343 Эволюция человека: социокультурный аспект
мент 80-х годов находит отражение в росте эмпирических исследований по проблемам взаимодействия аффекта, познания и поведения. Социальные работники вместе с психологами и представителями других профессий, если они станут основываться на такого рода интегративной модели, смогут подойти к изучению клиента как многофункциональной личности.
Усилия социальных работников в настоящее время направлены в основном на изучение групповых связей в семье, в однородных но положению группах и группах сверстников, среди соседей и, вслед за этим, на изуче-. ние организационной и культурной вовлеченности. В конечном итоге можно добиться такого положения, при котором планирование деятельности в области социальной работы и реализация ее на практике будут основываться на контекстуальном, экологическом (человек-в-ситуации) психологическом фундаменте.
Генри У. Майер
См. также: Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Эволюция человека: биологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект.
• Ainsworth М. D. (1972). Attachment and Dependency: A Comparison. In: J. S. Gerwitz (Ed.). Attachment and Dependency (p. 97— 136). Wash., D. C: Winston & Sons. • Bandura
I A. (1977). Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change.— Psychological Review, 84(2), 191—215. • Brainerd C.J.
j (1976). Piaget's Theory of Intelligence. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. • Butler R. M. (1959). An Orientation to Knowledge of Human Growth and Behavior in Social Work
I Education. N. Y.: Council on Social Work Education. • DatanN., GinsbergL. H. (1975). Life-Span Developmental Psychology. N. Y.: Academic Press. • Ellis A. (1962). Reason and Emotion. N. Y.: Lyle Stuart. • Erikson E. H. (1982). The Life Cycle Completed:A Review. N. Y.: W. W. Norton & Co. • Gibbs P. (1984). HBSE in the Undergraduate Curriculum.— Morgantown: West Virginia University. • Gottlieb G. (1982). Studies of the Development of Behavior and the Nervous System. N. Y.:
I Academic Press. • Hofer J. (1981). The Roots
I of Human Behavior. San Francisco: Freeman Press. • Hollis E. (1951). Social Work Education in the United States. N. Y.: Columbia University Press. • Kegan R. (1982). The
I Evolving Self. Cambridge, Mass.: Harvard
I University Press. • Kohlberg L (1976)
Collected Papers on Moral Development and Moral Education. Cambridge, Mass.: Center for Moral Education. • Lantz J.E. (1978). Cognitive Theory and Social Casework.— Social Work, 23(5), 361—367. • Levinson Д. (1978) The Seasons of a Man's Life. N. Y.: Alfred A. Knopf. • Maas H. S. (1984). People and Contexts. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Maier H. W. (1976). Human Functioning as an Interpersonal Whole: The Dimensions of Affect, Behavior, and Cognition. In: Teaching for Competence in the Delivery of Direct Services (p. 60—71). N. Y.: Council on Social Work Education. • Maier H. ИЛ (1978). Three Theories of Child Development (3rd ed.) N. Y.: Longman. • Maslow A. H. (1962). Toward a Psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Rogers C. R. (1961). On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin Co. • Smart M. S., Smart R. C. (1982). Children: Development and Relationships (4th ed.). N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Specht R., Craig G.J. (1982). Human Development. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Sroufe L. A. (1978). Attachment and the Roots of Competence.— Human Nature, 1 (10) ,50—57.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
АСПЕКТ
Процесс становления человеческого существа включает в себя помимо созревания биологических систем, обеспечивающих рост и функционирование организма, также эволюцию познавательных способностей и формирование индивидуальности по мере приобретения жизненных навыков и умения вести себя.
Клиентами социальных работников становятся индивиды, обладающие различным культурным уровнем, физическими возможностями, эмоциональным восприятием. Они отличаются другот друга возрастом, социально-классовой принадлежностью, этническим и расовым происхождением. Хотя все они принадлежат к единому роду человеческому, ни одна теоретическая система не способна объяснить, почему люди ведут себя именно
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ 428
так, а не иначе и чем определяется их поведение.
Теории эволюции человека
Критики той модели развития человека, которая является составной частью теории психоанализа, указывают, что в соответствии с этой теорией личность формируется в течение первых пяти лет жизни. Более современные теории исходят из того, что изменение личности происходит в течение всего жизненного цикла (Э. Эриксон, 1963; Р. Хэвиг-херст, 1979; Р. Пек, 1968). Сторонники указанных теорий делят человеческую жизнь на критические периоды или возрастные стадии. Так, издатели журнала "Футурист" разработали календарь жизни, включающий в себя семь периодов: младенчество и раннее детство (до 5 лет), позднее детство (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (12—18 лет), молодость (19—25 лет), взрослое состояние (25—40 лет), средний возраст (40—65 лет) и преклонный возраст (от 65 лет и старше). Эта периодизацияусловна, поскольку значима не для всех культур и обществ.
Теоретики эволюции используют также концепцию, в соответствии с которой личность на каждом этапе своего развития должна решать генеральную задачу, которая возникает в определенный период или в связи с определенным периодом жизни индивида. Ее успешное решение приводит к личному счастью человека, уск пешному осуществлению им своих последующих целей, а неудача делает его несчастным, вызывает осуждение общества и затрудняет достижение последующих целей (Р. Хэвигхерст, 1972).
Дж. Пиаже (1952) и З.Фрейд (1953) считали, что становление личности заканчивается задолго до достижения человеком взрослого состояния. С другой стороны, Э. Эриксон и Р. Хэвигхерст указывают на существование задач, которые не могут быть ограничены пределами определенного, а именно раннего периода жизни. Другие ученые критиковали модель, основанную на жизненных периодах и задачах, отмечая, что каждый индивид претерпевает изменения по мере того, как изменяется общество. Соответственно цели и задачи могут различаться для разных поколений и жизненных циклов (Г. Калуджер и М. Калуджер, 1984; У. Лей-си и Дж. Хендрикс, 1980). Эта точка зрения предполагает, что различные культурные группы предъявляют к людям разные нормы и требования на стадиях жизненного цикла и что эти нормы и требования могут меняться от поколения к поколению.
Социокультурные факторы способны также воздействовать на биологическую эво люцию организма. Исследования показали, » частности, что обнищание населения, неу довлетворительное питание и неадекватные жилищные условия приводят к появлению ни свет ослабленных младенцев, обладающих ограниченными возможностями физического и интеллектуального развития. Точно так же в некоторых культурных группах жесткое распределение ролей между полами может привести к усилению личностной склонное™ к зависимости среди женщин и к большем личностной агрессивности у мужчин. Однак i > социокультурные факторы оказывают наи большее влияние именно на усвоение инди видом культурных норм, ценностей убежде ний, взглядов и поведения. Эти факторы лучше всего можно уяснить через призму культурной группы.
Культурные группы
Наиболее влиятельным фактором при формировании групп американского обще ства были расовая и этническая принадлеж ность. Однако взгляд на этническую принад лежность как на единственный фактор, объясняющий поведение индивида, активно оспаривается. Существует очень много дока зателвств того, что внутри одной и той же расовой группы можно обнаружить по край ней мере столько же различий, сколько и между разными расами. Это подчеркивает важность рассмотрения США как этно системы в культурном контексте.
Расовые меньшинства в США являются наследием XVIII и XIX вв., когда европей ские колонисты мигрировали в Африку. Азию и в обе Америки для подчинения себе туземного населения с целью его эксплуата ции. Ключевым аргументом в пользу такот подчинения являлась так называемая генети ческая неполноценность. Порабощенное на селение включает в себя те группы американ ского общества, которые на протяжении долгого времени были объектом дискримина ции и ограбления. В качестве расовых меш. шинств в США в разное время появились чернокожие американцы, американские ин дейцы, пуэрториканцы, мексиканцы, выход цы из разных стран Азии.
Возникает вопрос: до какой степени чело веческие возможности определяются расовой принадлежностью? Наиболее активные спо ры ведутся вокруг взаимосвязи между расо вым происхождением и уровнем интеллекта По мнению некоторых исследователей, результаты тестирования интеллектуальных
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
способностей указывают на такие различия между чернокожими и белыми, которые не могут быть объяснены с помощью переменных величин, связанных с жизненной средой, и могут быть отнесены только за счет генетических причин. Другие же исследователи настойчиво утверждают, что имеющиеся данные не являются достаточным основанием для таких обобщений.
Возникает также вопрос о том, в какой мере расовое происхождение определяет принадлежность к той или иной социокультурной группе. Нетрудно доказать, что не все чернокожие граждане Америки объединены общей культурой. Чернокожие в Африке, США и странах Карибского бассейна исповедуют разные ценности, придерживаются разных верований и образа жизни. Члены этнических групп, с другой стороны, имеют общую культуру и историю. Поэтому "этническая группа" — понятие, лишь частично пересекающееся с понятием "культурная группа". По определению Т. Парсонса (1975), этническая группа представляет собой общность людей с отчетливо выраженными, присущими только ей чертами, порожденными столь же отчетливым осознанием своего исторического прошлого. Р. Блаунер (1972) полагает, что общество воспринимает в качестве этнических групп евреев, итальянцев или греков, а также чернокожих американцев, испаноязычных, американских индейцев, считая признаками их этнической принадлежности определенные общие ценности, жизненные ориентиры и общую историческую память в рамках доминирующей общеамериканской культуры. Следует признать, что эта точка зрения представляет собой более широкую концепцию этнической принадлежности, чем классический антропологический подход, в соответствии с которым этническая группа должна иметь свой язык, религию и общее отечество.
В социальной работе наиболее распространен субъективный взгляд, в соответствии с которым этнические группы характеризуются чувством общего исторического прошлого, наличием отчетливо выраженных культурных традиций и повышенным чувством внутренней общности при контактах с другими группами.
Есть основания утверждать, что чувство Этнической принадлежности развивается неодинаково у детей, относящихся к меньшинствам и к основному населению. Шестилетние белые дети не осознают этнической принадлежности своих товарищей по играм и выбирают друзей, исходя скорее из возраста
и роста, чем из пола и цвета кожи. Четырехлетние чернокожие дети смутно ощущают расовые различия, однако, достигнув семи-восьми лет, они не только отчетливо понимают указанные различия, но и весьма враждебно реагируют, когда считают, что их отвергают по причине расово-этнической принадлежности. Этническое самосознание среди детей меньшинств часто усугубляется, если они вращаются в гомогенной группе своих соплеменников по месту жительства. Это облегчает им вхождение в детскую среду, повышает самооценку, укрепляет внутригруп-повую солидарность и усиливает враждебность, направленную вовне. Иногда нормы группы, сформировавшейся по месту жительства, приходят в противоречие с нормами более широкого сообщества.
Значение этнической принадлежности в формировании поведения взрослого человека исследовалось по отношению почти ко всем меньшинствам в США. Крупнейшая такая группа — чернокожие американцы стали предметом интенсивного изучения. Чернокожие представляют важную субкультуру американского общества, во многом отличающуюся от белых. Эта субкультура имеет свою систему ценностей, нормы поведения и институты, которые могут быть поняты и надлежащим образом оценены с учетом их характерных особенностей. Теории, пытающиеся объяснить эти различия, могут быть отнесены к двум основным школам, а именно к этноцентристской и релятивистской культурным школам.
Этноцентристская школа исходит из того, что Соединенные Штаты в культурном отношении гомогенны, что существуют определенные американские нормы культурного поведения, которых и должны придерживаться все группы, поэтому причины отклонения чернокожих от этих норм требуют своего объяснения. В противовес этому релятивистская школа предполагает, что Соединенные Штаты являются поликультурным обществом, культурная целостность которого не измеряется нормами белого большинства и не моделируется на их основе. Культурные различия между чернокожими и белыми американцами вызваны по преимуществу разным историческим и современным опытом.
Исследователи отмечают культурную неоднородность семей чернокожих американцев. Особый интерес представляют следующие направления научных разработок: 1) структура, функционирование и устойчивость семей чернокожих американцев;
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
430
2) воздействие низкого уровня доходов и неполных семей на роль обоих полов в обществе;
3) родительские права и роль родителей;
4) родственные связи и системы взаимной поддержки. Исследования показывают, что в этой этнической группе существуют значительные внутренние различия, поэтому главная задача состоит в том, чтобы создать общую концепцию, объясняющую указанный бикультуризм (X. Майерс, 1982).
Что касается проживающих в Америке выходцев из азиатских стран, то имеются работы, посвященные американским китайцам, японцам, филиппинцам и беженцам из стран Юго-Восточной Азии. Хотя в основном эти исследования затрагивают прежде всего проблемы функционирования семьи и воспитания детей, в них уделяется внимание и таким вопросам, как здравоохранение и уход за престарелыми.
Наиболее быстрыми темпами в США растет испаноязычное население. При этом не всегда признается, что в его составе имеется ряд различных культурных групп, таких, как мексиканцы, пуэрториканцы и выходцы из различных стран Центральной Америки. Эти группы различаются по трем характеристикам этнической группы — общее историческое прошлое, самоидентификация с данной группой и повышенное чувство обособленности при контактах с другими группами. Но, как и в других группах, на развитие человека здесь оказывают влияние не только общность языка и дискриминация со стороны белого большинства. Более важную роль, видимо, играют ценности, уходящие корнями в традиционную культуру. Исследователями были описаны ценности, характерные для групп мексиканцев и пуэрториканцев. Последним, в дополнение к различиям в культурных ценностях, приходится иметь дело с проблемами, проистекающими из этнической сложности самого меньшинства. Это ведет к внутренней разобщенности в зависимости от более светлого или темного оттенка кожи. В этом смысле пуэрториканский ребенок может столкнуться с дискриминацией общества по отношению и к пуэрториканцам, и к чернокожим вообще, и к испаноязычным в целом.
Культура американских индейцев являет наиболее яркий пример того, насколько этноцентристский характер могут иметь представления о развитичеи ловека и воспитании детей. Так, среди индейцев в Нью-Мексико принято, что первую кроватку или колыбель ребенку дарит дядя, потому что ему отводится важная роль в воспитании ребенка, привитии ему дисциплины и важных жизненных навы-
ков. Однако этот факт никогда не принимает ся во внимание при планировании социаль ных мероприятий или образовательных про грамм для американских индейцев. Гораздо чаще социальные работники рассматриваю! перекладывание ответственности на рода венников как свидетельство пренебрежении своими обязанностями со стороны отца и ма тери и даже как основание для лишения их родительских прав. Документально доказа но, что дети американских индейцев непро порционально часто изымаются из семей и помещаются в интернаты. Это явление было особенно широко распространено до приня тия Закона о социальном обеспечении детей индейцев (1978).
Как следствие нелегкой и часто успешной борьбы, которую вели расовые и этнические меньшинства в течение последних десятилс тий против дискриминации и политики соци ального гнета, появились другие группы i аналогичными проблемами. Это группы лю дей, не имеющие общего прошлого или куль турных традиций, но зато наделенные созна нием, что они являются жертвами дискриминации по физическим или поведен ческим признакам, таким, как инвалидность, религиозные верования, нищета, сексуаль ная ориентация или возраст. Эти группы ста новятся источником значительной неодно родности внутри уже имеющихся культурных групп, когда их представители начинают добиваться поддержки для реше ния своих специфических задач.
Внутригрупповые различия
Социализация является важнейшей со ставной частью процесса развития людей Социологи, занимающиеся структурой об щества, рассматривают ее как приобщение людей к верованиям, ценностям, мотивации и навыкам, характеризующим их припал лежность к данной культурной группе. Соци ализация измеряется той степенью, в которой личность способна эффективно действовать н собственных и общественных интересах и рамках признанных социальных ролей. Со циализация рассматривается также как про цесс, в ходе которого формируется личность и возникает представление человека о себе самом по мере его вхождения в социальную роль. С этой точки зрения упор делается на межличностные отношения. Эволюционный аспект социализации касается характерных ролей, которые индивид должен научитьгм выполнять на разных этапах жизненною цикла. Однако нормы, определяющие выгюл пение указанных ролей, могут различаться
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
431
внутри одной и той же культурной группы. Социально-классовое положение, пол, возраст, физическая и общественная среда — таковы те основные переменные, которые могут видоизменять взаимосвязь между принадлежностью к социокультурной группе и поведением, ценностями, взглядами конкретной личности.
Социальные классы. Социально-классовое положение определяется тремя компонентами — характером труда, образованием и имущественным состоянием. Оно зависит, далее, от образа жизни, ценностей и убеждений. В то же время все шире признается, что способы определения социально-классовой принадлежности и ее связи с конкретным поведением человека могут быть различными для разных культурных групп. В научной литературе ведется нескончаемый спор о том, что играет более важную роль — социально-классовая принадлежность или этническая. Однако наибольший интерес представляет вопрос о том, как эти два фактора взаимодействуют в развитии человека. Есть основания полагать, что ответ будет варьироваться в зависимости от конкретной этнической группы. Так, некоторые ученые считают, что различие в воспитании детей, зависящее от того, к какому классу — низшему или среднему — принадлежат родители, в разных расовых и этнических группах проявляется по-разному. Другие исследования указывают на существование различий в обращении с детьми в белых и чернокожих семьях независимо от социального положения. Аналогичные отличия можно обнаружить и при сравнении белых семей с другими меньшинствами, опять-таки независимо от социального положения.
Одно время многие поддерживали концепцию "культуры нищеты" в применении к образу жизни, который наследуется из поколения в поколение. Предполагалось, что поведение бедноты определяется самовоспроизводящейся системой ценностей, которые весьма отличаются от ценностей, присущих среднему классу и существующих вне расовых и национальных различий. Сейчас, однако, эта концепция активно оспаривается. Наиболее убедительный контраргумент заключается в том, что поведение не всегда автоматически вытекает из присущих людям убеждений или ценностей. Но критики "культуры нищеты" не затушевывают тот факт, что бедные слои разных этнических групп стоят перед одними и теми же препятствиями, мешающими их врастанию в доминирующую культуру, их социализации. Им
скорее могут быть присущи взгляды, убеждения и поведение, уместные в их собственной культуре, но деструктивные для доминирующей.
Пол. Женское движение в значительной мере стимулировало исследования вопроса о сравнительной роли генетической наследственности и культурного воздействия на формирование типичного мужского и женского поведения. Следует проводить различие между полом (zex) как чисто биологической репродуктивной системой индивида и "тендером" (gender) — психологической ориентацией человека на мужественность или женственность. Хотя для многих людей пол и "гендер" совпадают, это относится далеко не ко всем людям. Следует также видеть разницу между "тендерной" идентичностью и выбором любовного партнера. С. Левенстейн (1980) указывает, что, "хотя в ряде случаев генетические отклонения в половом развитии (транссексуальность) могут реально сосуществовать с гомосексуальными наклонностями, это далеко не одно и то же... Фактически именно женственность ценится в лесбиянской субкультуре, характеризующейся в поведенческом отношении взаимной поддержкой, открытостью и эмоциональной выразительностью".
С точки зрения эволюции личности социализация имеет целью установление норм, определяющих роли обоих полов в обществе, достижение соответствия между биологической и общественной функциями обоих полов и избрание приемлемого с точки зрения культуры партнера в любви. Если же этого не происходит, будь то вследствие генетической предрасположенности или неадекватной социализации, реакция общества обычно приобретает форму наказания. В результате соответствующие подгруппы развиваются, объединенные общим чувством жертвенности. Не исключено, что это явление отражает грядущее расширение концепции культурных групп, для которых станут необязательными такие признаки, как общее прошлое и культурные традиции.
За исключением анатомических различий, другие черты, отличающие мужчин от женщин, по-видимому, порождаются биологической наследственностью: мужские зародыши чаще подвержены самопроизвольным выкидышам, мальчики медленнее развиваются после рождения, но они более активны, несколько крупнее девочек в младенческом возрасте, у них лучше развита мускулатура. Девочки раньше начинают ходить и говорить, у них раньше прорезаются зубы. На протяже-
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
нии жизни оба пола вырабатывают различные гормоны и в разных количествах. Несмотря на ряд очевидных анатомических, гормональных и других физиологических различий между полами, в целом остается неизвестным, влияют ли они, и если влияют, то в какой мере, на поведение, взгляды и чувства мужчин и женщин. Известно, что присущие обоим полам роли усваиваются в раннем детстве, и многие аспекты связанного с ними поведения являются приобретенными (С. Энгрист, 1969; Дж. Блок, 1973; Э. Мак-нейл, 1969).
Когда женщина осваивает отведенную ее полу роль, основной упор при этом делается на брак, семью и детей, на такие "женские" свойства, как любовь к детям, сочувствие и сострадание, привлекательность. Женщине противопоказаны чрезмерная напористость, агрессивность, властолюбие. В противоположность этому, мужчин учат быть сильными, уверенными в себе, реалистичными, энергичными, сдержанными в чувствах — тем качествам, которые нужны, чтобы стать лидерами в семье и на работе. По некоторым данным, однако, общество начинает отходить от жесткой привязки тех или иных норм поведения к определенному полу. Вместе с тем имеются данные о том, что масштабы указанных изменений неодинаковы для разных культурных подгрупп, в особенности для тех из них, где традиционные ценности определяют особенно глубокую дифференциацию ролей мужчин и женщин.
Возраст. Включение возраста в число факторов, определяющих эволюцию человека и различные варианты этих изменений внутри данной группы, является следствием двух сравнительно новых обстоятельств. Первое из них — быстрые социальные изменения, приводящие к возникновению глубоких различий между поколениями во взглядах, верованиях, образе жизни и даже в ценностях. В рамках одной и той же культурной группы старшее поколение может придерживаться традиционных ценностей, а младшее — отвергать их. Способность родителей приобщить своих детей к социальным функциям была серьезно ослаблена теми изменениями, которые пережили сами родители. В ряде случаев у них возникли сомнения в том, что их убеждения, ценности и способ поведения подходят для детей. В этом смысле школа и средства массовой информации могут фактически иметь большее влияние на новое поколение детей, чем их родители.
Значение возраста как одной из переменных величин, участвующих во взаимозависи-
мости культуры и эволюции человека, увели чивается еще и потому, что указанное разви тие продолжается на протяжении всей жизни (как это все более признается в последнее вро мя). Поскольку оно включает в себя все воз раеты жизненного цикла, связанные с разви тием человека проблемы будут одновременно затрагивать индивидов различных возрастов, принадлежащих к одной семье. Например, потеря матери затронет развитие не только ее детей школьного возраста, но и мужа средни х лет и ее родителей, а своей реакцией на потерю они в свою очередь будут воздействова п. друг на друга. Вопросы культуры в связи i человеческим развитием следует рассматри вать в многоаспектной перспективе.
Окружающая среда. Считается, что на развитие человека воздействует и физичс екая и социальная среда Под физической средой подразумеваются внешний мир, включающий особенности климата и геогра фического положения, а также произведен ные человеком структуры и изменения в при роде. Социальную среду составляет система общественных связей индивида. В обоих слу чаях окружающая среда одновременно и воз действует на культурные нормы, познания и убеждения человека, и вместе с тем подверга ется их воздействию.
В последнее время сторонники экологиче ского подхода в социальной работе система тически пытались создать теоретическую мо дель взаимосвязи между внешней средой, ростом, развитием и изменениями человека Г. Бартлетт в 1970 г. писала: "Следует глубже разобраться в том, как социальная среда воз действует на человека. Дело здесь далеко не сводится к получению общего представлении об условиях и проблемах... Необходимы ана лиз и выявление форм воздействия общественной среды на людей, будь то индивиды, группы или сообщества". На основе этой точ ки зрения возникают концепции, тесно евн занные с проблемамиэволюции, стрессов, исходящих от среды, и поддержки, получаемой со стороны среды.
"Поддерживающей" может быть названа среда, где существует равновесие между трс бованиями, которые она предъявляет инди виду, и его способностью удовлетворять этим требованиям. С другой стороны, стресс мож но определить как ситуацию, когда востри нимаемые от внешней среды требовании превосходят уровень предшествовавшей адаптации индивида. Такие стрессовые ситу ации могут быть различными, начиная с ко», кретных проблем — безработицы, болезни или развода — до более общих, таких, как
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений