logo
том 3 энц

343 Эволюция человека: социокультурный аспект

мент 80-х годов находит отражение в росте эмпирических исследований по проблемам взаимодействия аффекта, познания и поведе­ния. Социальные работники вместе с психо­логами и представителями других профес­сий, если они станут основываться на такого рода интегративной модели, смогут подойти к изучению клиента как многофункциональ­ной личности.

Усилия социальных работников в насто­ящее время направлены в основном на изуче­ние групповых связей в семье, в однородных но положению группах и группах сверстни­ков, среди соседей и, вслед за этим, на изуче-. ние организационной и культурной вовле­ченности. В конечном итоге можно добиться такого положения, при котором планирова­ние деятельности в области социальной рабо­ты и реализация ее на практике будут основываться на контекстуальном, экологи­ческом (человек-в-ситуации) психологиче­ском фундаменте.

Генри У. Майер

См. также: Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Эволюция чело­века: биологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект.

Ainsworth М. D. (1972). Attachment and Dependency: A Comparison. In: J. S. Gerwitz (Ed.). Attachment and Dependency (p. 97— 136). Wash., D. C: Winston & Sons. • Bandura

I A. (1977). Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change.— Psychological Review, 84(2), 191—215. • Brainerd C.J.

j (1976). Piaget's Theory of Intelligence. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. • Butler R. M. (1959). An Orientation to Knowledge of Human Growth and Behavior in Social Work

I Education. N. Y.: Council on Social Work Education. • DatanN., GinsbergL. H. (1975). Life-Span Developmental Psychology. N. Y.: Academic Press. • Ellis A. (1962). Reason and Emotion. N. Y.: Lyle Stuart. • Erikson E. H. (1982). The Life Cycle Completed:A Review. N. Y.: W. W. Norton & Co. • Gibbs P. (1984). HBSE in the Undergraduate Curriculum.— Morgantown: West Virginia University. • Gottlieb G. (1982). Studies of the Development of Behavior and the Nervous System. N. Y.:

I Academic Press. • Hofer J. (1981). The Roots

I of Human Behavior. San Francisco: Freeman Press. • Hollis E. (1951). Social Work Education in the United States. N. Y.: Columbia University Press. • Kegan R. (1982). The

I Evolving Self. Cambridge, Mass.: Harvard

I University Press. • Kohlberg L (1976)

Collected Papers on Moral Development and Moral Education. Cambridge, Mass.: Center for Moral Education. • Lantz J.E. (1978). Cognitive Theory and Social Casework.— Social Work, 23(5), 361—367. • Levinson Д. (1978) The Seasons of a Man's Life. N. Y.: Alfred A. Knopf. • Maas H. S. (1984). People and Contexts. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Maier H. W. (1976). Human Functioning as an Interpersonal Whole: The Dimensions of Affect, Behavior, and Cognition. In: Teaching for Competence in the Delivery of Direct Services (p. 60—71). N. Y.: Council on Social Work Education. • Maier H. ИЛ (1978). Three Theories of Child Development (3rd ed.) N. Y.: Longman. • Maslow A. H. (1962). Toward a Psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Rogers C. R. (1961). On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin Co. • Smart M. S., Smart R. C. (1982). Children: Development and Relationships (4th ed.). N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Specht R., Craig G.J. (1982). Human Development. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Sroufe L. A. (1978). Attachment and the Roots of Competence.— Human Nature, 1 (10) ,50—57.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

АСПЕКТ

Процесс становления человеческого су­щества включает в себя помимо созревания биологических систем, обеспечивающих рост и функционирование организма, также эво­люцию познавательных способностей и фор­мирование индивидуальности по мере приоб­ретения жизненных навыков и умения вести себя.

Клиентами социальных работников ста­новятся индивиды, обладающие различным культурным уровнем, физическими возмож­ностями, эмоциональным восприятием. Они отличаются другот друга возрастом, социаль­но-классовой принадлежностью, этническим и расовым происхождением. Хотя все они принадлежат к единому роду человеческому, ни одна теоретическая система не способна объяснить, почему люди ведут себя именно

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ 428

так, а не иначе и чем определяется их поведе­ние.

Теории эволюции человека

Критики той модели развития человека, которая является составной частью теории психоанализа, указывают, что в соответствии с этой теорией личность формируется в тече­ние первых пяти лет жизни. Более современ­ные теории исходят из того, что изменение личности происходит в течение всего жизнен­ного цикла (Э. Эриксон, 1963; Р. Хэвиг-херст, 1979; Р. Пек, 1968). Сторонники ука­занных теорий делят человеческую жизнь на критические периоды или возрастные ста­дии. Так, издатели журнала "Футурист" раз­работали календарь жизни, включающий в себя семь периодов: младенчество и раннее детство (до 5 лет), позднее детство (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (12—18 лет), молодость (19—25 лет), взрослое состояние (25—40 лет), средний возраст (40—65 лет) и преклонный возраст (от 65 лет и старше). Эта периодизацияусловна, поскольку значима не для всех культур и обществ.

Теоретики эволюции используют также концепцию, в соответствии с которой лич­ность на каждом этапе своего развития долж­на решать генеральную задачу, которая воз­никает в определенный период или в связи с определенным периодом жизни индивида. Ее успешное решение приводит к личному сча­стью человека, уск пешному осуществлению им своих последующих целей, а неудача де­лает его несчастным, вызывает осуждение об­щества и затрудняет достижение последую­щих целей (Р. Хэвигхерст, 1972).

Дж. Пиаже (1952) и З.Фрейд (1953) считали, что становление личности заканчи­вается задолго до достижения человеком взрослого состояния. С другой стороны, Э. Эриксон и Р. Хэвигхерст указывают на су­ществование задач, которые не могут быть ограничены пределами определенного, а именно раннего периода жизни. Другие уче­ные критиковали модель, основанную на жизненных периодах и задачах, отмечая, что каждый индивид претерпевает изменения по мере того, как изменяется общество. Соответ­ственно цели и задачи могут различаться для разных поколений и жизненных циклов (Г. Калуджер и М. Калуджер, 1984; У. Лей-си и Дж. Хендрикс, 1980). Эта точка зрения предполагает, что различные культурные группы предъявляют к людям разные нормы и требования на стадиях жизненного цикла и что эти нормы и требования могут меняться от поколения к поколению.

Социокультурные факторы способны также воздействовать на биологическую эво люцию организма. Исследования показали, » частности, что обнищание населения, неу довлетворительное питание и неадекватные жилищные условия приводят к появлению ни свет ослабленных младенцев, обладающих ограниченными возможностями физического и интеллектуального развития. Точно так же в некоторых культурных группах жесткое распределение ролей между полами может привести к усилению личностной склонное™ к зависимости среди женщин и к большем личностной агрессивности у мужчин. Однак i > социокультурные факторы оказывают наи большее влияние именно на усвоение инди видом культурных норм, ценностей убежде ний, взглядов и поведения. Эти факторы лучше всего можно уяснить через призму культурной группы.

Культурные группы

Наиболее влиятельным фактором при формировании групп американского обще ства были расовая и этническая принадлеж ность. Однако взгляд на этническую принад лежность как на единственный фактор, объясняющий поведение индивида, активно оспаривается. Существует очень много дока зателвств того, что внутри одной и той же расовой группы можно обнаружить по край ней мере столько же различий, сколько и между разными расами. Это подчеркивает важность рассмотрения США как этно системы в культурном контексте.

Расовые меньшинства в США являются наследием XVIII и XIX вв., когда европей ские колонисты мигрировали в Африку. Азию и в обе Америки для подчинения себе туземного населения с целью его эксплуата ции. Ключевым аргументом в пользу такот подчинения являлась так называемая генети ческая неполноценность. Порабощенное на селение включает в себя те группы американ ского общества, которые на протяжении долгого времени были объектом дискримина ции и ограбления. В качестве расовых меш. шинств в США в разное время появились чернокожие американцы, американские ин дейцы, пуэрториканцы, мексиканцы, выход цы из разных стран Азии.

Возникает вопрос: до какой степени чело веческие возможности определяются расовой принадлежностью? Наиболее активные спо ры ведутся вокруг взаимосвязи между расо вым происхождением и уровнем интеллекта По мнению некоторых исследователей, результаты тестирования интеллектуальных

345

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

способностей указывают на такие различия между чернокожими и белыми, которые не могут быть объяснены с помощью перемен­ных величин, связанных с жизненной средой, и могут быть отнесены только за счет генети­ческих причин. Другие же исследователи на­стойчиво утверждают, что имеющиеся дан­ные не являются достаточным основанием для таких обобщений.

Возникает также вопрос о том, в какой мере расовое происхождение определяет принадлежность к той или иной социокуль­турной группе. Нетрудно доказать, что не все чернокожие граждане Америки объединены общей культурой. Чернокожие в Африке, США и странах Карибского бассейна исповедуют разные ценности, придержива­ются разных верований и образа жизни. Чле­ны этнических групп, с другой стороны, име­ют общую культуру и историю. Поэтому "этническая группа" — понятие, лишь час­тично пересекающееся с понятием "культур­ная группа". По определению Т. Парсонса (1975), этническая группа представляет со­бой общность людей с отчетливо выраженны­ми, присущими только ей чертами, порож­денными столь же отчетливым осознанием своего исторического прошлого. Р. Блаунер (1972) полагает, что общество воспринимает в качестве этнических групп евреев, итальян­цев или греков, а также чернокожих амери­канцев, испаноязычных, американских ин­дейцев, считая признаками их этнической принадлежности определенные общие цен­ности, жизненные ориентиры и общую исто­рическую память в рамках доминирующей общеамериканской культуры. Следует при­знать, что эта точка зрения представляет со­бой более широкую концепцию этнической принадлежности, чем классический антро­пологический подход, в соответствии с кото­рым этническая группа должна иметь свой язык, религию и общее отечество.

В социальной работе наиболее распрост­ранен субъективный взгляд, в соответствии с которым этнические группы характеризуют­ся чувством общего исторического прошлого, наличием отчетливо выраженных культур­ных традиций и повышенным чувством внут­ренней общности при контактах с другими группами.

Есть основания утверждать, что чувство Этнической принадлежности развивается не­одинаково у детей, относящихся к меньшин­ствам и к основному населению. Шестилет­ние белые дети не осознают этнической принадлежности своих товарищей по играм и выбирают друзей, исходя скорее из возраста

и роста, чем из пола и цвета кожи. Четырех­летние чернокожие дети смутно ощущают расовые различия, однако, достигнув семи-восьми лет, они не только отчетливо понима­ют указанные различия, но и весьма враждеб­но реагируют, когда считают, что их отвергают по причине расово-этнической принадлежности. Этническое самосознание среди детей меньшинств часто усугубляется, если они вращаются в гомогенной группе сво­их соплеменников по месту жительства. Это облегчает им вхождение в детскую среду, по­вышает самооценку, укрепляет внутригруп-повую солидарность и усиливает враждеб­ность, направленную вовне. Иногда нормы группы, сформировавшейся по месту жи­тельства, приходят в противоречие с нормами более широкого сообщества.

Значение этнической принадлежности в формировании поведения взрослого человека исследовалось по отношению почти ко всем меньшинствам в США. Крупнейшая такая группа — чернокожие американцы стали предметом интенсивного изучения. Черноко­жие представляют важную субкультуру аме­риканского общества, во многом отличающу­юся от белых. Эта субкультура имеет свою систему ценностей, нормы поведения и инс­титуты, которые могут быть поняты и надле­жащим образом оценены с учетом их харак­терных особенностей. Теории, пытающиеся объяснить эти различия, могут быть отнесены к двум основным школам, а именно к этно­центристской и релятивистской культурным школам.

Этноцентристская школа исходит из того, что Соединенные Штаты в культурном отношении гомогенны, что существуют опре­деленные американские нормы культурного поведения, которых и должны придержи­ваться все группы, поэтому причины откло­нения чернокожих от этих норм требуют сво­его объяснения. В противовес этому релятивистская школа предполагает, что Соединенные Штаты являются поликультур­ным обществом, культурная целостность ко­торого не измеряется нормами белого боль­шинства и не моделируется на их основе. Культурные различия между чернокожими и белыми американцами вызваны по преиму­ществу разным историческим и современным опытом.

Исследователи отмечают культурную неоднородность семей чернокожих амери­канцев. Особый интерес представляют следу­ющие направления научных разработок: 1) структура, функционирование и устойчи­вость семей чернокожих американцев;

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

430

2) воздействие низкого уровня доходов и не­полных семей на роль обоих полов в обществе;

3) родительские права и роль родителей;

4) родственные связи и системы взаимной поддержки. Исследования показывают, что в этой этнической группе существуют значи­тельные внутренние различия, поэтому глав­ная задача состоит в том, чтобы создать об­щую концепцию, объясняющую указанный бикультуризм (X. Майерс, 1982).

Что касается проживающих в Америке выходцев из азиатских стран, то имеются ра­боты, посвященные американским китай­цам, японцам, филиппинцам и беженцам из стран Юго-Восточной Азии. Хотя в основном эти исследования затрагивают прежде всего проблемы функционирования семьи и воспи­тания детей, в них уделяется внимание и та­ким вопросам, как здравоохранение и уход за престарелыми.

Наиболее быстрыми темпами в США рас­тет испаноязычное население. При этом не всегда признается, что в его составе имеется ряд различных культурных групп, таких, как мексиканцы, пуэрториканцы и выходцы из различных стран Центральной Америки. Эти группы различаются по трем характеристи­кам этнической группы — общее историче­ское прошлое, самоидентификация с данной группой и повышенное чувство обособленно­сти при контактах с другими группами. Но, как и в других группах, на развитие человека здесь оказывают влияние не только общность языка и дискриминация со стороны белого большинства. Более важную роль, видимо, играют ценности, уходящие корнями в тради­ционную культуру. Исследователями были описаны ценности, характерные для групп мексиканцев и пуэрториканцев. Последним, в дополнение к различиям в культурных цен­ностях, приходится иметь дело с проблемами, проистекающими из этнической сложности самого меньшинства. Это ведет к внутренней разобщенности в зависимости от более свет­лого или темного оттенка кожи. В этом смыс­ле пуэрториканский ребенок может столк­нуться с дискриминацией общества по отношению и к пуэрториканцам, и к черно­кожим вообще, и к испаноязычным в целом.

Культура американских индейцев являет наиболее яркий пример того, насколько этно­центристский характер могут иметь пред­ставления о развитичеи ловека и воспитании детей. Так, среди индейцев в Нью-Мексико принято, что первую кроватку или колыбель ребенку дарит дядя, потому что ему отводится важная роль в воспитании ребенка, привитии ему дисциплины и важных жизненных навы-

ков. Однако этот факт никогда не принимает ся во внимание при планировании социаль ных мероприятий или образовательных про грамм для американских индейцев. Гораздо чаще социальные работники рассматриваю! перекладывание ответственности на рода венников как свидетельство пренебрежении своими обязанностями со стороны отца и ма тери и даже как основание для лишения их родительских прав. Документально доказа но, что дети американских индейцев непро порционально часто изымаются из семей и помещаются в интернаты. Это явление было особенно широко распространено до приня тия Закона о социальном обеспечении детей индейцев (1978).

Как следствие нелегкой и часто успешной борьбы, которую вели расовые и этнические меньшинства в течение последних десятилс тий против дискриминации и политики соци ального гнета, появились другие группы i аналогичными проблемами. Это группы лю дей, не имеющие общего прошлого или куль турных традиций, но зато наделенные созна нием, что они являются жертвами дискриминации по физическим или поведен ческим признакам, таким, как инвалидность, религиозные верования, нищета, сексуаль ная ориентация или возраст. Эти группы ста новятся источником значительной неодно родности внутри уже имеющихся культурных групп, когда их представители начинают добиваться поддержки для реше ния своих специфических задач.

Внутригрупповые различия

Социализация является важнейшей со ставной частью процесса развития людей Социологи, занимающиеся структурой об щества, рассматривают ее как приобщение людей к верованиям, ценностям, мотивации и навыкам, характеризующим их припал лежность к данной культурной группе. Соци ализация измеряется той степенью, в которой личность способна эффективно действовать н собственных и общественных интересах и рамках признанных социальных ролей. Со циализация рассматривается также как про цесс, в ходе которого формируется личность и возникает представление человека о себе самом по мере его вхождения в социальную роль. С этой точки зрения упор делается на межличностные отношения. Эволюционный аспект социализации касается характерных ролей, которые индивид должен научитьгм выполнять на разных этапах жизненною цикла. Однако нормы, определяющие выгюл пение указанных ролей, могут различаться

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

431

внутри одной и той же культурной группы. Социально-классовое положение, пол, воз­раст, физическая и общественная среда — таковы те основные переменные, которые мо­гут видоизменять взаимосвязь между принад­лежностью к социокультурной группе и пове­дением, ценностями, взглядами конкретной личности.

Социальные классы. Социально-классовое положение определяется тремя компонентами — характером труда, образо­ванием и имущественным состоянием. Оно зависит, далее, от образа жизни, ценностей и убеждений. В то же время все шире призна­ется, что способы определения социально-классовой принадлежности и ее связи с конк­ретным поведением человека могут быть различными для разных культурных групп. В научной литературе ведется нескончаемый спор о том, что играет более важную роль — социально-классовая принадлежность или этническая. Однако наибольший интерес представляет вопрос о том, как эти два факто­ра взаимодействуют в развитии человека. Есть основания полагать, что ответ будет варьироваться в зависимости от конкретной этнической группы. Так, некоторые ученые считают, что различие в воспитании детей, зависящее от того, к какому классу — низше­му или среднему — принадлежат родители, в разных расовых и этнических группах прояв­ляется по-разному. Другие исследования указывают на существование различий в об­ращении с детьми в белых и чернокожих семьях независимо от социального положе­ния. Аналогичные отличия можно обнару­жить и при сравнении белых семей с другими меньшинствами, опять-таки независимо от социального положения.

Одно время многие поддерживали кон­цепцию "культуры нищеты" в применении к образу жизни, который наследуется из поко­ления в поколение. Предполагалось, что по­ведение бедноты определяется самовоспроиз­водящейся системой ценностей, которые весьма отличаются от ценностей, присущих среднему классу и существующих вне расо­вых и национальных различий. Сейчас, од­нако, эта концепция активно оспаривается. Наиболее убедительный контраргумент за­ключается в том, что поведение не всегда ав­томатически вытекает из присущих людям убеждений или ценностей. Но критики "культуры нищеты" не затушевывают тот факт, что бедные слои разных этнических групп стоят перед одними и теми же препят­ствиями, мешающими их врастанию в доми­нирующую культуру, их социализации. Им

скорее могут быть присущи взгляды, убежде­ния и поведение, уместные в их собственной культуре, но деструктивные для доминирую­щей.

Пол. Женское движение в значительной мере стимулировало исследования вопроса о сравнительной роли генетической наследст­венности и культурного воздействия на фор­мирование типичного мужского и женского поведения. Следует проводить различие между полом (zex) как чисто биологической репродуктивной системой индивида и "тенде­ром" (gender) — психологической ориента­цией человека на мужественность или женст­венность. Хотя для многих людей пол и "гендер" совпадают, это относится далеко не ко всем людям. Следует также видеть разни­цу между "тендерной" идентичностью и выбо­ром любовного партнера. С. Левенстейн (1980) указывает, что, "хотя в ряде случаев генетические отклонения в половом развитии (транссексуальность) могут реально сосуще­ствовать с гомосексуальными наклонностя­ми, это далеко не одно и то же... Фактически именно женственность ценится в лесбиян­ской субкультуре, характеризующейся в по­веденческом отношении взаимной поддерж­кой, открытостью и эмоциональной выразительностью".

С точки зрения эволюции личности соци­ализация имеет целью установление норм, определяющих роли обоих полов в обществе, достижение соответствия между биологиче­ской и общественной функциями обоих полов и избрание приемлемого с точки зрения куль­туры партнера в любви. Если же этого не про­исходит, будь то вследствие генетической предрасположенности или неадекватной со­циализации, реакция общества обычно при­обретает форму наказания. В результате со­ответствующие подгруппы развиваются, объединенные общим чувством жертвенно­сти. Не исключено, что это явление отражает грядущее расширение концепции культур­ных групп, для которых станут необязатель­ными такие признаки, как общее прошлое и культурные традиции.

За исключением анатомических разли­чий, другие черты, отличающие мужчин от женщин, по-видимому, порождаются биоло­гической наследственностью: мужские заро­дыши чаще подвержены самопроизвольным выкидышам, мальчики медленнее развива­ются после рождения, но они более активны, несколько крупнее девочек в младенческом возрасте, у них лучше развита мускулатура. Девочки раньше начинают ходить и говорить, у них раньше прорезаются зубы. На протяже-

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

349

нии жизни оба пола вырабатывают различ­ные гормоны и в разных количествах. Не­смотря на ряд очевидных анатомических, гормональных и других физиологических различий между полами, в целом остается неизвестным, влияют ли они, и если влияют, то в какой мере, на поведение, взгляды и чувства мужчин и женщин. Известно, что присущие обоим полам роли усваиваются в раннем детстве, и многие аспекты связанного с ними поведения являются приобретенными (С. Энгрист, 1969; Дж. Блок, 1973; Э. Мак-нейл, 1969).

Когда женщина осваивает отведенную ее полу роль, основной упор при этом делается на брак, семью и детей, на такие "женские" свойства, как любовь к детям, сочувствие и сострадание, привлекательность. Женщине противопоказаны чрезмерная напористость, агрессивность, властолюбие. В противопо­ложность этому, мужчин учат быть сильны­ми, уверенными в себе, реалистичными, энергичными, сдержанными в чувствах — тем качествам, которые нужны, чтобы стать лидерами в семье и на работе. По некоторым данным, однако, общество начинает отходить от жесткой привязки тех или иных норм по­ведения к определенному полу. Вместе с тем имеются данные о том, что масштабы указан­ных изменений неодинаковы для разных культурных подгрупп, в особенности для тех из них, где традиционные ценности опреде­ляют особенно глубокую дифференциацию ролей мужчин и женщин.

Возраст. Включение возраста в число факторов, определяющих эволюцию челове­ка и различные варианты этих изменений внутри данной группы, является следствием двух сравнительно новых обстоятельств. Пер­вое из них — быстрые социальные измене­ния, приводящие к возникновению глубоких различий между поколениями во взглядах, верованиях, образе жизни и даже в ценно­стях. В рамках одной и той же культурной группы старшее поколение может придержи­ваться традиционных ценностей, а млад­шее — отвергать их. Способность родителей приобщить своих детей к социальным функ­циям была серьезно ослаблена теми измене­ниями, которые пережили сами родители. В ряде случаев у них возникли сомнения в том, что их убеждения, ценности и способ поведе­ния подходят для детей. В этом смысле школа и средства массовой информации могут фак­тически иметь большее влияние на новое по­коление детей, чем их родители.

Значение возраста как одной из перемен­ных величин, участвующих во взаимозависи-

мости культуры и эволюции человека, увели чивается еще и потому, что указанное разви тие продолжается на протяжении всей жизни (как это все более признается в последнее вро мя). Поскольку оно включает в себя все воз раеты жизненного цикла, связанные с разви тием человека проблемы будут одновременно затрагивать индивидов различных возрастов, принадлежащих к одной семье. Например, потеря матери затронет развитие не только ее детей школьного возраста, но и мужа средни х лет и ее родителей, а своей реакцией на поте­рю они в свою очередь будут воздействова п. друг на друга. Вопросы культуры в связи i человеческим развитием следует рассматри вать в многоаспектной перспективе.

Окружающая среда. Считается, что на развитие человека воздействует и физичс екая и социальная среда Под физической средой подразумеваются внешний мир, включающий особенности климата и геогра фического положения, а также произведен ные человеком структуры и изменения в при роде. Социальную среду составляет система общественных связей индивида. В обоих слу чаях окружающая среда одновременно и воз действует на культурные нормы, познания и убеждения человека, и вместе с тем подверга ется их воздействию.

В последнее время сторонники экологиче ского подхода в социальной работе система тически пытались создать теоретическую мо дель взаимосвязи между внешней средой, ростом, развитием и изменениями человека Г. Бартлетт в 1970 г. писала: "Следует глубже разобраться в том, как социальная среда воз действует на человека. Дело здесь далеко не сводится к получению общего представлении об условиях и проблемах... Необходимы ана лиз и выявление форм воздействия обще­ственной среды на людей, будь то индивиды, группы или сообщества". На основе этой точ ки зрения возникают концепции, тесно евн занные с проблемамиэволюции, стрессов, ис­ходящих от среды, и поддержки, получаемой со стороны среды.

"Поддерживающей" может быть названа среда, где существует равновесие между трс бованиями, которые она предъявляет инди виду, и его способностью удовлетворять этим требованиям. С другой стороны, стресс мож но определить как ситуацию, когда востри нимаемые от внешней среды требовании превосходят уровень предшествовавшей адаптации индивида. Такие стрессовые ситу ации могут быть различными, начиная с ко», кретных проблем — безработицы, болезни или развода — до более общих, таких, как