373 Феминизм и социальная работа
создают условия для более полного использования предоставляемых возможностей. Способ оказать влияние также дает клиентам уверенность в своих силах.
В соответствии с принципами феминизма гибкость в социальной работе должна быть нормой при выработке определенной политики в отношениях между работающим по найму и нанимателем. Например, такие формы, как кружки качества труда, когда сотрудники различных уровней собираются вместе и решают какую-либо проблему, совместимы с феминисгской практикой. Деятельность, направленная на сотрудничество для создания благоприятных рабочих условий работающему по найму или позволяющая ввести разделение обязанностей и гибкий график работы, вероятно, повысит моральный дух работника и улучшит работу организации.
Универсалы против практики специалистов. Феминистская практика социальной работы ставит под сомнение расширение использования таких специальностей, как социальный работник в клинике, общественный практик и администратор. Специализация скорее создает искусственное разделение в рамках одной профессии, чем обеспечивает достижение цели социальной работы — уменьшить трудности индивидуального и социального характера. Феминистская практика социальной работы требует объединения клинических и организационных навыков, терапии и административной деятельности, а также развития службы и ее функционирования.
Феминистская практика в своей основе следует универсальной модели социальной работы: она стремится устранить ложные дихотомии в данной профессии.
Практическая работа с угнетенными группами. Феминистский принцип переименования чьего-либо опыта имеет особое значение для работы с угнетенными группами. Поддерживая индивидуальный выбор и жизненный опыт клиента, феминистские социальные работники утверждают и укрепляют роль культурного наследия клиентов — представителей этнических групп. Индивидов поощряют к собственной интерпретации культурных факторов и системы взглядов, что придает личности уверенность в себе.
Феминистский подход также утверждает необходимость служб, связанных с этническими проблемами и вопросами пола. Поощряется финансирование услуг для определенных категорий клиентов из числа национальных групп, служб помощи жертвам изнасилования, приютов для избитых женщин. Кроме того, одобряется политика, направленная на определение детей из числа представителей этнических меньшинств на воспитание или на усыновление в семьи той же этнической принадлежности.
Посылка феминистской практики, что "личное является отражением политического", подтверждается личной активностью социальных работников, бросающих вызов дискриминационным идеологиям, программам и политике.
Исследование как практика, в соответствии с феминистскими принципами осуждается ложная дихотомия между практикой и научным исследованием. В то же время феминистская модель предлагает определенные альтернативы традиционному позитивистскому подходу к научному исследованию.
Например, не должно быть искусственного разделения между разработкой темы исследования, самим исследованием и оценкой результатов. Темы исследований следует разрабатывать в соответствии со специфическими нуждами угнетенного и не охваченного деятельностью социальных служб населения.
Исследования должны основываться на принципе наделения клиента инициативой. Вместо того чтобы претендовать на роль истины в последней инстанции, они должны быть направлены на удовлетворение личных и общественных потребностей.
Поскольку феминисты отдают предпочтение многомерному мышлению, исследователи-феминисты призваны использовать функции и левого и правого полушария мозга, т. е. и аналитические, и интуитивные процессы. Следовательно, данные, полученные из этих источников знания, будут в равной степени убедительны. Эта феминистская посылка также наводит на мысль о необходимости изучения самих себя представителями угнетенных групп. Подобные примеры, касающиеся исследований по проблемам цветных меньшинств, феминизма, гомосексуализма и лесбиянства, недавно появились в публикациях Национальной ассоциации социальных работников (НАСР).
Где ведется феминистская социальная работа?
Феминистскую социальную работу ведут люди, которые считают себя феминистами в любой обстановке, подходящей для социальной работы. Многие феминисты считают, что навыки, опыт и приверженность феминистской философии являются более важным
ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
374
мандатом, чем официальные степени и звания. Ни профессиональная степень, ни простая вера в равенство женщин и мужчин не являются достаточным условием для этой работы. Необходима приверженность принципам феминизма как в личной, так и в профессиональной жизни индивида (Э. Роулингз и Д. Картер, 1977).
Мужчины могут быть феминистами по своему подходу к социальной работе, в таких случаях их называют "профеминистами". Такое название подразумевает поддержку принципов феминизма, но подтверждает, что мужчина не может так, как женщина, испытать на себе дискриминацию приверженцев мужского шовинизма.
Феминисты единодушны в том, что в определенных случаях мужчинам-практикам не следует заниматься проблемами женщин. Э. Роулингз и Д. Картер считают следующие типы клиентов не подлежащими терапевтическому воздействию мужчин: 1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со стороны мужчины; 2) женщины, которые враждебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время терапевтического процесса; 3) женщины, которые стремятся обольстить терапевта; 4) женщины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женственность с пассивностью и покорностью; 5) женщины, у которых в самом разгаре хризис, связанный с разводом, и которые могут перенести свои чувства на мужчину-терапевта и рассматривать его как заменителя супруга.
Некоторые преподаватели и практики социальной работы в целях распространения феминистских принципов взялись за развитие и поддержку оперативных феминистских трупп и комиссий в существующих профессиональных организациях, которые занимается социальной работой, таких, как НАСР я Совет по образованию социальных работников (СОСР). В состав НАСР входит Комитет по проблемам женщин, а в состав СОСР — Комиссия по статусу женщин. Недавно Комитет по проблемам женщин профинансировал проект, на деле подкрепляющий принципы практики феминистской социальной работы. В 1984 г. была создана Ассоциация для женщин—социальных работников, охватывающая практиков, педагогов и студентов, занимающихся феминистскими вопросами. Был также основан журнал
по феминистским вопросам "Женщина и социальная работа".
В итоге можно отметить, что феминистской социальной работой может заниматься любой человек, который придерживается идеологии феминизма и применяет ее в своей личной жизни и деятельности.
Заключение
Практика феминистской социальной работы не является раз и навсегда определенной. Это развивающийся процесс, который не только изменчив и подвижен, но и вдохновляет на риск и выход за рамки относительно привычных традиционных и общепринятых методов деятельности.
Заинтересованность социальной работы в устранении ложных дихотомий и поощрении целостного подхода требует, чтобы социальные работники были универсалами. Пропаганда необходимости изменений в окружающей обстановке и в существующих структурах так же важна, как и помощь отдельным клиентам. Феминистская практика предлагает считать социальных работников скорее активной силой, действующей в интересах социальных изменений, чем благодетелями рода человеческого. Это может в значительной степени изменить понимание общественностью потенциальных возможностей социальной работы и социальных работников в борьбе с эксплуатацией и угнетением. Феминистская практика предполагает, что принципом "личное является отражением политического" каждый должен руководствоваться в жизни и работе. Личные и рабочие отношения не должны отделяться друг от друга, они скорее должны отражать единство в приверженности изменить мир. Профессиональные знания и мастерство должны соответствовать конечной цели совместной работы — построению общества, основанного на участливом и заботливом отношении друг к другу, а не на эксплуатации и угнетении.
Практика феминистской социальной работы имеет широкую и интересную перспективу. Она не является чисто женской практикой и не занимается чисто женскими вопросами. Она предлагает социальному работнику иную модель деятельности — исходи из изложенных выше принципов. Практика феминистской социальной работы является плодотворным путем для достижения уникальной цели социальной работы — улучшения качества жизни посредством создания условий для социальных изменений.
Нан Ван Ден Берг.
Линн Б.Купер
375
ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
См. также: Женщины; Женщины: участие в организации и управлении социальной работой.
• Berlin S. (1976). Better Work with Women Clients.— Social Work, 21(6), 492—497. • Bricker-Jenkins M., Hooyman N. (1984, March). Not For Women Only: Teaching for Feminist Practice in the 1980s. Paper presented at the annual program meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Gluckstern N. (1977). Beyond Therapy: Personal and Institutional Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 429—444). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • Holroyd J. (1976). Psychotherapy and Women's Liberation.— Counseling Psychologist, 6(6), 22—28. • Hooyman N. (1980, September). Toward a Feminist Administered Style. Paper presented at the National Association of Social Workers First National
Conference on Social Work Practice in a Sexist Society. Wash., D. C. • Kaschak E. (1981). Feminist Psychotherapy: The First Decade. In: S. Cox (Ed.). Female Psychology: The Emerging Self (p. 387—407). N. Y.: St. Martin's Press. • Mander A., Rush A. (1974). Feminism as Therapy. N. Y.: Random House. •
Marecek J., Kravetz D. (1977). Women and Mental Health: A Review of Feminist Change Efforts.— Psychiatry, 40(4), 323—329. • Rawlings E., Carter D. (1977). Psychotherapy for Social Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 447— 463). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • VanDenBerghN., CooperL. B. (Eds.) (1986). Feminist Visions for Social Work. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • WeickD., Vandiver S. (Eds.) (1982). Women, Power and Change. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. См. Административное управление в социальном обеспечении; Социальное планирование в добровольческом секторе; Социальные услуги: правительственный заказ; Управление финансами.
Х
хосписы
Хоспис—это многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Цель хосписа — создать хорошие условия для больного и оказать поддержку его семье. Помещение в хоспис становится целесообразным в тот момент, когда врач, больной и семья приходят к выводу о неэффективности дальнейшего лечения. Самым главным в этой ситуации становится облегчение положения больного, а значит — направленность скорее на качество жизни, чем на ее продолжение. В хосписе период перед смертью рассматривается как составная часть жизненного цикла человека, которая должна быть как можно более безболезненной и для больного, и для членов семьи.
Философия хосписа
По положению об организации хосписов (1979), обслуживание в них имеет свою философию и базируется на следующих принципах.
1. Наряду с больным обслуживанием охватывается и его семья. Поскольку утрата затрагивает всю семью умирающего, необходимо помочь членам семьи справиться с шоком в связи с болезнью близкого и приготовиться к надвигающейся утрате.
2. Хоспис скорее приносит временное облегчение, чем лечит. Формой лечения здесь является контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательство или другие лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области управления реакциями больного и внимательного отношения к мелочам. Только когда контролируются такие симптомы, как тошнота, рвота и боль, больной в состоянии воспринять социальную, психологи"ескую и духовную поддержку.
3. Хосписное обслуживание обеспечивается многопрофильной бригадой профессио-
налов, а именно врачей, медсестер, работников медицинской помощи на дому, социальных работников, врачей-специалистов, священнослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов
координируются одним из них, чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной работе выступает как консультант основного лечащего врача.
4. Хоспис отличается от обычного домашнего, стационарного и медицинского (на дому) ухода за больным широким использованием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жизни умирающего, доброволец, не связанный определенной обязанностью, может проявить гибкость в решении многих проблем", возникающих внутри семьи, таких, как потребность в юридической консультации, том или ином виде терапии или просто в дружеском визите.
5. Обслуживание в рамках программы хосписа осуществляется круглосуточно и семь дней в неделю. Если даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью, они должны быть уверены в том, что с медсестрой или социальным работником всегда можно обсудить возникшие проблемы и получить от них необходимую помощь.
6. Хоспис — это всеобъемлющая программа, предусматривающая оказание помощи независимо от того, находится ли больной в больнице, в приюте или дома. Больные не просто попадают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между этими условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни был, обеспечивая тем самым непрерывный уход.
7. Оказание помощи семье предусматривается даже после смерти больного. Подготовка членов семьи к предстоящей утрате начинается до его смерти. Поддержка после кончины близкого помогает им справиться с тяжелой утратой.
377
ХОСПИСЫ
История хосписа
Движение сторонников хосписов уходит своими корнями в средние века, когда хосписами назывались странноприимные дома, позже — монастырские гостиницы. Эти заведения (которые в конце концов переросли в больницы) предлагали кров любому путешественнику, будь он болен или здоров, сироте, нуждающемуся и умирающему. Как правило, они управлялись религиозными орденами.
В Америке приоритет в оказании помощи умирающему, которому некуда было больше обратиться, принадлежит сестрам ордена св.Доминика. Их заведения, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце XX в. Они действуют и по сей день. Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стационарной помощи. Чаще всего семьи смертельно больных людей хотят иметь возможность ухаживать за ними дома, как это делалось ранее, до появления современных медицинских технологий. Движение, ставшее известным в начале 70-х годов как "Американский хоспис", базировалось на домашнем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и умереть дома, пользуясь при этом поддержкой со стороны сотрудников хосписа (Т. Коф, 1980).
К середине 1984 г. на территории США действовало свыше тысячи программ по хоспису. Некоторые полностью осуществлялись силами добровольцев, но большинство реализовалось совместными усилиями штатного персонала и добровольцев. Самые первые американские программы по хоспису предусматривали в основном только одну услугу — домашний уход. Эти программы не предусматривали стационарное (в больнице или приюте) лечение, и непрерывного ухода практически не было. В 1982 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возмещение расходов по хоспису для пожилых людей.
Услуги хосписа
Полная программа хосписа включает в себя три основные услуги: обслуживание больного на дому, в стационаре и помощь семье пережить горе утраты. После подтверждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный работник делает первоначальную оценку потребностей больного и его семьи, при наличии согласия семьи составляется план соответствующих услуг, оказываемых персоналом хосписа. В первую очередь семью обучают тому, как справляться
с физическими симптомами больного. После этого другие члены бригады могут сосредоточить свои усилия на психологических, духовных, финансовых и других проблемах больного. Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно проводятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет круглосуточный и ежедневный доступ к бригаде. В итоге родственники часто оказываются подготовленными к смерти и могут встретить ее в отсутствие члена бригады.
Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьбу с симптомами (облегчение состояния) и предоставление близким временной передышки. Если в домашних условиях невозможно контролировать симптомы больного или же семья нуждается в отдыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или в другом заведении, осуществляющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стационаре бывает недолгим — от семи до десяти дней максимум.
Цель третьего вида обслуживания — помощи после смерти — состоит в поддержке ближайших родственников, с тем чтобы они могли выразить свое горе и пережить утрату. Иначе подавленное горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональном поведении. Помощь тем, кто понес тяжелую утрату, имеет разную форму. Могут проводиться индивидуальные беседы дома. Устраиваются также групповые занятия, которые носят социальный или терапевтический характер. Помощь семье умершего осуществляется обычно в течение года или же до тех пор, пока семья не справится с потерей.
Роль социальной работы
Целесообразность хосписного обслуживания заложена в основном принципе философии социальной работы, согласно которому достоинство каждого человека должно быть сохранено и человек должен иметь право распоряжаться своей судьбой. Популярность программ хосписа росла по мере быстрого развития медицинских технологий, позволяющих точно поставить диагноз, однако сопровождающихся тенденцией учитывать только телесные функции, игнорируя человека в целом. В момент смерти, как правило, родственников удаляли, лишая их возможности быть рядом с любимым человеком. Подобный подход часто отрицательно сказывался на последних днях жизни больного и на способности семьи пережить утрату. Поэтому общими усилиями социальных работников и
хосписы 378
заинтересованных медиков был разработан альтернативный способ ухода за умирающим больным.
Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больному и его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные — выполняя свои административные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязанность социального работника состоит в консультировании больного, а также в консультировании членов семьи как до, так и после его смерти. Кроме того, социальный работник координирует многочисленные возможности общины в этом направлении и может организовать групповую помощь в период после смерти. Часто он выступает в роли консультанта других членов бригады в период их работы со смертельно больным или членом его семьи. Социальный работник может руководить также действиями добровольцев и оказывать моральную поддержку сотрудникам хосписа.
Возмещение расходов и финансирование
На ранних стадиях развития хоспис держался главным образом на добровольцах. С ростом спроса возникла потребность в дипломированных сестрах и квалифицированных социальных работниках, занятых в хосписе целый рабочий день. Чтобы удовлетворить потребность, местные страховые организации и фонды общин стали финансировать сначала рекламные проекты. Финансовая база хосписов была укреплена принятым в 1982 г. федеральным Законом о налоговой и финансовой ответственности. Он предусматривал возмещение расходов по хоспису для лиц, пользующихся правом на бесплатную медицинскую помощь. Предоставление подобной компенсации стало исторической вехой для хосписа по двум причинам: 1) это создало основу для компенсации расходов приблизительно для 70% общего числа всех больных, охваченных службой хосписа, и 2) это отменило систему оплаты в форме платы за услугу, взимаемой с пациента, заменив ее предоплатой за каждого человека.
По данным страховых компаний и исследователей (К. Брукс и К. Смит-Старуч, 1983), хоспис экономически выгоден для граждан. В настоящее время, однако, среди различных групп, пользующихся компенсацией, существуют расхождения по вопросу о том, какие услуги необходимо компенсиро-
вать, каким должен быть уровень компенсации и как добиться того, чтобы качество обслуживания оставалось в центре внимания.
Современные тенденции и проблемы
Первые 10 лет распространения хосписов в США обозначили две основные проблемы. Первая связана с критериями отбора в хоспис, которые лишают многих пациентов права воспользоваться услугами хосписа. Вторая состоит в том, что, при всей благотворности стабилизации финансирования хосписов, новый механизм возмещения расходов, обеспечивая выгодность хосписа в смысле затрат на оплату услуг, не учитывает при этом качества последних.
Большинство американских служб хосписа выдвигает в качестве условия для получения помощи по линии своих программ требование, чтобы у потенциального пациента хосписа был человек (обычно близкий член семьи), который оказывал бы ему основную помощь. Программа бесплатного медицинского обслуживания требует, чтобы по крайней мере 80% всего хосписного обслуживания обеспечивалось на дому, тем самым исключая из числа своих возможных клиентов больных, у которых нет постоянной сиделки и которым может потребоваться услуги хосписа в условиях стационара. Это несправедливо, поскольку одинокие люди в наибольшей степени могут нуждаться в помощи хосписа.
Оказание качественной помощи по линии хосписа поставлено под вопрос в связи с введением системы компенсации, новой не только для хосписа, но и для всего американского здравоохранения. Начиная с 1982 г., когда установлена фиксированная посуточная оплата, хосписы столкнулись с необходимостью решать, какие виды услуг следует предоставлять в рамках фиксированного тарифа. Так что, если больной нуждается в интенсивной медицинской помощи, вероятнее всего, деньги пойдут именно на эти цели. Если не будет хватать средств для проведения консультаций, духовной помощи и поддержания усилий добровольцев, направленных на повышение качества жизни, программа хосписа может превратиться в обычную службу по оказанию помощи на дому для смертельно больных людей. Без учета человеческой личности в целом вся философия и ценность хосписа обречены на провал.
От того, как будут решаться эти проблемы, зависит будущая судьба хосписа в Америке. Работники, занятые в сфере хосписа, дол-
379
ХОСПИСЫ
жны сделать систему услуг гибкой, чтобы она могла удовлетворить потребности всех потенциальных клиентов и обеспечить высокое качество их жизни, сверх медицинской помощи, для каждого безнадежно больного человека, которого она обслуживает.
Линда Дж. Профит
См. также: Больницы и социальная работа; Длительный уход за нетрудоспособными; Переживание утраты.
•Brooks С.Н., Smyth-Staruch К. (1983). Cost Savings of Hospice Home Care to Third-Party Insurers.— Cleveland, Ohio: Case Western Reserve University School of Medicine. Department of Epidemiology and Community Health. • KoffT. H. (1980). Hospice: A Caring Community. Cambridge, Mass.: Winthrop Publishers. • National Hospice Organization (1984).—Hospice News, 2(9), 1.
Ц
ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
В 70-е годы в Соединенных Штатах произошли изменения в составе населения в результате иммиграции новых представителей меньшинств, а также увеличилось количество групп, которые стали называть себя "меньшинствами" именно в этот период, хотя подвергались угнетению и раньше. Эти группы включали женщин, инвалидов, гомосексуалистов, лесбиянок, престарелых, всех людей с испанскими фамилиями и американцев мексиканского происхождения. Это было вызвано главным образом тем, что политика правительства в сфере распределения ресурсов предоставила группам, имеющим статус меньшинств, право на улучшение неблагоприятного социально-экономического положения и доступ к структурам экономической поддержки.
Определение
Трудно дать определение термину "меньшинство" вследствие отсутствия научных критериев или стереотипов. Не существует ни четкого значения терминов "меньшинство" или "расовое меньшинство", ни соглашения об их использовании. Понятие расы является в высшей степени сложным, но в Америке оно традиционно ассоциировалось с меньшинствами. Даже тогда, когда это понятие рассматривалось с абстрактной или теоретической точки зрения, значение для населения политических, социальных и экономических аспектов брало верх над любой нейтральной концепцией.
Привилегии существуют и накапливаются от поколения к поколению. То же самое происходит и с законодательно закрепленными преимуществами. Даже если можно было бы достичь согласия в вопросе
научного определения расы и было бы показано, что раса не
имеет существенного значения для определения различий между людьми, это не изменило бы статуса тех, кто страдает от последствий того, что многие поколения испытывали на себе дискриминацию и угнетение в зависимости от расы. Цвет кожи, который ассоциируется с расой, по-прежнему будет оказывать влияние на социально-экономическое положение миллионов американцев. Расисты всегда использовали цвет кожи для дискриминации. В настоящее время социологи и социальные работники должны проявлять бдительность, так как нельзя исключать, что призывы не обращать внимание на цвет кожи могут быть использованы для того, чтобы избежать исправления результатов прошлой дискриминации.
Определения "меньшинства", в которых берется за основу пропорциональная численность, лишены логики и функциональности. Например, в Южной Африке численное меньшинство, осуществляющее контроль над материальными ценностями и государственными институтами, долгое время игнорировало законное стремление большинства населения к свободе и уважению человеческого достоинства.
В других определениях "меньшинства" используются такие критерии, как социально-экономические условия существования и восприятие культуры, которые отводят представителям цветного населения место в самом нижнем конце шкалы власти и преимуществ.
Традиционная социальная политика включает все группы риска населения в категорию, которая требует защиты, поэтому социальные работники не поняли пока, как важно изучать подобные определения, а также различать уровни и виды угнетения. В такой ситуации полезно использовать ряд вспомогательных критериев, чтобы определить, действительно ли данная группа населения нуждается в льготах: 1) отсутствие альтернатив предоставлению льгот; 2) предубеждение
381
ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
против группы стало распространяться не на отдельные личности, а на группу в целом; 3) предубеждение против группы укоренилось в культуре и в распределительной системе общества; 4) представители групп риска постоянно присутствуют в поле зрения общества и не имеют возможности самостоятельно выйти из ущемленного положения.
В Америке этим критериям отвечают негры, американские индейцы, испаноязычные, американцы азиатского происхождения.
Отметим также, что положение цветных женщин внутри расовых меньшинств хуже и намного безнадежнее, чем положение белых женщин. Белые женщины могут быть отстранены от сфер власти и финансов, но многие из них пользуются властью и материальными выгодами в качестве дочерей, жен и матерей, хотя проблема мужского шовинизма продолжает оставаться одной из главных. Происходящие изменения позволили белым женщинам оказаться в более выгодном положении по сравнению с представительницами цветных меньшинств. Вдвое больший доход белых семей увеличивает этот разрыв. Таким образом, цветные женщины сталкиваются с комплексом бед расизма, мужского шовинизма и бедности.
Это значит, что белые женщины находятся в более выгодном социальном положении. Благодаря своим индивидуальным или коллективным отношениям со структурами власти они имеют возможность использовать рычаги, которыми цветное население, независимо от своего пола, не располагает.
Социально-демографическая статистика
Все представители цветных меньшинств, а не только те, кто находится в наиболее неблагоприятном положении, составляют около 20% всего населения Соединенных Штатов: 12% приходится на негров, 6% — на испаноязычных и 2% — на американских индейцев, американцев азиатского происхождения и других небелых. В эти статистические данные не включены иммигранты последних лет, такие, как выходцы из Юго-Восточной Азии, кубинцы и гаитяне. В 80-е годы численность цветных увеличилась в большей степени, чем население в целом. С учетом темпов иммиграции и преобладания в этой группе лиц более молодого возраста предполагается, что такая ситуация сохранится. В 1980 г. средний возраст белого населения составлял немногим более 31 года, негров — 24,9, испаноязычных — 23,2,
азиатов — 28,6 и американских индейцев, эскимосов и алеутов — 23 года. Таким образом, негры и испаноязычные значительно моложе, чем белые и азиаты, чья возрастная структура более близка к возрастной структуре белых.
Цветное население сконцентрировано главным образом на Юге, где проживает около 50% негров, и на Западе, где проживает большинство американцев мексиканского происхождения, азиатов и индейцев. Основное перемещение цветных меньшинств произошло в 70-е годы, когда большое число негров, как и других американцев, двинулось на Юг, проделывая в обратном направлении путь, совершенный в послевоенный период негритянским населением с Юга на Север и Запад. Второе по численности цветное меньшинство США — американцы мексиканского происхождения, число которых почти удвоилось в период между 1970 и 1980 гг. и которые тоже рассеяны по стране. В отличие от мигрантов 60-х годов, эти группы переселились в столичные окрестности, а не в центральные города, хотя более половины негров и почти половина испаноязычных американцев все еще живут в городах. Это оказывает определенное влияние на рост занятости. Например, в 70-е годы негры, проживавшие в пригородных районах, получили от роста занятости большую выгоду, чем те, кто проживал в городах.
Социально-экономические условия
В США существует значительное неравенство в уровнях благосостояния и доходов людей. Более 50 лет предпринимались попытки уменьшить степень экономического неравенства с помощью налоговой и кредитной политики, а также программ социального обеспечения. Президенту Р. Рейгану, избранному в 1980 г., с большим успехом удалось убедить американцев в том, что многие программы социального обеспечения не нужны и даже расточительны. Закон об оздоровлении экономики 1981 г. показал, что не средний класс, а богатые получают главную выгоду от новой политики. Закон включил первое после 20-х годов сокращение индивидуальных налогов в интересах богатых. Льготы для более обеспеченных групп населения резко контрастируют с сокращением помощи бедным в результате ликвидации и свертывания таких программ, как программы "О всеобщей занятости", продовольственных талонов для бедных и бесплатной медицинской
ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА 382
помощи для престарелых. Хотя программы, которые были урезаны, охватывали много белых получателей помощи, их сокращение особенно сказалось на цветном населении, зависимость которого от них является непропорционально большой. Таким образом, уменьшение числа рабочих мест в федеральных структурах оказало на меньшинства большее воздействие, так как для них работа в государственном секторе давала главную возможность перехода в средний класс.
Считая доход надежным индикатором социально-экономического положения, можно с помощью статистических данных сравнить положение цветного населения с положением большинства белых. В 1980 г. средний доход для белых семей составил 21,9 тыс. долл., в то время как для негритянских семей — 12,67 тыс. долл. и для испаноязычных семей — 14,27 тыс. долл. Появление в 70-х годах значительного числа семей с двумя работающими увеличило разрыв в доходах белых и цветных семей. В результате этого и дискриминации, существующей при приеме на работу, уровень среднего дохода цветных семей стал значительно более низким по сравнению с белыми семьями.
В период между 1964 и 1977 гг. на 15% уменьшилось число негритянских семей, в которых работало несколько членов. Это произошло в результате увеличения количества негритянских семей, возглавляемых матерями-одиночками, и работающих женщин-негритянок. В то же время на 4 % увеличилось число испаноязычных семей с несколькими работающими и на 13% увеличилось число подобных семей среди белых. Еще в большей степени увеличилось количество негритянских семей, в которых отсутствуют взрослые работающие члены.
Рост числа неполных семей и семей без кормильца, несомненно, привел к увеличению количества цветного населения, живущего за чертой бедности. Концентрация бедных в негритянских семьях, возглавляемых женщинами, увеличилась с 740 тыс. (54%) в 1969 г. до 1,4 млн (70%) в 1981 г. Вызывает беспокойство большая доля внебрачных рождений у негров — 86% по сравнению с 36% у белых. В 1982 г. только 42,4% всех негритянских детей проживали в семьях с обоими родителями по сравнению с 81 % белых детей. Дети-негры составляют третью часть всех детей, проживавших с одним родителем, хотя их доля от общего числа всех детей составляет только 15%. Хотя Соединенным Штатам никогда не удавалось одержать победу в войне с бедностью, помощь по системе социального
обеспечения имела определенное значение. В 1981 г. за чертой бедности находилось 14% населения. Доля бедных по трем основным группам распределилась следующим образом: негры — 34%, испанцы — 26 и белые — 11%. Главной причиной более низкого социально-экономического положения цветного населения является безработица. В период с 1970 по 1982 г. число безработных среди негров и других рас увеличилось с 8,2 до 17,3%; среди белых — с4,5до8,6%.В 1982г.безра-ботица среди негритянской молодежи составила более 50%, что привело к уменьшению дохода их семей и увеличению расходов общества на социальные нужды.
Образование
При обсуждении возможного улучшения экономического положения цветного населения необходимо изучить его шансы на получение образования, которое всегда рассматривалось как путь наверх из бедности. Однако немало трудностей связано с получением молодежью этих групп даже начального образования. Зачастую цветные молодые люди остаются необразованными и не подготовленными для участия в рынке рабочих мест. Недостаточное знание английского языка испа-ноязычной молодежью часто еще больше усиливает ее неспособность конкурировать в борьбе за рабочие места.
Очевидно к тому же, что знания тех, кому посчастливилось окончить школу, будут все в большей степени подвергаться проверке. В Массачусетсе, например, рассматривается предложение ужесточить условия поступления в колледжи и университеты штата, используя результаты теста на проверку способностей к образованию и более строгие требования к средней школе. Подобные меры, направленные на выявление знаний, традиционно создавали более серьезные проблемы для представителей цветного населения.
Хотя общее количество молодежи, обучающейся в школах США, уменьшилось, возросло число взрослых негров и испаноязычных, севших за парты. Число негров в возрасте от 25 до 34 лет, завершающих среднее образование, растет быстрее, чем число белых в той же возрастной группе. В 70-е годы количество негров, зачисленных в колледжи, более чем удвоилось. Тем не менее доля взрослой молодежи, окончившей четыре курса колледжа, для негров составляет только 12%, а для белых — 24%.
Сокращение администрацией Р. Рейгана средств, выделяемых на ссуды и финансовую помощь студентам, отразилось на зачислении
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений