База знаний в системе социальной работы
Заимствованные знания. Социальная работа многое заимствовала для своей системы ценностей и нормативных принципов из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социального расслоения, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практический опыт, а также избирательно заимствуя и приспосабливая понятия из родственных дисциплин и профессий, социальные
187
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
работники разработали многочисленные пути обеспечения услугами из областей здравоохранения и психиатрии для семьи, взрослых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эффективные способы внедрения в такие проблемные зоны, как плохое обращение с детьми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отношений между соседями, преступления и правонарушения.
Заимствование знаний из других дисциплин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых источников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую придавали в начале XX в. социологаи, социальные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового курса", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изучении скорее микро-, чем макроявлений. После второй мировой войны в социальной работе фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на знания, относящиеся к более крупным социальным системам.
В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической социальной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господствующая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время кажется более всеохватывающей в выборе и накоплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономической и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.
А. Кадушин (1959) отметил другую опасность некритического заимствования — используемые материалы могут быть непоследовательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, дополнены и синтезированы. Еще одна угроза — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное упрощение может перейти в фактическое искажение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимство-
вания является тенденция наделять заимствованные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.
Отношения между социологией и социальной работой несимметричны. Заимствования из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асимметрии характерен для отношений между теоретическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных знаний, последние же в основном — на использование этих знаний.
Успехи недавнего прошлого. Начиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социальному управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и социальной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобес-печению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализировать практику социальной работы в экологических рамках и сфокусировать на взаимодействии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению действенности практики социальной работы.
Существует достаточно доказательств того, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотрения четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психологии, разрабатываются и самими социальными работниками. Вторым является самостоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методологического использования исследовательских стратегии и методики, связанных со сбором и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробированных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследо-
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
вательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюционная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской работы — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непосредственно применяемых в практике социальной работы (Э. Томас, 1978, 1985).
Недостатки и выбор новых путей. База знаний социальной работы развивается сегодня быстрее, чем когда-либо. Тем не менее можно отметить и ряд недостатков. Нередко полемические и риторические выводы заменяют заключения, основанные на доказательствах. Менее очевидной, но все же несомненной является склонность уравнивать знания и голый эмпиризм. Некоторые из опубликованных исследований, хотя и кажутся методологически внушительными, обращаются к достаточно тривиальным проблемам. Другие исследования нетеоретичны и некумулятивны, мало что добавляют к систематическому развитию и укреплению знаний в области социальной работы.
При подготовке будущих практических работников важно учитывать, что, во-первых, эмпирическое укрепление социальной работы является профессиональным долгом всех социальных работников. Во-вторых, профессия должна выдвигать элементарные побудительные мотивы для практической деятельности или по крайней мере сокращать число мотивов, снижающих инициативу, чтобы практики использовали исследовательские находки в своей деятельности. В-третьих, необходимо обратить внимание на подбор и адаптирование знаний из других дисциплин: следует заимствовать лишь знания, теоретически подкрепленные и имеющие отношение к практике. В-четвертых, в социальной работе нужно приложить особые усилия, чтобы установить ее конструктивные связи с дисциплинами, изучающими широкомасштабные общественные изменения. И наконец, следует разработать новые модели сотрудничества науки и практики для выработки знаний в практическом, институциональном контексте, с тем чтобы эти знания имели значение и достоверность для тех, кто в конечном итоге будет их использовать (М.Рейн и С. Уайт, 1981).
Профессиональное образование для социальной работы
Программа подготовки для выпускников и бакалаврская программа.
Развитие социальной работы как профессии
происходило наряду с развитием системы образования в социальной работе. Начавшись в конце XIX в. в форме кратковременных программ подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основном дается в колледжах и университетах. Комитет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномочным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утвержденных программ.
За 60—80-е годы отмечен быстрый рост докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирована на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитарных науках, в преподавательской деятельности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и политического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях.
Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необходимым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области социальной работы. Эта группа проводит ежегодно совещания для обсуждения направлений, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих подходов к его расширению в системе социальной работы.
Непрерывное образование. Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных проблем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в действие новых законодательства, политики и инструкций; популярность новых моделей лечения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригинальных подходов к сбору и использованию информации; требования к обновлению системы лицензирования.
Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализу-
189
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
ются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентаци-онный курс, курсы усовершенствования и переподготовки, предполагает обсуждение, рекомендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как существующие, так и новые задачи.
Программы непрерывного обучения в настоящее время предлагаются в самых разнообразных вариантах (А. Лауфер, 1977).Университеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бюро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы местных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают программы непрерывного обучения для социальных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и видеоматериалов.
Источники изменений в образовании для сферы социальной работы. Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отражение в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конечном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных понятий, так и целых теорий в учебный план. Демографические тенденции, особенно сокращающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы населения на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.
Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее время обнаруживает склонность к частной практике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведения, например управленческие информационные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику социальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные программы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником изменений. Все в большей степени факультеты социальной работы склонны принимать преподавателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной работы и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.
Проблемы И достижения. Возможно, центральным вопросом образования в социальной работе станет в ближайшем будущем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обучению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного планирования или систематической оценки образовательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от денежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в меняющейся бюджетной обстановке. Часто программы непрерывного обучения составляются так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.
Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижающееся число кандидатов, уменьшение приема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, распространение бакалаврских программ и быстрое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресурсов.
Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, значительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных программах социальной работы. Общей тенденцией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений