Научные исследования по вопросам рождаемости
Хотелось бы отметить и положительное явление: в последнее время предпринимаются значительные усилия по разработке и проверке моделей как на макро-, так и на микроуровне, которые помогли бы объяснить изменение рождаемости. На макроуровне стоит задача выделить причинные факторы, связанные с переходом от высокой к низкой рождаемости в процессе модернизации во всемирном масштабе. На микроуровне продолжаются усилия по определению факторов, приводящих к тому, что программы планирования семьи теряют участников из-за их отказа от завершения программ. Исследования на макро- и микроуровне приводят к сходным выводам, а именно: 1) существует одинаковый набор факторов отказа в макро-и микроуровнях — это стоимость регулирования, ориентации семьи и демографические характеристики; 2) 60% всех людей, использующих различные методы контрацепции, делают это в рамках той или иной программы планирования семьи; 3) выявлена явно выраженная эмпирическая соотнесенность между применением противозачаточных средств и методов и ограничением рождаемости. Таким образом, исследования, в которых делается попытка объяснить, почему люди прибегают к помощи программ предупреждения беременности, могут помочь в выработке направления деятельности организаций по планированию семьи и практических сотрудников, оказывающих помощь женщинам и супружеским парам в планировании
ограничения рождаемости и сегодня, и в будущем.
Два систематизирующих обзора приводят в кратком обобщающем виде многочисленные публикации по факторам и схемам, предложенным для объяснения того, как и кому оказывается такая помощь. Дж. Мак-кинли (1972) выделил в исследованиях несколько групп факторов для объяснения того, почему люди стремятся получить помощь медицинских учреждений или социальных служб, а именно: экономические, социоде-мографические, географические, социопсихологические, социокультурные и организационные, относящиеся к функционированию служб такой помощи. Из всех этих факторов, пожалуй, наиболее значимым для разработки прогноза относительно перспектив оказания такой помощи и ее результатов являются социокультурные факторы (образ жизни, принадлежность к той или иной социальной подгруппе, структура семьи и схемы взаимоотношений) и социопсихологические факторы (восприятие проблемы и ее последствий, а также представления о здоровье и эффективности действий). В 1980 г. К. Каммингс, М. Беккер и К. Мейл проанализировали 14 моделей оказания помощи, которые были разработаны и неоднократно проверены в период с 1950 по 1980 г., с целью выявить их структурное сходство и сделать первый шаг к разработке единой теории. Среди авторов этих моделей были Р. А. Андерсон, (1968), Дж. Андерсон и Д. Бартус (1973), А. Антоновски и Р. Кэтс (1970), X. Фабрега (1973, 1974), Г. Хохбаум (1958), С. Кар (1977, 1978), С. КэлсиС. Кобб (1966), Дж. Коузаи Л. Робертсон (1975), Дж. Лэнгли (1977), Д. Микэник (1968), Дж. Розенсток (1966) и Э. Сачмэн (1966). В ходе анализа было выявлено шесть групп факторов, включая: доступность помощи; отношение к такой помощи; опасность заболевания или неблагоприятного исхода; информированность о болезнях; выборочные демографические характеристики; социальное взаимодействие, социальные нормы и социальные структуры.
Наглядным примером того, насколько эти переменные структуры полезны для определения направления исследований в области разработки программ и предоставления помощи, может служить обзор и оценка программы физиологических методов планирования семьи в островном государстве Мавритания в Индийском океане (Дж. Кон-нер и Н. Видер, 1980, 1984). Пере.менные, выведенные из моделей предоставления помощи, были использованы для выявления
123
СЕМЬЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ
факторов, позволяющих прогнозировать осуществление программы ее участниками в полном объеме или отказ от ее завершения, для двух репрезентативных групп участников. Выявленные факторы прогноза были признаны поддающимися коррекции на уровне программы или непосредственно при оказании помощи. Конкретно было выявлено, что четыре фактора, дающие основание прогнозировать отказ от завершения программы, имеют непосредственное отношение к доступности помощи. Они включают: согласие в прошлом на участие в программе планирования семьи и впоследствии отказ от ее завершения; меньшее количество встреч с инструктором, разъясняющим содержание программы, или сотрудником, непосредственно ее осуществляющим, и меньшее количество их посещений или встреч с ними в период до регистрации для участия в программе, нежели у тех, кто не прервал участие в программе; трудность разъяснения того или иного метода непосредственно дома у участника программы; значительно более низкая вероятность согласия на обсуждение с инструктором вопросов воспитания детей, трудностей и проблем семейной жизни и ведения домашнего хозяйства у тех, кто, скорее всего, не доведет программу до конца. Было выявлено, что два фактора связаны с отношением к такой помощи: желание использовать метод планирования для продления промежутков между родами, а не для предотвращения беременности; низкая мотивация и незаинтересованность в использовании конкретного выбранного метода. К факторам, связанным с социальным взаимодействием, социальными нормами и структурами, относятся малая заинтересованность мужа в планировании семьи, а также отсутствие поддержки в этом со стороны других членов семьи. Две категории переменных, которые были одинаковы у доведших программу до конца и у не завершивших ее, — это факторы, связанные с угрозой беременности, и отдельные демографические аспекты, что отражает, возможно, относительную однородность населения.
Другие исследования, изучавшие репрезентативные группы населения в "третьем мире", дают данные о значимости некоторых из этих переменных факторов и привлекают внимание к другим, которые также могут кое-что прояснить. Исследования, посвященные программам планирования семьи и использования физиологических методов, также обнаружили, что отказ от завершения программы часто связан с неудачным применением таких методов в прошлом, отсутствием заин-
тересованности и стремлением увеличить период между родами, а не предотвратить беременность. Исследователи пришли к выводу, что, для того чтобы стимулировать продолжение применения методов планирования семьи путем усиления мотивации супружеской пары, особенно важны индивидуальное обучение применению метода и последующая помощь по месту жительства. Было установлено также, что на продолжение применения этих методов влияет готовность супружеской пары к сотрудничеству.
В качестве важных переменных факторов могут выступать уровень образования, определяющий способность понять объяснения по применению метода, и умение достигнуть взаимопонимания с инструктором, с партнерами, с членами семьи, а также информированность о возможностях получения помощи и вариантах выбора. Было также обнаружено, что, когда в расчет принимались и интересы партнера, а не только непосредственного участника программы, было меньше отказов от продолжения применения метода.
Эти выводы исследователей — лишь небольшая часть накопленных к настоящему времени данных о факторах, обусловливающих постоянное применение методов планирования семьи или позволяющих делать прогнозы относительно такого применения. Существует также огромное количество публикаций о факторах, детерминирующих рождаемость или способствующих ее повышению. Методы, использованные в этих исследованиях, демонстрируют значительное разнообразие в подходах и уровне компетентности их авторов. Однако достаточно большая степень совпадения выводов относительно динамики отношений партнеров и их взаимодействия, ориентации, влияния семьи и ближайшего окружения помогла тем, кто разрабатывает политику, занимается социальным планированием и непосредственно оказанием помощи населению, перейти к более эффективному, чем в недавнем прошлом, определению основных направлений программ планирования семьи в "третьем мире" и главных точек приложения усилий.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений