Возникновение современной семьи
Некогда было общепризнано, что главным следствием промышленной революции будет разрушение семьи старого типа, для которой были характерны большое хозяйство и многочисленность ее членов, включая много детей, взрослых братьев и сестер, их детей, а также дедушек и бабушек, живущих под одной крышей. Считалось, что сегодняшняя нуклеарная семья, состоящая из небольшой супружеской ячейки с одним-двумя родителями и нескольких детей и имеющая ограниченные связи с родственниками, если не считать ближайших, является результатом индустриализации и возникла фактически как плод приспособления к новым условиям.
Согласно мнению ведущих специалистов по истории западной семьи, публикующих свои исследования с конца 60-х годов, семья стала совершенно иной (К. Деглер, 1980; Т. Хеавен, 1971). На самом деле по своей структуре семья 300—400 лет назад существенно не отличалась от сегодняшней семьи. Э. Ригли (1977), ведущий историк семьи, пишет: "Совместно проживающая семейная группа со времен королевы Елизаветы и по сей день, как правило, состояла только из основной репродуктивной единицы — мужа, жены и детей или являлась остатком этой целостности. У более состоятельных людей еще были слуги".
Только в некоторых районах Восточной Европы существовали большие сложные домохозяйства с многочисленными детьми и представителями многих поколений, живущими совместно. Но для большей части Центральной и Западной Европы доминирующей моделью была нуклеарная семья. Брак часто
заключался поздно, а значит, количество детей было относительно невелико. В городе типичная семья состояла из трех—пяти членов. Брак почти всегда предполагал независимое домохозяйство, и совместная жизнь с родителями мужа или жены была редкостью. Если нуклеарная семья была нормой в предындуст-риальный период и не является следствием индустриализации, а структура семьи в большинстве западных стран осталась с тех пор относительно стабильной, то какие изменения произошли (если вообще произошли) с семьей за эти годы? В целом семья за этот период не изменилась.
Отчасти путаница при обсуждении расширенной и нуклеарной семьи связана с тем, что нуклеарная семья не умаляет значимости родственных связей во многих подгруппах общества. Эти связи были важны в прошлом и сохраняют свое значение по сей день.
Промышленная революция существенно изменила скорее функции, чем структуру семьи. Социальные изменения лишили семью ее традиционных функций. В результате история модернизации семьи может быть описана как "история утраты ею своих функций школы, церкви, института исправления, больницы и мастерской" и прогрессирующей передачи этих функций формальным, бюрократическим организациям по обслуживанию.
Образование как функция, которую перестала выполнять семья. Интересной и важной иллюстрацией этого перераспределения функций между семьей и новыми социальными институтами было перекладывание ответственности за образование детей с семьи на школу и последующее развитие государственного обязательного образования. Распространение в Америке и Англии XIX в. государственного образования историки ставят в зависимость от изменения роли семьи в производстве, а также перемены в экономике (Н. Смелсер и С. Халперн, 1978). Отделение дома от места работы, происшедшее вследствие индустриализации, начало подрывать родительскую власть над молодежью. Помимо физического разделения родителей и детей, новые технологии, новые типы пополнения рабочей силы и новые формы организации труда дали молодым людям возможность самим получить работу, а значит, и экономическую независимость от родителей. Однако дальнейшее развитие технологии вскоре сделало неквалифицированный труд молодых людей менее необходимым. В результате многие молодые люди потеряли работу.
109
СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ
В середине XIX в. молодежь все больше стала рассматриваться как социальная проблема и как угроза общественному порядку. Родители уже не имели экономической власти над своими детьми. Молодые люди, не имея работы и будучи предоставлены самим себе, часто оказывались на улице. Поиск нового средства социального контроля над молодежью, помимо традиционной пропаганды самосовершенствования, поощрения стремлений молодежи стать квалифицированными специалистами и расчета на то, что средства массовой информации сформируют более ответственных избирателей, был важным аспектом развития обязательного государственного образования в США в XIX в. Как подчеркивают Н. Смелсер и С. Халперн (1978), "школы распространились в то время, когда старые типы семейного и общинного контроля над молодежью доказали свою неэффективность". Они добавляют, однако: "Взяв на себя задачи, с которыми больше не могла справиться семья, институты образования часто ратовали за увеличение родительского влияния".
По мере того как школы сформировались в качестве нового социального института по воспитанию детей, они становились союзниками семьи и общины в социализации молодежи. Вместо подрыва семейных связей школы укрепляли их, дополняя роль семьи, становясь еще одним источником социализации. Именно в этом контексте оказались успешными усилия реформаторов, направленные на увеличение количества школ и оказание им большей правительственной поддержки.
Непрерывный процесс. Некоторые историки предположили, что большинство высказываемых в последние годы тревожных утверждений о "смерти" семьи обусловлено не страхом перед тем, что происходит с семьей, а неспособностью (или недостаточной готовностью) общества приспособиться к этим изменениям. Таким образом, многие из явных тенденций изменения современной семьи являются просто частью естественного процесса развития общества. Среди этих тенденций отмечаются неизменное значение 1гуклеарной семьи и неуклонное снижение уровня рождаемости. Даже распространенное сегодня вступление в брак в позднем возрасте не является уникальным. Эта тенденция наблюдалась и прежде, причем в разные эпохи в брак вступали то в более молодом, то в старшем возрасте.
Оценивая изменения в состоянии семьи и нынешнее положение этого института, осо-
бенно важно не использовать в качестве точки отсчета 50-е годы. Послевоенное поколение (и отчасти возрастная когорта вступавших в брак и обзаводившихся детьми в 50-е годы) во многих отношениях является девиантным (А. Черлин, 1981). Женщины вступали в брак в более раннем возрасте, чем в любой другой период XX в. Уровень рождаемости тоже был необычайно высок по меркам XX в. Время вступления в брак, рождения детей и размер семьи в 70-е годы выглядят менее необычными, если это десятилетие рассматривать в контексте первой половины века, признав 50-е годы аномальными. Однако налицо другие необычные тенденции и аспекты развития семьи, некоторые из которых являются драматическими.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений