logo search
том 3 энц

Исторические предпосылки

Взаимосвязь между социальным обеспе­чением и производством берет свое начало еще в средние века. Средневековые гильдии имели фонды для выплаты пособий при несчастных случаях, старости, разорении или смерти, а средства на выплаты ссуд моло­дым работникам накапливались из выплачи­ваемых членами гильдии налогов. Обложе­ние членов гильдии налогом вскоре было отменено законом, но гильдии продолжали содержать школы и богадельни и являлись наряду с церковью центральным институтом социального обеспечения членов гильдии и их семей в средние века и даже вплоть до принятия в 1601 г. законов о бедных. В начале 1800-х годов многие крупные фабриканты Англии и Шотландии стали обеспечивать по­добные пособия, а к концу 1800-х годов боль­шая часть немецких компаний и трудовых союзов последовали.этому примеру.

Исторические корни социального обеспе­чения в Соединенных Штатах уходят во вре­мена так называемого общества всеобщего благоденствия. Они ведут нас к пособиям и обслуживанию, обеспеченным в конце XIX — начале XX столетия на добровольной основе служащими, стремившимися социа­лизировать, сплотить и контролировать неопытные, необученные трудовые кадры.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

112

крайне необходимые в эпоху индустриализа­ции. Эти программы, излишне мелочные по сути, неоднородные и неоднозначные по зна­чению, находящиеся в растущей зависимо­сти от интересов их инициаторов, были ско­рее инструментом управления, а не обслуживания рабочих. Для управления про­граммами и обслуживанием компании нани­мали персонал, из которого формировалось бюро по социальному обеспечению. В эти программы входили положения по улучше­нию санитарного состояния, жилищных ус­ловий, инспектированию соблюдения правил техники безопасности и обучению рабочих. Деятельность бюро по социальному обеспече­нию, подчинявшихся администрации, на­правлялась на обеспечение порядка среди ра­бочих, предотвращение случаев симуляции, создание препятствий для объединения рабо­чих с быстро распространяющимся движени­ем профсоюзов.

Вначале работники бюро по социальному обеспечению не имели специального образо­вания, но после первой мировой войны ситу­ация стала постепенно меняться. Идея по со­зданию бюро социального обслуживания привлекла внимание двух национальных ор­ганизаций, которые занимались социальным обслуживанием на производстве, — Нацио­нальной гражданской федерации и Амери­канского института по социальному обслу­живанию. П. Поппл (1981) отмечает, что это было серьезным шагом вперед и что к 1920 г. уже гораздо больше выпускников Высшей школы социальной работы Нью-Йорка полу­чили работу в производственных структурах, нежели в других сферах. Социальные работ­ники часто выполняли те же функции, что и бюро по социальному обеспечению, хотя и под другими вывесками.

Поэтому вполне объяснимо широко распространенное недоверие работающих американцев к социальной работе. Бюро социального обеспечения считались провод­никами действий администрации. Крайне ог­раниченный филантропический подход по­лучал все большее распространение среди социальных работников. Отрицательное от­ношение к этим бюро подогревалось лидера­ми развивающегося движения трудовых сою­зов, которые видели в бюро по социальному обеспечению препятствие для проведения своих кампаний и находили подтверждение своим теориям в деятельности социальных работников этих бюро, которая не только но­сила противозабастовочный характер, но и значительно препятствовала движению по объединению в союзы.

В 20-е годы бюро по социальному обеспе­чению начали отмирать, а к 1935 г. большин­ство из них было ликвидировано. Некоторые из их функций выполнялись должностными лицами из персонала, а некоторые — меди­цинскими сестрами, работающими на произ­водстве.

Социальная работа на производстве вновь возродилась в период второй мировой войны, когда промышленность, испытывающая не­хватку рабочей силы, пополнилась новыми служащими. Большая часть этих новых ра­ботников, представленная женщинами и эт­ническими меньшинствами, нуждалась в обслуживании, чтобы приспособиться к усло­виям полной занятости на производстве и вы­полнению при этом роли главы семьи.

Основными потребителями услуг соци­альных работников на производстве были са­молетостроение и военная промышленность, а также союзы, представляющие корабле­строительную промышленность и моряков торгового флота. Берта Рейнольде, известный теоретик социальной работы, было пригла­шена для руководства комплексной програм­мой труда—управления, которая обслужива­ла Национальный морской союз (НМС).

В этой ситуации социальные работники были хорошо приняты, поскольку они явля­лись членами союза по социальному обслу­живанию и предлагали себя не в качестве спе­циалистов по внутренним проблемам, а в качестве защитников интересов союза. Кроме того, социальные работники восстановили отношения с профсоюзным движением 30-х годов и обслуживали безработных во время "великой депрессии". Великолепная работа Б. Рейнольде в НМС во вторую мировую вой­ну способствовала дальнейшему укреплению контактов между организованным трудом и социальной работой и продемонстрировала жизнеспособность альтернативной модели по обслуживанию более чем 20 млн американ­цев, которые в 1980 г. работали по найму.

Участие социальных работников в воору­женных силах во вторую мировую войну ча­сто рассматривается как одна из моделей дальнейшего развития социальной работы в промышленности. Военная промышлен­ность, разделенная войной на два фронта, превратилась в главного национального на­нимателя рабочей силы. Эта рабочая сила бы­ла вынуждена приспосабливаться к специ­фике работы в непривычной обстановке. Социальные работники взяли на себя основ­ную тяжесть по прямому обслуживанию сол­дат и их семей и подготовили, таким образом, почву для обслуживания военных после вой-

177

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

ны. В 1946 г. ведомство главною хирурга во­оруженных сил учредило постоянные офи­церские службы из социальных работников, которые распространились в последующие годы и на другие рода войск. Профессиональ­ные социальные работники из медицинских служб трех родов войск могут рассматривать­ся как социальные работники на производст­ве, так как они работают на нанимающую организацию и обслуживают потребности по здравоохранению и социальному обеспече­нию ее рабочих.

Несмотря на то что промышленность Ев­ропы и Южной Америки нанимала все возра­стающее количество социальных работни­ков, Соединенные Штаты проявили в этом отношении относительно небольшую актив­ность в два последующих послевоенных деся­тилетия. Промышленность нашла полное применение своим предвоенным рабочим си­лам, и страна вступила в период экономиче­ской и политической стабилизации. Соци­альная работа в очередной раз приобрела психоаналитическую направленность, ото­бражая общую пассивность нации в отноше­нии социальных новшеств и организацион­ных изменений.

Изданная в 1965 г. "Энциклопедия соци­альной работы" точно отобразила дух этого времени. В ней отсутствовали какие-либо ссылки на союзы, и программы по управле­нию. В предисловии к этому изданию, озаг­лавленном "Программы социального обеспе­чения рабочей силы и промышленности", нет упоминания о социальной работе на произ­водстве или каких-то программах и услугах в промышленности, которые так привычны се­годня.

Современный этап социальной работы на производстве начинается с середины 60-х го­дов, когда произошли два важных события. Руководство "Полароида" решило, что новая программа адвокатского обслуживания слу­жащих отвечает определенным потребностям этой развивающейся корпорации и потому должна стать постоянной частью ее структу­ры. Руководимый опытным социальным ра­ботником, адвокатский отдел доказал свою ценность как непосредственным обслужива­нием, так и ролью консультанта по кадрам для лиц, определяющих политику корпора­ции. В это же самое время X. Вайнер, С. Ака-бас и Дж. Соммер (1973) в Нью-Йорке вво­дили в действие программу по медицинскому обслуживанию душевнобольных и реабили­тации в Объединенном центре здравоохране­ния рабочих Америки по производству одеж­ды Сидни Хилмана. При поддержке со

стороны руководства и благодаря правитель­ственному финансированию эта модель обес­печила работникам по производству мужской одежды обслуживание, которое соответство­вало их культурному вкусу и неудовлетворен­ным потребностям. Эти два нововведения конца 60-х годов получили продолжение в начале 70-х годов и послужили основой для развития социальной практики.

Если воспользоваться созданной У. Рос-тоу (1971) парадигмой анализа экономиче­ского роста и применить ее к развитию секто­ра социального обеспечения на производстве, можно сказать, что "традиционный" период социального обеспечения на производстве за­вершился к концу второй мировой войны. Послевоенный период, до середины 70-х го­дов, свидетельствует о "развитии предпосы­лок", за ним следует период "старта" (с 1975 г. по настоящее время). Судя по некоторым признакам, социальное обеспечение на про­изводстве приблизилось к вступлению в на­чальную стадию своего движения к "зрело­сти", хотя сейчас трудно предсказать, является ли последняя стадия этого движе­ния, определяемая Ростоу как "наивысшее массовое потребление", реальной в обозри­мом будущем.