13 Развод и раздельное проживание
центрировать свое внимание на прошлых ошибках в браке или на проблеме "несходства характеров". Это может усугубить и без того доведенное до предела эмоциональное состояние.
Со временем задачей профессионалов становится поддержка разведенных при адаптации к жизни после развода. Они помогают клиенту осознать разрыв супружеских взаимоотношений, сохранить при необходимости или желании контакт с бывшим супругом (например, для блага детей) и настроиться на новые взаимоотношения. В некоторых случаях бывшим супругам удается установить спокойные "функциональные" взаимоотношения, отношения же других в течение нескольких лет характеризуются привязанностью или конфликтами; многие люди долгое время колеблются между спокойствием и конфликтами. Оговоренные посещения ребенка, когда родители вынуждены регулярно встречаться, могут быть эмоционально трудными и являются источником длительного дискомфорта. Часто события в жизни могут нарушить достигнутое равновесие и возродить сильные чувства, существовавшие в момент развода. Это может быть вызвано, например, окончанием детьми учебного заведения или их браком. Взрослые должны отдавать себе отчет в возможных стрессовых последствиях своих контактов и должны оградить детей от конфликтов и двусмысленности. Еще одно жизненное событие, могущее привести к стрессу, — повторный брак бывшего супруга, даже если он имеет место через много лет.
При всей важности проблем, связанных с воспитанием детей, преимущественное внимание социальных работников к ребенку, не учитывающее морального состояния родителей, чревато серьезными последствиями, ибо может усугубить и без того тяжелые эмоциональные нарушения. Так, например, оставшаяся с детьми мать в ряде случаев не может уделить должного внимания своему выведенному из душевного равновесия ребенку дошкольного возраста, пока она сама не пройдет курс реабилитации в специально созданных для этой цели группах.
Некоторые детские проблемы аналогичны проблемам взрослых. Дети, пережившие развод родителей, часто бросают им вызов своим поведением, отражая тем самым именно родительские депрессию и раздражение, вызванные потерями и переменами в жизни. Со временем вызывающее поведение детей возвращается в нормальное русло, если не продолжаются начавшиеся еще до развода
конфликты между родителями. Непосредственной задачей вмешательства профессионалов социальных служб является устранение риска возникновения проблем дома или в школе, проблем, которые могли бы иметь для детей долговременные отрицательные последствия. Социальный работник должен помочь детям преодолеть эмоциональные последствия развода родителей, регулировать конфликтные ситуации. Важно обратить внимание на интересы ребенка и осторожно выяснить его точку зрения на происходящее. Реакция детей и молодых людей может быть более острой, если время разделения совпадает с другими потерями, например привычного родственного окружения, соседей или поддержки группы ровесников. Присутствие обоих родителей одновременно может породить в ребенке иллюзии по поводу их примирения и подтолкнуть его к фантазиям. Такие жизненные события, как повторный брак родителя или рождение ребенка в повторном браке, могут освежить в памяти ребенка все пережитое при разводе родителей и снова привести к поведенческим проблемам. При оказании помощи необходимо принять во внимание возраст ребенка, его познавательные способности и способность выражать свои чувства. Эту работу с успехом выполняют специально организованные группы — детские секции, объединяющие детей с аналогичными проблемами и способные обеспечить атмосферу доверительности при их обсуждении.
Созданы специальные программы, нацеленные на то, чтобы помочь взрослым преодолеть тяжелые последствия развода и смягчить его потенциальное воздействие на детей. Программная модель предполагает помощь адвокатов, просвещение и самопомощь или же их сочетание. Характер личного и семейного кризиса, непосредственно связанного с разделением и разводом, требует умения справиться с собой, что может оказаться в тот момент не под силу членам семьи. Внимание социального работника в "раннем периоде" развода может предотвратить развитие навязчивых проблем как у взрослых, так и у детей.
Более трети американских детей проводят часть своего детства в семьях, образованных после развода родителей. Взрослые дети в этих семьях испытывают напряженность, не свойственную их ровесникам в целых семьях. Поэтому надо определить характер, длительность и объем поддержки, которую общество должно предоставить этой категории семей. Такая поддержка предполагает госудаствен-
РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО
14
ное финансирование, опеку над детьми, обслуживание их, здравоохранение, социальную работу и службу психического здоровья. Особое значение это имеет для этнических меньшинств, бедняков и женщин, для которых стрессы, вызванные расторжением брака, дискриминацией и нищетой, могут привести к серьезным последствиям. Указанные группы являются предметом особого внимания социальных работников.
Итак, с появлением в последнее время значительного количества взрослых и детей, испытывающих последствия разделения и разводов, повышается потребность в помощи со стороны социальных работников — компетентных и осведомленных. Большое значение имеет участие социальных работников в судах при рассмотрении гражданских дел. В целом же необходимы специальные исследования, посвященные разным сторонам многочисленных проблем, связанных с разводом.
Дорис С. Якобсон
См. также: Дети, получающие материальную помощь; Семьи в повторных браках; Семья содним родителем.
• BowlbyJ.A. (1973). Attachment and Loss, II: Separation. N. Y.: Basic Books. • Brown P., et al.(1980). Attachment and Distress Following Marital Separation.— Journal of Divorce, 3(4), 303—316. • Carter H., Glick P. C. (1976). Marriage and Divorce: A Social and Economic Study. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.' Hunt M., Hunt B. (1977). The Divorce Experience. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Jacobson D. S. (1983). Visiting and Child Adjustment in the Stepfamily: A Linked Family System. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association. San Francisco, Calif. • Kitson G. C. (1982a). Attachment to the Spouse in Divorce: A Scale and Its Application.— Journal of Marriage and the Family, 375—392. • Kitson G. C, et al. (1982b). Sampling Issues in Family Research.— Journal of Marriage and the Family, 965—981. • ParkesC.M. (1972). Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: International Universities Press. • Thornton A., FreedmanD. (1983). The Changing American Family.— Population Bulletin, 38(4), 1—44. • Wallerstein J. S., Kelly J. B. (1980). Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. N. Y.: Basic Books.
РАСОВАЯ
ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО
Расовая дискриминация и неравенство неизменно приковывают к себе внимание, поскольку они отражают фундаментальное противоречие между реальностью и эгалитарным идеалом, составляющим сердцевину американской демократической системы. Эти проблемы повсеместны и в той или иной степени задевают все основные расовые меньшинства и важнейшие аспекты общественной жизни. Попытки искоренить расовую дискриминацию и неравенство столкнулись с глубоко укоренившимися расистскими взглядами, со сложившимися групповыми и институциональными интересами, направленными на сохранение статус-кво. Длительная кампания, направленная против этих явлений, принесла значительные успехи, и условия, в которых ныне находятся чернокожие американцы и другие меньшинства, в некоторых отношениях значительно более благоприятны, чем несколько десятилетий назад. Однако многое еще предстоит сделать.
Расовая дискриминация лучше всего может быть понята с точки зрения социальной стратификации. Все общества делятся на страты в том смысле, что индивиды находятся на разных ступенях иерархически организованной социальной лестницы и в разной мере участвуют в распределении вознаграждений и привилегий. А различаются общества по принципу стратификации и социальным процессам, на которые она опирается. Там, где существует расовая дискриминация, шансы индивида на более или менее выгодное и влиятельное общественное положение в значительной мере зависят от функции расовой группы, к которой он принадлежит. Поэтому расовая дискриминация может быть определена как дифференцированный подход членов доминирующей расы, функцией которой является отрицание или ограничение свободы выбора для представителей подчиненной расы. Господствующая в Соединенных Штатах расовая группа — белое большинство — приобрела и удерживает непропорционально большие преимущества, налагая жестокие ограничения на социальную мобильность расовых меньшинств.
Как современная социальная проблема расовая дискриминация проявляет себя в качестве самовоспроизводящегося процесса, протекающего на индивидуальном, организа-
15
РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО
ционном и структурном уровнях. На уровне индивида она проявляется в основанных на предрассудках установках и поведении. Примером может служить поведение кадровиков, которые изначально считают выходцев из меньшинств неподходящими для занятия ответственных постов и принимают их, как правило, на низшие должности, независимо от опыта и квалификации. Точно так же стереотипы мышления преподавателей могут побудить их направить внимание и усилия студентов из меньшинств на темы и вопросы, которые не позволят им полностью реализовать свои возможности и ПОДГОТОВИТЬСЯ для перспективной и престижной работы. Какими бы ни были их мотивы, эти люди в своем поведении основываются на стереотипных предрассудках и одновременно усугубляют их, лишают жертвы своих предрассудков возможностей, предоставляемых другим, и тем самым увековечивают дискриминацию.
На организационном уровне расовая дискриминация включает в себя введение установок и правил, которые благоприятствуют белым и ущемляют меньшинства. Возможно, самым вопиющим примером такой дискриминации является "закон стажа" — "последним нанят, первым уволен", — в соответствии с которым сотрудники, недавно принятые на работу, являются наиболее вероятными кандидатами на увольнение при реорганизациях. Условие стажа крайне затрудняет для представителей меньшинств возможность утвердиться в тех должностях и статусе, на которые их исторически никогда не допускали. Другой пример дискриминации на организационном уровне — политика "красной черты", проводимая некоторыми банками и ссудными учреждениями, которые отказываются выдавать кредит и ссуды жителям определенных микрорайонов. Дискриминация на уровне организаций, как и на уровне индивидов, вовсе не обязательно резко бросается в глаза или является преднамеренной.
Наконец, понятие структурной дискриминации означает, что дискриминация в одной области предопределяет трудности в другой. Проявляясь в сфере образования, она лишает надежды на получение хорошей работы. Дискриминация при приеме на работу не дает возможности заработать деньги на покупку приличного дома. А дискриминация в жилищном вопросе вынуждает тех, кто стал ее жертвой, жить в районах, где школы не могут дать полноценного образования.
Наиболее важным в дискриминации является то, что в современной Америке она
усугубляет издавна существующее расовое неравноправие.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений