logo search
том 3 энц

373 Феминизм и социальная работа

создают условия для более полного использо­вания предоставляемых возможностей. Спо­соб оказать влияние также дает клиентам уве­ренность в своих силах.

В соответствии с принципами феминизма гибкость в социальной работе должна быть нормой при выработке определенной полити­ки в отношениях между работающим по най­му и нанимателем. Например, такие формы, как кружки качества труда, когда сотрудники различных уровней собираются вместе и ре­шают какую-либо проблему, совместимы с феминисгской практикой. Деятельность, на­правленная на сотрудничество для создания благоприятных рабочих условий работающе­му по найму или позволяющая ввести разде­ление обязанностей и гибкий график работы, вероятно, повысит моральный дух работника и улучшит работу организации.

Универсалы против практики специалистов. Феминистская практика социальной работы ставит под сомнение рас­ширение использования таких специально­стей, как социальный работник в клинике, общественный практик и администратор. Специализация скорее создает искусствен­ное разделение в рамках одной профессии, чем обеспечивает достижение цели социаль­ной работы — уменьшить трудности индиви­дуального и социального характера. Феми­нистская практика социальной работы требует объединения клинических и органи­зационных навыков, терапии и администра­тивной деятельности, а также развития служ­бы и ее функционирования.

Феминистская практика в своей основе следует универсальной модели социальной работы: она стремится устранить ложные ди­хотомии в данной профессии.

Практическая работа с угнетен­ными группами. Феминистский принцип переименования чьего-либо опыта имеет осо­бое значение для работы с угнетенными группами. Поддерживая индивидуальный выбор и жизненный опыт клиента, фемини­стские социальные работники утверждают и укрепляют роль культурного наследия кли­ентов — представителей этнических групп. Индивидов поощряют к собственной интерп­ретации культурных факторов и системы взглядов, что придает личности уверенность в себе.

Феминистский подход также утверждает необходимость служб, связанных с этниче­скими проблемами и вопросами пола. Поощ­ряется финансирование услуг для определен­ных категорий клиентов из числа национальных групп, служб помощи жертвам изнасилования, приютов для избитых женщин. Кроме того, одобряется политика, направленная на определение детей из числа представителей этнических меньшинств на воспитание или на усыновление в семьи той же этнической принадлежности.

Посылка феминистской практики, что "личное является отражением политическо­го", подтверждается личной активностью со­циальных работников, бросающих вызов ди­скриминационным идеологиям, программам и политике.

Исследование как практика, в со­ответствии с феминистскими принципами осуждается ложная дихотомия между прак­тикой и научным исследованием. В то же время феминистская модель предлагает опре­деленные альтернативы традиционному по­зитивистскому подходу к научному исследо­ванию.

Например, не должно быть искусствен­ного разделения между разработкой темы ис­следования, самим исследованием и оценкой результатов. Темы исследований следует раз­рабатывать в соответствии со специфически­ми нуждами угнетенного и не охваченного деятельностью социальных служб населения.

Исследования должны основываться на принципе наделения клиента инициативой. Вместо того чтобы претендовать на роль исти­ны в последней инстанции, они должны быть направлены на удовлетворение личных и об­щественных потребностей.

Поскольку феминисты отдают предпоч­тение многомерному мышлению, исследова­тели-феминисты призваны использовать функции и левого и правого полушария моз­га, т. е. и аналитические, и интуитивные про­цессы. Следовательно, данные, полученные из этих источников знания, будут в равной степени убедительны. Эта феминистская по­сылка также наводит на мысль о необходимо­сти изучения самих себя представителями уг­нетенных групп. Подобные примеры, касающиеся исследований по проблемам цветных меньшинств, феминизма, гомосек­суализма и лесбиянства, недавно появились в публикациях Национальной ассоциации со­циальных работников (НАСР).

Где ведется феминистская социальная работа?

Феминистскую социальную работу ведут люди, которые считают себя феминистами в любой обстановке, подходящей для социаль­ной работы. Многие феминисты считают, что навыки, опыт и приверженность феминист­ской философии являются более важным

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

374

мандатом, чем официальные степени и зва­ния. Ни профессиональная степень, ни про­стая вера в равенство женщин и мужчин не являются достаточным условием для этой ра­боты. Необходима приверженность принци­пам феминизма как в личной, так и в профес­сиональной жизни индивида (Э. Роулингз и Д. Картер, 1977).

Мужчины могут быть феминистами по своему подходу к социальной работе, в таких случаях их называют "профеминистами". Та­кое название подразумевает поддержку принципов феминизма, но подтверждает, что мужчина не может так, как женщина, испы­тать на себе дискриминацию приверженцев мужского шовинизма.

Феминисты единодушны в том, что в оп­ределенных случаях мужчинам-практикам не следует заниматься проблемами женщин. Э. Роулингз и Д. Картер считают следующие типы клиентов не подлежащими терапевти­ческому воздействию мужчин: 1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со сто­роны мужчины; 2) женщины, которые враж­дебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время тера­певтического процесса; 3) женщины, кото­рые стремятся обольстить терапевта; 4) жен­щины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женст­венность с пассивностью и покорностью; 5) женщины, у которых в самом разгаре хризис, связанный с разводом, и которые мо­гут перенести свои чувства на мужчину-тера­певта и рассматривать его как заменителя супруга.

Некоторые преподаватели и практики со­циальной работы в целях распространения феминистских принципов взялись за разви­тие и поддержку оперативных феминистских трупп и комиссий в существующих профес­сиональных организациях, которые занима­ется социальной работой, таких, как НАСР я Совет по образованию социальных работ­ников (СОСР). В состав НАСР входит Коми­тет по проблемам женщин, а в состав СОСР — Комиссия по статусу женщин. Не­давно Комитет по проблемам женщин про­финансировал проект, на деле подкрепляю­щий принципы практики феминистской социальной работы. В 1984 г. была создана Ассоциация для женщин—социальных ра­ботников, охватывающая практиков, педаго­гов и студентов, занимающихся феминист­скими вопросами. Был также основан журнал

по феминистским вопросам "Женщина и со­циальная работа".

В итоге можно отметить, что феминист­ской социальной работой может заниматься любой человек, который придерживается идеологии феминизма и применяет ее в своей личной жизни и деятельности.

Заключение

Практика феминистской социальной ра­боты не является раз и навсегда определен­ной. Это развивающийся процесс, который не только изменчив и подвижен, но и вдох­новляет на риск и выход за рамки относитель­но привычных традиционных и общеприня­тых методов деятельности.

Заинтересованность социальной работы в устранении ложных дихотомий и поощрении целостного подхода требует, чтобы социаль­ные работники были универсалами. Пропа­ганда необходимости изменений в окружаю­щей обстановке и в существующих структурах так же важна, как и помощь от­дельным клиентам. Феминистская практика предлагает считать социальных работников скорее активной силой, действующей в инте­ресах социальных изменений, чем благодете­лями рода человеческого. Это может в значи­тельной степени изменить понимание общественностью потенциальных возможно­стей социальной работы и социальных работ­ников в борьбе с эксплуатацией и угнетением. Феминистская практика предполагает, что принципом "личное является отражением политического" каждый должен руководст­воваться в жизни и работе. Личные и рабочие отношения не должны отделяться друг от дру­га, они скорее должны отражать единство в приверженности изменить мир. Профессио­нальные знания и мастерство должны соот­ветствовать конечной цели совместной рабо­ты — построению общества, основанного на участливом и заботливом отношении друг к другу, а не на эксплуатации и угнетении.

Практика феминистской социальной ра­боты имеет широкую и интересную перспек­тиву. Она не является чисто женской практи­кой и не занимается чисто женскими вопросами. Она предлагает социальному ра­ботнику иную модель деятельности — исходи из изложенных выше принципов. Практика феминистской социальной работы является плодотворным путем для достижения уни­кальной цели социальной работы — улучше­ния качества жизни посредством создания условий для социальных изменений.

Нан Ван Ден Берг.

Линн Б.Купер

375

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

См. также: Женщины; Женщины: участие в организации и управлении социальной ра­ботой.

Berlin S. (1976). Better Work with Women Clients.— Social Work, 21(6), 492—497. • Bricker-Jenkins M., Hooyman N. (1984, March). Not For Women Only: Teaching for Feminist Practice in the 1980s. Paper presented at the annual program meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Gluckstern N. (1977). Beyond Therapy: Personal and Institutional Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 429—444). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • Holroyd J. (1976). Psychotherapy and Women's Liberation.— Counseling Psychologist, 6(6), 22—28. • Hooyman N. (1980, September). Toward a Feminist Administered Style. Paper presented at the National Association of Social Workers First National

Conference on Social Work Practice in a Sexist Society. Wash., D. C. • Kaschak E. (1981). Feminist Psychotherapy: The First Decade. In: S. Cox (Ed.). Female Psychology: The Emerging Self (p. 387—407). N. Y.: St. Martin's Press. • Mander A., Rush A. (1974). Feminism as Therapy. N. Y.: Random House. •

Marecek J., Kravetz D. (1977). Women and Mental Health: A Review of Feminist Change Efforts.— Psychiatry, 40(4), 323—329. • Rawlings E., Carter D. (1977). Psychotherapy for Social Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 447— 463). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Pub­lisher. • VanDenBerghN., CooperL. B. (Eds.) (1986). Feminist Visions for Social Work. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • WeickD., Vandiver S. (Eds.) (1982). Women, Power and Change. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. См. Админи­стративное управление в социальном обес­печении; Социальное планирование в добровольческом секторе; Социальные услу­ги: правительственный заказ; Управление финансами.

Х

хосписы

Хоспис—это многопрофильная програм­ма, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение послед­них месяцев их жизни. Цель хосписа — создать хорошие условия для больного и ока­зать поддержку его семье. Помещение в хос­пис становится целесообразным в тот момент, когда врач, больной и семья приходят к выво­ду о неэффективности дальнейшего лечения. Самым главным в этой ситуации становится облегчение положения больного, а значит — направленность скорее на качество жизни, чем на ее продолжение. В хосписе период перед смертью рассматривается как состав­ная часть жизненного цикла человека, кото­рая должна быть как можно более безболез­ненной и для больного, и для членов семьи.

Философия хосписа

По положению об организации хосписов (1979), обслуживание в них имеет свою фи­лософию и базируется на следующих прин­ципах.

1. Наряду с больным обслуживанием ох­ватывается и его семья. Поскольку утрата за­трагивает всю семью умирающего, необходи­мо помочь членам семьи справиться с шоком в связи с болезнью близкого и приготовиться к надвигающейся утрате.

2. Хоспис скорее приносит временное об­легчение, чем лечит. Формой лечения здесь является контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательст­во или другие лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области управления реакциями больного и внимательного отношения к мело­чам. Только когда контролируются такие симптомы, как тошнота, рвота и боль, боль­ной в состоянии воспринять социальную, психологи"ескую и духовную поддержку.

3. Хосписное обслуживание обеспечива­ется многопрофильной бригадой профессио-

налов, а именно врачей, медсестер, работни­ков медицинской помощи на дому, социаль­ных работников, врачей-специалистов, свя­щеннослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов

координируются одним из них, чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной работе выступает как консультант основного лечащего врача.

4. Хоспис отличается от обычного домаш­него, стационарного и медицинского (на до­му) ухода за больным широким использова­нием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жизни умирающего, доброволец, не связанный определенной обязанностью, мо­жет проявить гибкость в решении многих про­блем", возникающих внутри семьи, таких, как потребность в юридической консультации, том или ином виде терапии или просто в дру­жеском визите.

5. Обслуживание в рамках программы хосписа осуществляется круглосуточно и семь дней в неделю. Если даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью, они должны быть уверены в том, что с медсе­строй или социальным работником всегда можно обсудить возникшие проблемы и полу­чить от них необходимую помощь.

6. Хоспис — это всеобъемлющая про­грамма, предусматривающая оказание помо­щи независимо от того, находится ли больной в больнице, в приюте или дома. Больные не просто попадают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между этими условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни был, обеспечивая тем самым не­прерывный уход.

7. Оказание помощи семье предусматри­вается даже после смерти больного. Подготов­ка членов семьи к предстоящей утрате начи­нается до его смерти. Поддержка после кончины близкого помогает им справиться с тяжелой утратой.

377

ХОСПИСЫ

История хосписа

Движение сторонников хосписов уходит своими корнями в средние века, когда хоспи­сами назывались странноприимные дома, по­зже — монастырские гостиницы. Эти заведе­ния (которые в конце концов переросли в больницы) предлагали кров любому путеше­ственнику, будь он болен или здоров, сироте, нуждающемуся и умирающему. Как пра­вило, они управлялись религиозными орде­нами.

В Америке приоритет в оказании помощи умирающему, которому некуда было больше обратиться, принадлежит сестрам ордена св.Доминика. Их заведения, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце XX в. Они действуют и по сей день. Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стационарной помощи. Чаще всего семьи смертельно больных людей хотят иметь воз­можность ухаживать за ними дома, как это делалось ранее, до появления современных медицинских технологий. Движение, став­шее известным в начале 70-х годов как "Аме­риканский хоспис", базировалось на домаш­нем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и умереть дома, пользуясь при этом поддержкой со стороны сотрудников хосписа (Т. Коф, 1980).

К середине 1984 г. на территории США действовало свыше тысячи программ по хос­пису. Некоторые полностью осуществлялись силами добровольцев, но большинство реали­зовалось совместными усилиями штатного персонала и добровольцев. Самые первые американские программы по хоспису предус­матривали в основном только одну услугу — домашний уход. Эти программы не предус­матривали стационарное (в больнице или приюте) лечение, и непрерывного ухода практически не было. В 1982 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возмещение расходов по хоспису для пожи­лых людей.

Услуги хосписа

Полная программа хосписа включает в себя три основные услуги: обслуживание больного на дому, в стационаре и помощь семье пережить горе утраты. После подтвер­ждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный работник делает первоначальную оценку потребностей боль­ного и его семьи, при наличии согласия семьи составляется план соответствующих услуг, оказываемых персоналом хосписа. В первую очередь семью обучают тому, как справляться

с физическими симптомами больного. После этого другие члены бригады могут сосредото­чить свои усилия на психологических, духов­ных, финансовых и других проблемах боль­ного. Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно проводятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет круглосуточный и ежедневный доступ к бригаде. В итоге родственники часто оказы­ваются подготовленными к смерти и могут встретить ее в отсутствие члена бригады.

Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьбу с симптомами (облегчение состояния) и предоставление близким временной передышки. Если в до­машних условиях невозможно контролиро­вать симптомы больного или же семья нужда­ется в отдыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или в другом заведении, осуществля­ющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стационаре бывает не­долгим — от семи до десяти дней максимум.

Цель третьего вида обслуживания — по­мощи после смерти — состоит в поддержке ближайших родственников, с тем чтобы они могли выразить свое горе и пережить утрату. Иначе подавленное горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональ­ном поведении. Помощь тем, кто понес тяже­лую утрату, имеет разную форму. Могут про­водиться индивидуальные беседы дома. Устраиваются также групповые занятия, ко­торые носят социальный или терапевтиче­ский характер. Помощь семье умершего осу­ществляется обычно в течение года или же до тех пор, пока семья не справится с потерей.

Роль социальной работы

Целесообразность хосписного обслужи­вания заложена в основном принципе фило­софии социальной работы, согласно которо­му достоинство каждого человека должно быть сохранено и человек должен иметь пра­во распоряжаться своей судьбой. Популяр­ность программ хосписа росла по мере быст­рого развития медицинских технологий, позволяющих точно поставить диагноз, одна­ко сопровождающихся тенденцией учиты­вать только телесные функции, игнорируя человека в целом. В момент смерти, как пра­вило, родственников удаляли, лишая их воз­можности быть рядом с любимым человеком. Подобный подход часто отрицательно сказы­вался на последних днях жизни больного и на способности семьи пережить утрату. Поэтому общими усилиями социальных работников и

хосписы 378

заинтересованных медиков был разработан альтернативный способ ухода за умирающим больным.

Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больно­му и его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные — выполняя свои административные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязан­ность социального работника состоит в кон­сультировании больного, а также в консуль­тировании членов семьи как до, так и после его смерти. Кроме того, социальный работник координирует многочисленные возможности общины в этом направлении и может органи­зовать групповую помощь в период после смерти. Часто он выступает в роли консуль­танта других членов бригады в период их ра­боты со смертельно больным или членом его семьи. Социальный работник может руково­дить также действиями добровольцев и ока­зывать моральную поддержку сотрудникам хосписа.

Возмещение расходов и финансирование

На ранних стадиях развития хоспис де­ржался главным образом на добровольцах. С ростом спроса возникла потребность в дипло­мированных сестрах и квалифицированных социальных работниках, занятых в хосписе целый рабочий день. Чтобы удовлетворить потребность, местные страховые организа­ции и фонды общин стали финансировать сначала рекламные проекты. Финансовая ба­за хосписов была укреплена принятым в 1982 г. федеральным Законом о налоговой и финансовой ответственности. Он предус­матривал возмещение расходов по хоспису для лиц, пользующихся правом на бесплат­ную медицинскую помощь. Предоставление подобной компенсации стало исторической вехой для хосписа по двум причинам: 1) это создало основу для компенсации расходов приблизительно для 70% общего числа всех больных, охваченных службой хосписа, и 2) это отменило систему оплаты в форме пла­ты за услугу, взимаемой с пациента, заменив ее предоплатой за каждого человека.

По данным страховых компаний и иссле­дователей (К. Брукс и К. Смит-Старуч, 1983), хоспис экономически выгоден для граждан. В настоящее время, однако, среди различных групп, пользующихся компенса­цией, существуют расхождения по вопросу о том, какие услуги необходимо компенсиро-

вать, каким должен быть уровень компенса­ции и как добиться того, чтобы качество об­служивания оставалось в центре внимания.

Современные тенденции и проблемы

Первые 10 лет распространения хосписов в США обозначили две основные проблемы. Первая связана с критериями отбора в хос­пис, которые лишают многих пациентов пра­ва воспользоваться услугами хосписа. Вторая состоит в том, что, при всей благотворности стабилизации финансирования хосписов, но­вый механизм возмещения расходов, обеспе­чивая выгодность хосписа в смысле затрат на оплату услуг, не учитывает при этом качества последних.

Большинство американских служб хос­писа выдвигает в качестве условия для полу­чения помощи по линии своих программ тре­бование, чтобы у потенциального пациента хосписа был человек (обычно близкий член семьи), который оказывал бы ему основную помощь. Программа бесплатного медицин­ского обслуживания требует, чтобы по край­ней мере 80% всего хосписного обслужива­ния обеспечивалось на дому, тем самым исключая из числа своих возможных клиен­тов больных, у которых нет постоянной си­делки и которым может потребоваться услуги хосписа в условиях стационара. Это неспра­ведливо, поскольку одинокие люди в наи­большей степени могут нуждаться в помощи хосписа.

Оказание качественной помощи по ли­нии хосписа поставлено под вопрос в связи с введением системы компенсации, новой не только для хосписа, но и для всего американ­ского здравоохранения. Начиная с 1982 г., когда установлена фиксированная посуточ­ная оплата, хосписы столкнулись с необходи­мостью решать, какие виды услуг следует предоставлять в рамках фиксированного та­рифа. Так что, если больной нуждается в ин­тенсивной медицинской помощи, вероятнее всего, деньги пойдут именно на эти цели. Ес­ли не будет хватать средств для проведения консультаций, духовной помощи и поддер­жания усилий добровольцев, направленных на повышение качества жизни, программа хосписа может превратиться в обычную службу по оказанию помощи на дому для смертельно больных людей. Без учета челове­ческой личности в целом вся философия и ценность хосписа обречены на провал.

От того, как будут решаться эти пробле­мы, зависит будущая судьба хосписа в Амери­ке. Работники, занятые в сфере хосписа, дол-

379

ХОСПИСЫ

жны сделать систему услуг гибкой, чтобы она могла удовлетворить потребности всех потен­циальных клиентов и обеспечить высокое ка­чество их жизни, сверх медицинской помо­щи, для каждого безнадежно больного человека, которого она обслуживает.

Линда Дж. Профит

См. также: Больницы и социальная работа; Длительный уход за нетрудоспособны­ми; Переживание утраты.

Brooks С.Н., Smyth-Staruch К. (1983). Cost Savings of Hospice Home Care to Third-Party Insurers.— Cleveland, Ohio: Case Western Reserve University School of Medicine. Department of Epidemiology and Community Health. • KoffT. H. (1980). Hospice: A Caring Community. Cambridge, Mass.: Winthrop Pub­lishers. • National Hospice Organization (1984).—Hospice News, 2(9), 1.

Ц

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

В 70-е годы в Соединенных Штатах про­изошли изменения в составе населения в ре­зультате иммиграции новых представителей меньшинств, а также увеличилось количест­во групп, которые стали называть себя "мень­шинствами" именно в этот период, хотя под­вергались угнетению и раньше. Эти группы включали женщин, инвалидов, гомосексуа­листов, лесбиянок, престарелых, всех людей с испанскими фамилиями и американцев мексиканского происхождения. Это было вы­звано главным образом тем, что политика правительства в сфере распределения ресур­сов предоставила группам, имеющим статус меньшинств, право на улучшение неблаго­приятного социально-экономического поло­жения и доступ к структурам экономической поддержки.

Определение

Трудно дать определение термину "мень­шинство" вследствие отсутствия научных критериев или стереотипов. Не существует ни четкого значения терминов "меньшинство" или "расовое меньшинство", ни соглашения об их использовании. Понятие расы является в высшей степени сложным, но в Америке оно традиционно ассоциировалось с меньшинст­вами. Даже тогда, когда это понятие рассмат­ривалось с абстрактной или теоретической точки зрения, значение для населения поли­тических, социальных и экономических ас­пектов брало верх над любой нейтральной концепцией.

Привилегии существуют и накапливают­ся от поколения к поколению. То же самое происходит и с законодательно закрепленны­ми преимуществами. Даже если можно было бы достичь согласия в вопросе

научного опре­деления расы и было бы показано, что раса не

имеет существенного значения для определе­ния различий между людьми, это не измени­ло бы статуса тех, кто страдает от последствий того, что многие поколения испытывали на себе дискриминацию и угнетение в зависимо­сти от расы. Цвет кожи, который ассоцииру­ется с расой, по-прежнему будет оказывать влияние на социально-экономическое поло­жение миллионов американцев. Расисты всегда использовали цвет кожи для дискри­минации. В настоящее время социологи и со­циальные работники должны проявлять бди­тельность, так как нельзя исключать, что призывы не обращать внимание на цвет кожи могут быть использованы для того, чтобы из­бежать исправления результатов прошлой дискриминации.

Определения "меньшинства", в которых берется за основу пропорциональная числен­ность, лишены логики и функциональности. Например, в Южной Африке численное меньшинство, осуществляющее контроль над материальными ценностями и государствен­ными институтами, долгое время игнориро­вало законное стремление большинства насе­ления к свободе и уважению человеческого достоинства.

В других определениях "меньшинства" используются такие критерии, как социаль­но-экономические условия существования и восприятие культуры, которые отводят пред­ставителям цветного населения место в самом нижнем конце шкалы власти и преимуществ.

Традиционная социальная политика включает все группы риска населения в кате­горию, которая требует защиты, поэтому со­циальные работники не поняли пока, как важно изучать подобные определения, а так­же различать уровни и виды угнетения. В та­кой ситуации полезно использовать ряд вспо­могательных критериев, чтобы определить, действительно ли данная группа населения нуждается в льготах: 1) отсутствие альтерна­тив предоставлению льгот; 2) предубеждение

381

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

против группы стало распространяться не на отдельные личности, а на группу в целом; 3) предубеждение против группы укорени­лось в культуре и в распределительной систе­ме общества; 4) представители групп риска постоянно присутствуют в поле зрения обще­ства и не имеют возможности самостоятельно выйти из ущемленного положения.

В Америке этим критериям отвечают не­гры, американские индейцы, испаноязычные, американцы азиатского происхождения.

Отметим также, что положение цветных женщин внутри расовых меньшинств хуже и намного безнадежнее, чем положение белых женщин. Белые женщины могут быть отстра­нены от сфер власти и финансов, но многие из них пользуются властью и материальными выгодами в качестве дочерей, жен и матерей, хотя проблема мужского шовинизма продол­жает оставаться одной из главных. Происхо­дящие изменения позволили белым женщи­нам оказаться в более выгодном положении по сравнению с представительницами цвет­ных меньшинств. Вдвое больший доход белых семей увеличивает этот разрыв. Таким обра­зом, цветные женщины сталкиваются с ком­плексом бед расизма, мужского шовинизма и бедности.

Это значит, что белые женщины находят­ся в более выгодном социальном положении. Благодаря своим индивидуальным или кол­лективным отношениям со структурами вла­сти они имеют возможность использовать рычаги, которыми цветное население, неза­висимо от своего пола, не располагает.

Социально-демографическая статистика

Все представители цветных меньшинств, а не только те, кто находится в наиболее не­благоприятном положении, составляют око­ло 20% всего населения Соединенных Шта­тов: 12% приходится на негров, 6% — на испаноязычных и 2% — на американских индейцев, американцев азиатского проис­хождения и других небелых. В эти стати­стические данные не включены иммигранты последних лет, такие, как выходцы из Юго-Восточной Азии, кубинцы и гаитяне. В 80-е годы численность цветных увеличилась в большей степени, чем население в целом. С учетом темпов иммиграции и преобладания в этой группе лиц более молодого возраста предполагается, что такая ситуация сохра­нится. В 1980 г. средний возраст белого насе­ления составлял немногим более 31 года, не­гров — 24,9, испаноязычных — 23,2,

азиатов — 28,6 и американских индейцев, эскимосов и алеутов — 23 года. Таким обра­зом, негры и испаноязычные значительно мо­ложе, чем белые и азиаты, чья возрастная структура более близка к возрастной структу­ре белых.

Цветное население сконцентрировано главным образом на Юге, где проживает око­ло 50% негров, и на Западе, где проживает большинство американцев мексиканского происхождения, азиатов и индейцев. Основ­ное перемещение цветных меньшинств про­изошло в 70-е годы, когда большое число не­гров, как и других американцев, двинулось на Юг, проделывая в обратном направлении путь, совершенный в послевоенный период негритянским населением с Юга на Север и Запад. Второе по численности цветное мень­шинство США — американцы мексиканско­го происхождения, число которых почти уд­воилось в период между 1970 и 1980 гг. и которые тоже рассеяны по стране. В отличие от мигрантов 60-х годов, эти группы пересе­лились в столичные окрестности, а не в цент­ральные города, хотя более половины негров и почти половина испаноязычных американ­цев все еще живут в городах. Это оказывает определенное влияние на рост занятости. На­пример, в 70-е годы негры, проживавшие в пригородных районах, получили от роста за­нятости большую выгоду, чем те, кто прожи­вал в городах.

Социально-экономические условия

В США существует значительное нера­венство в уровнях благосостояния и доходов людей. Более 50 лет предпринимались по­пытки уменьшить степень экономического неравенства с помощью налоговой и кредит­ной политики, а также программ социального обеспечения. Президенту Р. Рейгану, из­бранному в 1980 г., с большим успехом уда­лось убедить американцев в том, что многие программы социального обеспечения не нуж­ны и даже расточительны. Закон об оздоров­лении экономики 1981 г. показал, что не средний класс, а богатые получают главную выгоду от новой политики. Закон включил первое после 20-х годов сокращение индиви­дуальных налогов в интересах богатых. Льго­ты для более обеспеченных групп населения резко контрастируют с сокращением помощи бедным в результате ликвидации и свертыва­ния таких программ, как программы "О все­общей занятости", продовольственных тало­нов для бедных и бесплатной медицинской

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА 382

помощи для престарелых. Хотя программы, которые были урезаны, охватывали много бе­лых получателей помощи, их сокращение особенно сказалось на цветном населении, за­висимость которого от них является непро­порционально большой. Таким образом, уменьшение числа рабочих мест в федераль­ных структурах оказало на меньшинства большее воздействие, так как для них работа в государственном секторе давала главную возможность перехода в средний класс.

Считая доход надежным индикатором со­циально-экономического положения, можно с помощью статистических данных сравнить положение цветного населения с положени­ем большинства белых. В 1980 г. средний до­ход для белых семей составил 21,9 тыс. долл., в то время как для негритянских семей — 12,67 тыс. долл. и для испаноязычных се­мей — 14,27 тыс. долл. Появление в 70-х го­дах значительного числа семей с двумя рабо­тающими увеличило разрыв в доходах белых и цветных семей. В результате этого и диск­риминации, существующей при приеме на работу, уровень среднего дохода цветных се­мей стал значительно более низким по срав­нению с белыми семьями.

В период между 1964 и 1977 гг. на 15% уменьшилось число негритянских семей, в которых работало несколько членов. Это про­изошло в результате увеличения количества негритянских семей, возглавляемых матеря­ми-одиночками, и работающих женщин-негритянок. В то же время на 4 % увеличилось число испаноязычных семей с несколькими работающими и на 13% увеличилось число подобных семей среди белых. Еще в большей степени увеличилось количество негритян­ских семей, в которых отсутствуют взрослые работающие члены.

Рост числа неполных семей и семей без кормильца, несомненно, привел к увеличе­нию количества цветного населения, живу­щего за чертой бедности. Концентрация бед­ных в негритянских семьях, возглавляемых женщинами, увеличилась с 740 тыс. (54%) в 1969 г. до 1,4 млн (70%) в 1981 г. Вызывает беспокойство большая доля внебрачных рож­дений у негров — 86% по сравнению с 36% у белых. В 1982 г. только 42,4% всех негритян­ских детей проживали в семьях с обоими ро­дителями по сравнению с 81 % белых детей. Дети-негры составляют третью часть всех де­тей, проживавших с одним родителем, хотя их доля от общего числа всех детей составляет только 15%. Хотя Соединенным Штатам ни­когда не удавалось одержать победу в войне с бедностью, помощь по системе социального

обеспечения имела определенное значение. В 1981 г. за чертой бедности находилось 14% населения. Доля бедных по трем основным группам распределилась следующим обра­зом: негры — 34%, испанцы — 26 и белые — 11%. Главной причиной более низкого соци­ально-экономического положения цветного населения является безработица. В период с 1970 по 1982 г. число безработных среди нег­ров и других рас увеличилось с 8,2 до 17,3%; среди белых — с4,5до8,6%.В 1982г.безра-ботица среди негритянской молодежи соста­вила более 50%, что привело к уменьшению дохода их семей и увеличению расходов об­щества на социальные нужды.

Образование

При обсуждении возможного улучшения экономического положения цветного населе­ния необходимо изучить его шансы на полу­чение образования, которое всегда рассмат­ривалось как путь наверх из бедности. Однако немало трудностей связано с получением мо­лодежью этих групп даже начального образо­вания. Зачастую цветные молодые люди остаются необразованными и не подготовлен­ными для участия в рынке рабочих мест. Не­достаточное знание английского языка испа-ноязычной молодежью часто еще больше усиливает ее неспособность конкурировать в борьбе за рабочие места.

Очевидно к тому же, что знания тех, кому посчастливилось окончить школу, будут все в большей степени подвергаться проверке. В Массачусетсе, например, рассматривается предложение ужесточить условия поступле­ния в колледжи и университеты штата, ис­пользуя результаты теста на проверку способ­ностей к образованию и более строгие требования к средней школе. Подобные меры, направленные на выявление знаний, тради­ционно создавали более серьезные проблемы для представителей цветного населения.

Хотя общее количество молодежи, обуча­ющейся в школах США, уменьшилось, воз­росло число взрослых негров и испаноязыч­ных, севших за парты. Число негров в возрасте от 25 до 34 лет, завершающих сред­нее образование, растет быстрее, чем число белых в той же возрастной группе. В 70-е годы количество негров, зачисленных в колледжи, более чем удвоилось. Тем не менее доля взрос­лой молодежи, окончившей четыре курса колледжа, для негров составляет только 12%, а для белых — 24%.

Сокращение администрацией Р. Рейгана средств, выделяемых на ссуды и финансовую помощь студентам, отразилось на зачислении