logo
том 3 энц

Заключение

При всех различиях в моделях и контин-гентах обучения, методах измерения и анали­за рассмотренные результаты учебы показы­вают, что она приводит к изменениям в установках и поведении родителей, восприя-• тии их детьми, в детском поведении и само­сознании. Выбор форм учебы должен делать­ся с учетом существующих работ по этому вопросу, с тем чтобы определить эффектив­ность конкретной модели для контингента,

обслуживаемого социальным работником или агентством. Разнообразие проблем и це­лей детей и родителей, к которым нужно под­ходить через родительскую учебу, требует от профессионалов тщательности при выборе формы вмешательства.

Американские семьи постоянно изменя­ются, приспосабливаясь к нарастающим об­щественным требованиям. Учеба для родите­лей должна привлекать все большее внимание как действенное направление со­циальной работы, давать семьям поддержку и помощь в решении проблем, столь необходи­мые для нормальной семейной жизни.

Р. Шофилд

См. также: Бихевиористский подход; Дети; Дети, страдающие от плохого обраще­ния; Обучение семейной жизни; Подро­стки; Семья и социальная работа; Социальная работа с группой.

Barth R., et al. (1983). Self-Control Training with Maltreating Parents.— Child Welfare, 62 (4), 313—324. • Brim O., Jr. (1965). Education for Childrearing. N. Y.: Free Press. • Conway W. (1971). Parents' Use of Behavior Modification to Enhance Their Children's Self-Concept of Ability and Academic Achievement. Unpublished doctoral dissertation. University of Massachusetts, Boston. • Coopersmith S. (1967). TheAntecedents of Self-Esteem. San Francisco: W. H. Freeman & Co. • Dinkmeyer D., McKay G. (1976). The Parent's Handbook. Circle Pines, Minn.: American Guidance Services. • Dinkmeyer D., McKay G. (1983). The Parent's Guide: STEP/TEEN. Circle Pines, Minn.: American Guidance Services. • Dreikurs R., Soltz V. (1964). Children: The Challenge. N. Y.: Hawthorn Books. • Embry L (1981). Two Emerging Models of Parent Training: General and Prob­lem-Specific. Paper presented at the International Symposium of Applied Behavior Analysis in Education, Mexico City. • FineM., Brownstein С. (1983). Parent Education and the School Social Worker.— Social Work in Education, 6(1), 44—55. • GordonT. (1970). Parent Effectiveness Training. N. Y.: Peter A. Wyden. • GriestD. (1982). How Can I Get Any Parent Training Done with All These Other Problems? The Role of Family Variables in Child Behavior Therapy.— Child and Family Behavior Therapy, 4(1), 73—80. • Hanley D. (1974). Changes in Parent Attitudes Related to a Parent Effectiveness Training and a Family Enrichment Program. Unpublished doctoral dissertation, U. S. International University, San Diego, Calif.