logo search
том 3 энц

19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация

цинского обслуживания. Другой распростра­ненный прием заключается в том, чтобы представить свое предложение как плод кон­сенсуса ("все согласны с тем, что..."). Тем са­мым тот, кто распоряжается ресурсами, даже если и испытывает некоторые колебания, бы­вает вынужден пойти навстречу предложе­нию, чтобы не выступать против целой груп­пы. Убеждение порой отвергают, если считают его надувательством. Возможно, по­рой это действительно так, но это не меняет того, что убеждение является основой добро­вольного сотрудничества.

Формирование коалиции. Практи­ки часто стремятся скоординировать свои действия, цели, усилия и ответственность пу­тем создания коалиций, т. е. объединения двух и более лиц для достижения определен­ных целей. Для формирования коалиции тре­буется: 1) признание общности интересов участников; 2) сохранение верности ее це­лям, желание и потребность предоставить на ее благо те или иные ресурсы или услуги; 3) готовность развивать или пересматривать достигнутые соглашения, с тем чтобы приве­сти их в соответствие с изменяющимися потребностями участников. Существует мно­го примеров успешной координации ресурсов благодаря созданию коалиций. Например, формирование группы, состоящей из юри­стов и специалистов-медиков, для посредни­чества в бракоразводных делах; или сотруд­ничество персонала больниц и общинных агентств при решении вопроса о выписке па­циентов; или установление отношений парт­нерства с родителями детей, находящихся в интернатах, для проведения профилактики в отношении таких семей. Подобные меры осо­бенно эффективны в период финансовых трудностей и нехватки ресурсов, поскольку способствуют объединению знаний экспертов и возможностей тех, в чьем ведении находят­ся ресурсы.

Использование влияния. Это эф­фективный способ координации, когда лица, распоряжающиеся ресурсами, ведут себя не­последовательно или отказываются от со­трудничества. Чаще всего он применяется в социальных агентствах, сотрудники которых наделены юридической или административ­ной властью. По даже рядовой специалист по социальной терапии может продемонстриро­вать, что от него во многом зависит ход дела, и предложить клиентам и членам их семей выполнять его требования. К. Липдблом (1965) отмечает, что "использование влияния подразумевает уступку и явно относится к

сфере межличностных отношений". Основа­ми успеха в этом деле признаются высокие профессиональные знания социального ра­ботника, его официальное положение, нали­чие связей и уважение со стороны окружаю­щих. Практики используют различные приемы, чтобы координировать получение ресурсов от разных, часто находящихся в кон­фликте лиц и повышать качество услуг.

Заключение

В заключение отметим, что в социальной работе, ведущей свое начало от попыток ум­ножить и целесообразнее использовать обще­ственные ресурсы, в течение долгого времени проблема мобилизации и координации ре­сурсов рассматривалась как нечто малопре­стижное и не требующее высокой квалифи­кации. В последнее время эта чрезвычайно важная сфера начинает получать признание, которого она заслуживает.

Аллисон Д. Мердак

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Защита прав клиента; Организационные аспекты со­циальной работы; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Про­фессия социального работника: совре­менные требования; Социальное обеспечение: финансирование; Управле­ние финансами.

Altmanll. (1982). Collaborative Discharge Planning for the Deinstitutionalized.— Social Work, 27(5), 422—427. • Cohen M. H. (1974). Community Organization Practice. In: A. E. Fink (Ed.). The Field of Social Work (p. 333—361). N. Y.: Holt, Rinehart & Winston. • Hamilton G. (1951). Theory and Practice of Social Casework. N. Y.: Columbia University Press. • Johnson P. J., Rubin A. (1983). Case Management in Mental Health: A Social Work Domain?— Social Work, 28(1), 49—55. • Lindblom С. E. (1965). The Intelligence of Democracy. N. Y.: Free Press. • RabinovitzF. F. (1970). City Politics and Planning. N. Y.: AthertonPress. • ReynoldsD. (1972).Learning and Teaching in the Practice of Social Work. N. Y.: Farrar & Rinehart. • Stewart R. P. (1984). Building an Alliance between the Family and the Institution.— Social Work, 29(7), 386—390.

32

РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ