logo search
том 3 энц

Современные трудности и приоритеты

Противоречивые требования радикалов 60-х годов, направленные против контроля со стороны государства и в то же время на рас­ширение государственной помощи, основы­вались на предположении, что бурное разви­тие экономики послевоенного периода будет продолжаться бесконечно. И только болез­ненные последствия нефтяного кризиса 1973 г., глубочайшие финансовые потрясе­ния, затронувшие все сферы жизни, застави­ли радикалов пересмотреть свои взгляды. В ходе анализа этих процессов зарождалась но­вая форма радикализма. Она была более гиб­кой, нежели деятельность радикалов 30-х го­дов, однако столь же идеологичной. Два известных специалиста в области политэко­номии — Дж. О'Коннор (1973) и И. Гоу (1979) считают, что при капитализме госу­дарство имеет две функции — накопление и легитимацию. Накопление, в которое они включают, в частности, общее и профессио­нальное образование, стимулирует процессы формирования капитала, роста производи­тельности труда и получения прибыли. Леги­тимация, которая предполагает, по их мне­нию, помимо прочего, разработку социальных программ и организацию при­ютов для бездомных, распространяется на со­здание проектов и услуг, направленных на сохранение социальной гармонии. Однако эти проекты и услуги не имеют никакого смысла для частного капитала. Они являются необходимыми, но непродуктивными расхо­дами. Поэтому существует потолок для затрат государства на социальные нужды, — ведь обязательность накопления капитала в ка-

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4

кой-то момент начинает превалировать над политическими соображениями. Однако, чем сильнее нажим со стороны рабочего клас­са, тем вероятнее расширение легитимных функций.

Такое видение ситуации позволило ради­калам работать в рамках "государства всеоб­щего благосостояния" и при этом не ощущать своей изоляции от других социальных сил, в частности от рабочего и женского движения. Кроме того, они получили возможность осва­ивать новые методы и практические приемы деятельности. В 80-е годы социальные дейст­вия радикальных социальных работников ох­ватывали: низовые профсоюзные организа­ции, которые отчасти были созданы из-за усилившихся среди социальных работников требований "индустриализации"; новые со­циальные проблемы, сочетающие в равной мере насущные нужды клиентов и борьбу против расизма и сексизма; непосредствен­ные политические действия, особенно уча­стие в выборных кампаниях; новые техники, нацеленные на подрыв существующих форм социального воспроизводства (т. е. манипу­лирования трудящимися и насильственного формирования рабочей силы).

Профсоюзное движение. Деятель­ность радикалов по созданию профсоюзов вы­звана тем, что резкое сокращение бюджетных ассигнований на социальные нужды и требо­вания повысить производительность труда означают подрыв самих основ социальной работы. Развернулись также дискуссии о классовом положении социальных и других профессиональных работников. Самооргани­зация стала важной внутрицеховой пробле­мой. В конце 70-х годов и в последующие десятилетия началось быстрое формирование профсоюзов. Именно благодаря социальным работникам окрепли многие профсоюзы, объ­единявшие служащих сферы здравоохране­ния, сотрудников государственных учрежде­ний на уровне муниципалитета, округа и штата. Активисты социальной работы отме­чали, что и внутри самих профсоюзов суще­ствуют бюрократические структуры, которые нуждаются в преобразованиях.

Новые социальные проблемы. Многие радикалы, в особенности участники феминистского движения и освободительной борьбы чернокожих, сосредоточились на разъяснении новых проблем, которые оста­лись за рамками социальных программ адми­нистрации Р. Рейгана. Среди этих про­блем — проблемы бездомных и голодающих, а также женщин, подвергающихся избиени­ям и другим видам жестокого обращения.

Сюда входят также проблемы защиты прав лесбиянок и гомосексуалистов (защита роди­тельских прав гомосексуалистов, оказание по­мощи гомосексуальным подросткам и т. п.).

Присущие радикалам подход и методы отличают постоянное внимание к социаль­ным факторам, порождающим проблемы, и убежденность в том, что решение этих про­блем возможно только в более широком контексте. Так.С. Шехтер (1982),рассматривая случаи нанесения побоев женщинам, подчер­кивает, что именно чувство полового превос­ходства вызывает мужское насилие. Точно так же радикальные исследователи проблемы бездомных неизменно говорят о ее расовом аспекте; они доказывают, что ее решение нужно искать в обеспечении жильем город­ской бедноты, среди которой чернокожие и испаноязычные составляют непропорцио­нально большую часть. Широкое и воинству­ющее общественное движение 80-х годов по­шло на убыль, в результате чего отношение к организаторской деятельности и работе с кли­ентами стало более спокойным. Однако соци­ально ориентированный и системный подход к таким проблемам, как жилье и занятость, остается отличительной чертой радикальной практики.

Непосредственные политические действия. Резкое сокращение социальных услуг и обострившаяся потребность бедней­ших слоев общества в получении помощи по­ставили агентства и их персонал в чрезвычай­но сложное финансовое положение. Поворот вправо в политике федеральных властей и администрации многих штатов и городов оз­начал, что при осуществлении более или ме­нее значительных мероприятий в области со­циального обеспечения нельзя полагаться на поддержку законодателей. Поскольку многие социальные движения и объединения потре­бителей, действовавшие на общественных началах, стали участвовать в избирательных кампаниях еще до 80-х годов, радикальные практики все чаще стали входить в избира­тельные комитеты.

Самым популярным было участие в кам­пании социального обслуживания, которая основывалась на регистрации клиентов в ка­честве избирателей агентствами, оказываю­щими им услуги. В результате большое число радикалов и других социальных работников непосредственно включились в выборную борьбу.

Это изменение стратегической линии, резкий отход от неучастия в избирательных кампаниях, характерного для 60-х годов, бы­ли положительно восприняты многими ради-

5

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

калами. Однако часть по-прежнему скепти­чески относилась к избирательной деятель­ности и активной поддержке Демократиче­ской партии. Большинство радикалов признало, что нужно продолжать борьбу и искать правильное соотношение между поли­тической активностью в предвыборных кам­паниях и повседневной практической соци­альной работой.

Нововведения в методике рабо­ты. Серьезный поворот в радикальной прак­тике в последние годы состоял в том, что уси­лилось внимание к поискам альтернативных систем оказания услуг и новых методов прак­тической работы. Так, социальные работни­ки сосредоточились на многочисленных, чи­сто практических проблемах, используя их в широкой стратегии борьбы за перемены. Многие из существующих альтернативных программ социальных услуг находятся под влиянием идей общественного контроля и ан­тицеховых настроений, унаследованных от 60-х годов. Это касается проблем, связанных с нанесением побоев женщинам, сексуальны­ми посягательствами, юридическими услуга­ми, особенно для таких уязвимых групп, как чернокожие и лица латиноамериканского происхождения, а также лесбиянки и гомо­сексуалисты. Речь идет также о проблемах борьбы с голодом и оказании помощи бездом­ным. Для таких программ характерны урав­нительный подход в организации и оплате труда (равной или несущественно отличаю­щейся для профессионалов и канцелярских служащих), информирование персонала и клиентов по всем злободневным социальным вопросам и совместное принятие решений.

Осуществляются и более широкие, хотя и нескоординированиые, попытки пересмот­реть подход к непосредственной практиче­ской работе. Эти попытки сопровождаются социальной критикой тех форм вмешательст­ва, которые чаще всего применяются на прак­тике, и призывами находить новые методы терапии. Критики часто указывают на то, что без внимания остаются социальный контекст проблем и его воздействие на поведение чело­века. Особенно настойчиво говорят об этом практики, занятые вопросами расы, пола и сексуальных предпочтений (Д. Вивер, 1982; Э. Норман и А. Маркузо, 1980; С. Поттер и Т. Дарти, 1981). Однако далеко не все зани­мают радикальную позицию по другим про­блемам практической социальной работы. Например, некоторые феминистские крити­ки практической социальной работы не инте­ресуются отношениями классов или глобаль­ными проблемами политической экономии.

Вместе с тем их заботы частично пересекают­ся с требованиями радикалов, выступающих с позиций социализма и феминизма, когда речь идет о помощи семье, диагностике соци­альных проблем и роли женщин. Общепризнана необходимость расширить диагностику и практическое вмешательство, с тем чтобы лучше представлять, как расовая принадлеж­ность, пол и сексуальные предпочтения вли­яют на проблемы индивида и его способность к адаптации.

Критика существующей практики все бо­лее активно ориентирует общественное мне­ние на методы П. Фрейра (1973). Он высту­пал за свободное взаимодействие между преподавателями и студентами, профессио­налами и клиентами. Не отрицая приоритет квалификации в этом взаимодействии, пре­увеличением которого грешили прежние ра­дикальные оценки практической работы, П. Фрейр создал концептуальную схему, ос­вобождающую профессионала и клиента от присущих им ролей (подавляющего и подав­ляемого) . Он предложил подход, предполага­ющий сочетание критической оценки с пол­ноценным диалогом, соответствующим языку и культуре клиента.

Радикалы в США продемонстрировали на практике, что система П. Фрейра откры­вает широкие возможности для нововведений и привнесения политической злободневности в повседневную социальную деятельность. Они утверждают, что соединение решения проблем отдельных клиентов и организатор­ских действий дает практическим работни­кам возможность участвовать и в личностных отношениях, и в социальных процессах. А это прямой выход на крупные политико-эконо­мические проблемы. Будущее покажет, уда­стся ли распространить новые подходы на бо­лее широкий круг социальных работников, занятых в различных учреждениях. Для этого необходимо, чтобы радикалы, продолжая увязывать практику с политическим и эконо­мическим контекстом, одновременно уточня­ли методику конкретных межличностных взаимоотношений, с тем чтобы предлагаемая ими альтернатива была привлекательной для социальных работников.