logo search
том 3 энц

Общие темы семейной терапии

Некоторые авторы пытались сравнивать и классифицировать различные теории и практические подходы в области семейной терапии (см., напр., К. Биле и А. Фербер, 1969; В. Фоли, 1974, П. Гурин, 1976, Дж. Лэард и Дж. Аллен, 1983; К. Мэдэйнс и Дж. Хейли, 1977, М. Никольс, 1984; М. Рит-терман, 1977). Рассмотрим некоторые общие для семейной терапии темы.

Первое и наиболее важное заключается в том, что исследователи семьи, по крайней ме­ре до некоторой степени, разделяют тот взгляд, что человеческое поведение не явля-

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

94

ется исключительно продуктом личности, ис­пытывающей влияние событий прошлого. На поведение в огромной степени влияют устой­чивые модели взаимодействия между людь­ми и окружающим миром. Особенно значи­мой частью среды является семья. Специалисты в области семьи различаются в зависимости от того, какое значение они при­дают прошлому либо настоящему, т. е. что считают главным для поведения человека — историю семьи или нынешние взаимодейст­вия.

Во-вторых, семья определяется многими теоретиками как саморегулирующаяся, ос­нованная на определенных правилах система с довольно стойкими моделями поведения, процессами, структурами и развившимися со временем установками. Даже Н. Аккерман (1971), который первоначально определял процессы взаимодействия в семье с помощью психоаналитического подхода, пришел к ис­пользованию терминов и понятий системного подхода. Внутри общего подхода к семье как к системе существуют различия, касающиеся того, какие стороны этой системы следует считать приоритетными при экспертной оценке и вмешательстве. В этой связи назы­вают, например, структуру семьи; коммуни­кации; организацию; процессы управления; взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми; модели взаимоотношений между поколениями. Конфликтное поведе­ние или индивидуальные проблемы одного из членов семьи обычно расцениваются:

1) как результат неправильной структу­ры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с ок­ружающей средой;

2) как выполняющие важную роль в со­хранении согласованности семейной систе­мы;

3) как устаревшее и неадекватное поведе­ние, поддерживаемое неадекватными реак­циями членов семьи.

Многие семейные терапевты сомневают­ся в критерии стабильности и доказывают, что вечное движение и изменение более ха­рактерны для семей, чем устойчивость и не­подвижность; они утверждают, что саморегу­ляция семьи не ориентирована на фиксированную нормативную структуру или организацию (Д. Спиер, 1970). Б. Кипи и Дж. Росс (1985) определяли семью как ки­бернетическую или коммуникативную систе­му, в которой все проблемы или симптомы рассматриваются как часть всеохватываю­щей и устойчивой модели организации. Семья характеризуется неизменно подвиж-

ным состоянием, которое включает в себя по­тенциалы стабильности и изменения.

В-третьих, подходы и стратегия оказания помощи семье имеют некоторые различия, но также и много общего.

Специалист, работающий с семьей, мо­жет выступать в роли катализатора, руково­дителя, создателя определенной обстановки и т. д. Он может обучать, руководить, что-то изменять, перестраивать. Возможности для изменений заложены в мощной системе вза­имосвязей между членами семьи и во вновь созданной экосистеме, включающей семью и терапевта. Специалист не меняет человека или семью. Он лишь помогает создать обста­новку, в которой семья сама может захотеть измениться, участвуя в построении новой ре­альности. Б. Кики и Дж. Росс считают, что в этом процессе роль специалиста состоит в со­здании "осмысленного шума" или новых ком­муникаций, вокруг которых семья может реорганизовать свои взаимодополняющие модели стабильности и изменения. Сначала многие семейные терапевты, находящиеся под воздействием психоанализа, стремились играть активную роль в процессе изменения, происходящем в семье. Сейчас же большин­ство специалистов стараются свести свое уча­стие к минимуму, будучи уверены, что луч­шие результаты могут быть получены при мобилизации внутренних сил семьи. Во вре­мя занятий с семьей, на которых проводятся круговые опросы, упражнения по общению, изучение семейной структуры; в ходе кото­рых клиенты выполняют различные задания или просто разговаривают между собой, чер­пая для себя новую информацию, — они на­чинают по-новому ощущать себя и находят возможности для изменения.

Большинство семейных терапевтов пла­нируют работу с семьей таким образом, чтобы те изменения, которые обсуждаются на заня­тиях, были постепенно внедрены в реальную жизнь клиентов. Это происходит с помощью указаний, заданий или предписаний, кото­рые были получены на очередном занятии. На последующих занятиях обсуждаются ре­зультаты действий клиентов. В последнее время многие специалисты отказались от тра­диционных еженедельных бесед с клиента­ми, теперь такие беседы проводятся один раз в две недели или еще реже. Семьям дается больше времени на выполнение заданий.

Семейный терапевт уделяет основное внимание структуре и процессам, происходя­щим в семейных взаимоотношениях, а не ре­альному содержанию этих взаимоотноше­ний; он считает то, о чем разговаривают

95

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

члены семьи, менее важным, нежели то, как они разговаривают. Объектом исследований валяются действия и взаимоотношения чле­нов семьи, а не их внутренний мир. Поэтому семейная терапия принимает во внимание та­кие, как устойчивые модели взаимодействия я семье, положение различных членов семьи по отношению друг к другу, распределение пространства и времени, невербальные ком­муникации.

Границы работы с семьей имеют тенден­цию скорее к открытости и доступности, чем к замкнутости и недоступности; часто даль­ние родственники и другие имеющие непос­редственное отношение к семье люди вовле­каются в процесс оказания помощи семье и принимают участие в занятиях, проводимых семейными терапевтами. Открытость границ демонстрировалась многими терапевтами, которые привлекали к занятиям минимум 40 человек из окружения семьи (Р. Спек и К. Этнив, 1973). Границы могут также быть открытыми во времени, если изучаемые проблемы касаются связи между поколе­ниями.

Наконец, открытость границ взаимодей­ствия семьи и терапевта включает также воз­можность совместной терапии, предполагаю­щей привлечение дополнительного терапевта для работы с семьей. Модель сотерапии ши­роко используется, например, длятого, чтобы избежать чрезмерной поглощенности основ­ного терапевта системой семьи. Сотерапевт, однако, чаще всего остается вне системы и может наблюдать за теми процессами, кото­рые могли бы быть не учтены без его участия. Это позволяет избежать при оказании помо­щи семье чрезмерной усложненности, кото­рая могла бы быть вызвана вмешательством еще одного человека в непосредственное об­щение между семьей и основным терапевтом.

Существуют различные подходы к работе с семьей среди отдельных специалистов и групп, сконцентрированных вокруг различ­ных обучающих центров. Некоторые из них представляют особые "школы" семейной терапии, другие соединяют в своей работе полезные характеристики разных методов. Различия существуют, например, в том, как рассматриваются взаимоотношения между индивидом и семьей; в представлениях о важ­ности той или иной стороны жизни семьи, об источнике проблемы или симптома; в подхо­де к целям вмешательства (это может быть решение отдельной проблемы либо серьезное изменение жизни семьи); в продолжительно­сти работы с семьей и т. д. В семейной тера­пии есть место для различных взглядов.