального изменения. С пере­ориентацией задач связан определенный риск, который необходимо осознать и обсу­дить способы, помогающие избежать его, с тем чтобы практические социальные работ­ники могли стать агентами социального кон­троля и предоставлять социальные услуги.

Однако в данном случае невозможно найти простой или исчерпывающий ответ. Социальные работники сталкиваются с подо­бными дилеммами в таких областях, как го­сударственное социальное обеспечение, исп­равительные учреждения, обслуживание наркоманов и детское социальное обеспече­ние. Основной вопрос, который должны зада­вать себе социальные работники, состоит в следующем: "Чьими представителями мы яв­ляемся?" Ясное представление о своей роли и функциях означает, что в центре внимания всегда будут находиться люди и что социаль­ные работники должны совершенствовать ор­ганизационные формы, с тем чтобы осущест­влять необходимое посредничество между отдельными лицами и их окружением. В со­циальной работе на производстве не в мень­шей степени, чем в любой другой практиче­ской области с ограниченными, казалось бы, возможностями, практики должны строго следовать своему двойному предназначе­нию — оказывать социальные услуги и быть проводниками социальных изменений. В этом состоит историческое предназначение их профессии.