logo
том 3 энц

Гражданское участие в 80-х годах

В этот период ряд специфических про­грамм, которым в высокой степени были при­сущи традиции гражданского участия, кото­рые требовали такого участия или поощряли его, были либо отброшены, либо слиты с дру­гими программами по принципу единого субсидирования. Эта судьба постигла Про­грамму социальных действий в территори­альных общинах. Закон о всеобщей занятос­ти, в рамках которых осуществлялась подготовка работников для многих социаль­ных программ, находившихся под контролем общественности. То же произошло и с Двад­цатым перечнем, включавшим ряд программ социальных услуг. Программы реконструк­ции городов и моделей развития городов были слиты в единый Пакет субсидий на развитие общины. Требования этой последней про-граммы были ниже, чем в предшествующих ей, внимание и контроль со стороны Мини­стерства жилищного строительства и город­ского развития неуклонно снижались.

В других программах также не ставилось больших задач в смысле гражданского уча­стия и не было цели привлечь к работе тех, для кого эти программы непосредственно пред-

361

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

назначались, или их ближайших соседей. Мать, начинавшая с организации кружка игр для двухлетних малышей и за несколько лет развившая его до уровня центра охраны де­тства с двумя отделениями, может реально участвовать в выработке решений на город­ском уровне по вопросам детства, но не может принимать решения о доставке горячей пищи на дом или по поводу автобусов, приспособ­ленных для кресел-колясок. К тому же новый тип гражданского участия имеет тенденцию к большему географическому охвату и большей формальной структурированности. Этот тип скорее предусматривает ежегодные слуша­ния в масштабах страны по бюджетному фи­нансированию, чем ежемесячные встречи матерей с руководителями местных центров охраны детства. Родители с невысоким уров­нем дохода обычно с пользой для себя посеща­ют такие встречи, но у них нет ни времени, ни опыта для участия в слушаниях по государст­венному бюджету.

Наконец, были резко сокращены фонды для всех программ. В некоторых случаях группы пришли к выводу, что эти ассигнова­ния просто не стоят ни времени, ни сил, кото­рые приходится затрачивать на их выбива­ние.

Было изучено гражданское участие в че­тырех программах: профессионального обу­чения, социальных услуг, специализации и общинного развития. Выяснилось, что в боль­шинстве случаев это участие не было эффек­тивным, ограничивалось лишь соответствую­щими ведомствами или ими же отобранными лицами со средним уровнем дохода. Исклю­чения имели место там, где существовали хорошо организованные специализирован­ные группы поддержки, в частности по охра­не детства или в связи с Пакетом субсидий на развитие общины, содержавшим наиболее жесткие правила в смысле гражданского уча­стия. В этом отношении указанная программа опиралась также на традиции, унаследован­ные от предыдущих программ жилищного и городского строительства и движения по организационному оформлению местных об­щин.