logo search
том 3 энц

313 Церковные агентства социальной помощи

Связи. Агентства, подведомственные церкви, связаны с другими социальными ор­ганизациями. Представляют особый интерес два вида отношений: связи агентства с рели­гиозной структурой и с другими аналогич­ными агентствами." Формы связи определя­ются характером основных религиозных общин.

Протестантские агентства демонстриру­ют самые разнообразные формы связи с рели­гиозной структурой. Определенные органи­зации, часто именуемые независимыми протестантскими агентствами, формально могут быть не связаны с церковью, а их про­тестантская идентификация может объяс­няться лишь религиозной мотивацией осно­вателей и сохраняться за счет религиозной принадлежности членов правления. Сущест­вует градация между полностью независимы­ми от церкви агентствами и агентствами, ко­торые признают контроль со стороны церкви в делах правления и финансов.

Большей частью протестантская церковь располагает организационными структурами социальной работы на национальном уровне. Например, епископальная церковь твердо придерживается давно провозглашенных ос­новных принципов и целей в отношении сво­их агентств-членов, настаивая на том, чтобы большинство членов правления приняло при­частие, чтобы агентства соответствовали ка­нонам своей епархии и кадровый состав дей­ствовал в рамках церковных традиций. Аналогичным образом руководство социаль­ных служб лютеранской церкви разработало правила, регулирующие и устанавливающие церковный статус для социальных агентств, который, в свою очередь, был заимствован тремя основными лютеранскими церквами США: американской лютеранской церковью, лютеранской церковью в Америке и Синодом лютеранской церкви в Миссури. Согласно принятым нормам большинство членов прав­ления агентства должно принадлежать к лю­теранскому братству, финансированию дол­жно предшествовать четкое заявление о намерениях; "присоединенный" статус не оз­начает, однако, что церковь несет ответствен­ность за долги агентства.

Заявления, снимающие ответственность церкви за долги агентств отражают растущую тенденцию к защите церкви в эпоху, когда неприкосновенность благотворительных ор­ганизаций — свобода от судебного преследо­вания — ушла в прошлое. Духовное управле­ние по делам здравоохранения и социального

обеспечения Объединенной методистской церкви, например, издало руководство, регу­лирующее отношения между ее руководящи­ми органами, именуемыми конференциями, и более чем 300 институциональными служ­бами этой церкви. Отмечалось, что данное руководство родилось из судебного дела "Па-сифик хоумс", когда суд потребовал признать недействительным метод управления струк­турами, относящимися к конференции. Ре­гламентация отношений была в то время столь жесткой, что Объединенная методист­ская церковь проиграла судебный процесс, понеся убытки в 21 млн ам. долл., и отвлекла при этом средства от многих других программ и благотворительных учреждений. Данное руководство в настоящее время разрешает ин­ститутам строить свои отношения на разных принципах и скорее объясняет, что следует понимать под этими отношениями, чем ука­зывает, как руководить конкретным институ­том. Поэтому внутри самой Объединенной методистской церкви существует широкий спектр отношений с различной степенью кон­троля со стороны ее руководства.

Католические социальные службы более тесно связаны с церковью, главным образом на уровне епархии. Например, в епархии Ол-бани, штат Нью-Йорк, епископ и его четыре советника выступают в роли корпорации, по очереди формируя епархиальный опекун­ский совет по делам благотворительности при католической церкви и структуру по наблю­дению за деятельностью всех епархиальных агентств. Опекунский совет затем делегирует правлениям агентств на местах властные пол­номочия по управлению. Властными полно­мочиями наделяется также исполнительный директор благотворительных учреждений, который может представлять епархиальный опекунский совет и следить за соответствием деятельности местных агентств философии, нормам, регламентации и исполнительным процедурам, установленным для католиче­ских благотворительных учреждений. В этой пирамидальной структуре епископ пользует­ся значительной личной властью.

Национальная католическая конферен­ция благотворительности, созданная в 1910 г., выступает в качестве связующей структуры для 545 епархиальных агентств и 200 институтов на правах членов на всей тер­ритории США. Конференция, работой кото­рой руководит орган, представляющий раз­личные сферы деятельности католических социальных служб, координирует посредни­ческую поддержку и развивает программы на местах. Тем не менее, хотя на епархиальном

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

396

уровне центральная структура имеет проч­ные позиции, на национальном уровне ее влияние ощущается слабо. Епархиальные благотворительные программы имеют авто­номный характер, они существенно различа­ются в разных епархиях.

Еврейские социальные агентства, воз­можно, обладают наибольшей независимо­стью от религиозной власти. Внутренняя структура еврейских социальных служб ба­зируется в основном на общине. Агентства, как правило, являются членами местных ев­рейских объединений. Свыше 200 таких объ­единений в США имеют централизованное планирование и часто общий бюджет. Прези­дент совета директоров агентств автоматиче­ски является членом правления объединения на местном уровне, в то время как другие де­легируемые члены, как религиозные, так и светские, избираются соответствующей ев­рейской общиной. В масштабе страны объе­динения представлены в Совете еврейских объединений, который обеспечивает их консультативным и информационным обслу­живанием, хотя не несет формальной ответ­ственности за руководство местными про­граммами. В 1983 г. им было дано свыше 500 индивидуальных консультаций, в основ­ном по вопросам бюджета и планирования.

Кроме связей, существующих между агентствами религиозных общин и их церков­ными спонсорами, — значительных в като­лических, средних в протестантских, незна­чительных в еврейских агентствах — имеются связи между самими агентствами. Однако связи агентств за пределами конфес­сии довольно редкое явление. В условиях, когда сокращаются бюджетные ассигнова­ния, по мнению многих исследователей, ин­тегрирование религиозных служб могло бы не только повысить эффективность деятельно­сти на уровне коалиций, объединяющих агентства, но и укрепить сотрудничество и снизить конкуренцию в борьбе за фонды.

Финансовая поддержка. Религиоз­ные агентства пользуются финансовой поддержкой из самых разных источников, включая благотворительность церквей, об­щественные фонды, правительство, пожерт­вования специально учрежденных фондов и корпораций, а также платежи, поступающие от клиентов служб. Существующая модель связей вполне позволяет получить данные относительно финансирования на нацио­нальном уровне социальных агентств в систе­ме католической церкви. Национальная католическая конференция благотворитель­ности ежегодно публикует отчеты. В годовом

отчете за 1982 г. отмечается, что общий доход составил 565 млн долл., что выше на 75 млн долл., чем в 1981 г. Финансирование на уров­не правительства составило приблизительно 50%, и поддержка со стороны церкви возрос­ла с 13,3% в 1979 г. до 17,5% в 1982 г.

Еще один анализ, проведенный на регио­нальном уровне, обнаружил, что ни одно агентство не финансировалось исключитель­но религиозной структурой-учредителем. Это свидетельствует о необходимости полу­чения средств из других источников. Прави­тельственная поддержка обеспечивала им приблизительно половину фондов, несмотря на все опасения по поводу утраты автономии или секуляризации. Однако финансирова­ние со стороны правительства все же умень­шилось, в агентствах существует мнение, что чрезмерно большой контроль был оплачен слишком малыми деньгами.

Все религиозные агентства озабочены возможными последствиями сокращения бюджетных ассигнований для их программ Большинство из них попали в зависимость от федерального финансирования, и, следова­тельно, урезание бюджета поставит агентст­ва перед угрозой острого дефицита или пол­ного закрытия. Кроме того, в условиях сокращения других источников финансиро­вания агентства имеют тенденцию обращать­ся к одним и тем же потенциальным спонсо­рам из частного сектора, и таким образом между агентствами возникает жесткая кон­куренция. Благотворительные пожертвова­ния за шесть лет составили 6,6% от частных лиц и 9,5% от корпораций, что, по крайней мере, свидетельствует о наличии желания по­мочь у частного сектора. Однако частных ин­весторов беспокоит проблема отчетности, поскольку они опасаются, что их пожертво­вания затеряются в организациях-"зонти-ках". Корпорации также склонны в большем объеме финансировать учебные программы, свидетельствуя тем самым о необходимости привлечь внимание к направлениям деятель­ности агентств и повышению профессиона­лизма.

Новые Стратегии. Приспосабливаясь к бюджетным сокращениям, агентства рели­гиозных общин прибегают часто к тем же са­мым методам, что и частные агентства, — к поискам взносов от третьих лиц. Они также разработали новые стратегии, что говорит об их стремлении к творческому созиданию и возрождению.

Агентства религиозных общин стали больше отвечать потребностям людей и при­оритетам правительства. Развитие системы

315

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

социальной помощи зависит от способности доведения до практического результата Схо-нингования") исследуемых проблем, от точ­ной идентификации и принятия решений, а также от усиления внимания к социальному законодательству и изменению отношения общественного мнения к общезначимым цен­ностям. Связи между агентствами и их внеш­ними структурами приобретают большую значимость в связи с тем, что спонсоры не только определяют направление деятельно­сти филиалов, но и информируют о сущест­вующих на данный момент тенденциях в деятельности правительства, предлагают ус­луги консультативного характера по вопро­сам разработки новых программ и т. п. Этим центральным структурам легче оказать влия­ние на политику правительства посредством лоббирования.

Вероятнее всего, результатом вышеизло­женного будет рост служб, которые концент­рируют свои усилия скорее на профилактике, чем на решении проблем. Пока государствен­ный сектор вынужден финансировать агент­ства, которые, например, занимаются уст­ройством детей на воспитание, частный сектор может заняться профилактическими службами, нацеленными на то, чтобы удер­жать детей в семье, удовлетворяя таким обра­зом потребности общества и одновременно сберегая средства.

Кроме того, существуют два относитель­но невостребованных источника, которыми могут воспользоваться агентства религиоз­ных общин, а именно интеграция служб раз­личных религиозных направлений и расши­рение набора услуг для церковных приходов. Интеграция обладает потенциальными воз­можностями создать более эффективные, всеобъемлющие программы и обеспечить для агентств-членов большую стабильность. Между двумя совместно работающими агент­ствами могут сложиться какие угодно тесные связи, вплоть до образования конгломерата типа Федерации социальных агентств проте­стантской церкви в Нью-Йорке, которая представляет 250 агентств. Масштабы феде­рации таковы, что она тяготеет к статусу кон­сультативного органа, и все же она проводит обширную программу помощи церквам в деле развития социальных служб. Федерация имеет центральную справочную службу помощи детским агентствам, которые зани­маются определением детей на воспитание, реализует добровольческую программу ока­зания помощи кадрам на всех уровнях, имеет в своем составе группу пользователей услуг и даже группу хозяйственников, которые

помогают агентствам купить больше товаров за меньшие деньги. При всей его эф­фективности подобное взаимодействие в на­стоящее время — скорее исключение, чем правило.

Расширение услуг для церковных прихо­дов включает предоставление их на уровне церкви или синагоги силами добровольцев из числа прихожан, обладающих множеством невостребованных талантов. Например, с помощью прихожан осуществляются различ­ные меры по увеличению количества клиен­тов. В системе социальных служб католиче­ской церкви подобные усилия перекликаются с призывом со стороны епископов возобно­вить и расширить движение мирян по оказа­нию помощи и поддержки нуждающимся, что согласуется со стремлением правительст­ва переадресовать инициативы местным органам. Результаты были весьма впечатляю­щими. В годовом отчете Национальной като­лической конференции благотворительности за 1982 г. отмечалось, что из 120 обследован­ных епархий 53 располагали церковной со­циальной программой на уровне прихода. Из 8260 приходов внутри данных епархий 2508 имели прихожан, работающих в като­лических благотворительных учреждениях, и еще 1225 приходов имели социальные про­граммы автономного функционирования.

Хотя сокращение правительственной поддержки затруднило реализацию более ранних программ, некоторые агентства религиозных общин проявляют гибкость в разработке новых проектов с учетом местных условий.

Клиентура. Как правило, среди кли­ентов агентств, принадлежащих религиоз­ным общинам, высок процент лиц, считаю­щих себя убежденными сторонниками определенной веры (той, какую исповедуют члены благотворительной организации). Однако число таких клиентов меняется. Агентства, которые обслуживают своих чле­нов-единоверцев, составляют меньшинство, главным образом по той причине, что значи­тельную часть фондов агентства получают от правительства, политика которого в изменив­шихся условиях требует доступности соци­альных служб для представителей всех рели­гиозных направлений. Более мелкие агентства, особенно в регионах с относитель­но невысокой долей клиентов, принадлежа­щих к одной вере, также могут испытывать необходимость в расширении своей клиенту­ры за счет предо, вителей других направле­ний. Однако многие клиенты предпочитают иметь дело со "своими" агентствами, и поэто-

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

317

чу даже те агентства, которые не ограничива­ют прием, имеют тенденцию обслуживать людей в основном в силу их личного выбора.

Штат

Персонал организаций, принадлежащих религиозным общинам, отличается широким спектром профессиональной, технической и вероисповедальной ориентации. Большинст­во специалистов в социальной области склон­ны идентифицировать себя с религией, к ко­торой принадлежит спонсор. Сами агентства имеют тенденцию открыто декларировать о намерении стать службой равных возможно­стей, желая не только получить право на фе­деральное финансирование и аккредитацию, но также покончить с проявлением любой ди­скриминации в кадровой политике. Напри­мер, финансирование через Совет по делам социальных служб семьи и детей зависит, между прочим, от недвусмысленной полити­ки агентства в отношении подбора кадров, широко представляющих общество, и прак­тики персонала, исключающей дискримина­цию по целому ряду факторов, включая рели­гию.

Социальных работников, занятых в рели­гиозных агентствах, можно достаточно опре­деленно отнести к двум категориям, как пра­вило отсутствующим в других учреждениях: это движимые религиозными мотивами до­бровольцы и священнослужители, исполня­ющие функциональные обязанности.

Использование труда добровольцев всег­да практиковалось в религиозных агентствах, и за последние годы их доля возросла. По данным годового отчета Национальной като -лической конференции благотворительности (1982), в масштабах страны насчитывалось 30 тыс. оплачиваемых сотрудников и 88 тыс. добровольцев, не считая 8,8 тыс. занимаю­щих должности членов правления. По дан­ным одного исследования (X. Демоун и М. Джибелман, 1984), с 1964 по 1981 г. число добровольцев в агентствах, имеющих статус филиала при Ассоциации служб семьи в Аме­рике, достигло 69%, а в 1982 г. агентства со­кратили штаты практикующих социальных работников с неполным высшим образовани­ем, имеющих полную ставку, с 811 до 676.

В прошлом добровольцы религиозных об­щин склонны были выполнять многие обязан­ности, не свойственные возросшим техниче­ским и специализированным функциям социального работника, такие, как посеще­ние больных и пожилых людей, предоставле­ние экстренной финансовой помощи и т. п. В последнее время предполагается поручить

добровольцам более творческие и престиж­ные участки работы, поскольку теперь среди них часто встречаются женщины не старше 30 лет, которые являются опытными работ­никами, учителя, желающие изменить род занятий, отдельные лица, имеющие степень магистра социального профиля. Многие лю­ди, вышедшие на пенсию, также желают най­ти применение своим многочисленным та­лантам и, являясь верующими, оказываются в религиозных агентствах. Для более эффек тивной их деятельности разработаны различ­ные программы, включающие курсы по обу­чению добровольцев различным видам социального обслуживания.

Положительно зарекомендовали себя » успешной реализации ряда программ люди старше 40 лет, например, в качестве настав­ников для родителей, злоупотребляющих своими правами. Люди более зрелого возра­ста легче устанавливают доверительные от­ношения с клиентами, а также обеспечивают качественное обучение.

Кроме вышесказанного, добровольцы продолжают играть и свои традиционные ро ли, часто организованные на национальном уровне. Существуют, например, Общество Сент-Висента де Пола для мужчин-католи­ков, Ассоциация сестер милосердия США для женщин-католичек, Совет еврейских жен­щин и "Добровольцы Америки" — независи­мая протестантская организация.

Значительное расширение добровольче­ских служб происходит, видимо, за счет та­ких факторов, как рост числа лиц, готовых работать на добровольных началах, и жела­ния агентств использовать добровольческие службы для смягчения последствий сокраще­ния бюджетных ассигнований. Время пока­жет, каким образом расширение деятельно­сти на добровольных началах скажется на качестве оказываемых услуг и на профессио­нальной карьере специалистов социального профиля, особенно имеющих степень бака­лавра.

Что же касается отношений между священнослужителями и социальными ра­ботниками, то даже такая святая святых со­циальной деятельности, как семейная психо­терапия, до сих пор считается законной прерогативой священнослужителя. Расту­щий интерес кругов церкви к пастырской психотерапии и развитию программ по про­фессиональной подготовке пастырей-психо­терапевтов предполагает, что священник со­хранит за собой роль, аналогичную роли социального работника. Проведенные иссле­дования в отношении роли священника как

399

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

стража психического здоровья показывают, что открытость священнослужителя перед те­ми, кто обращается за помощью, дает ему авторитет среди пастырей хорошо образован­ных, контактных и активно занимающихся психотерапевтической деятельностью. Хотя существуют конфликтные ситуации и про­блемы, вызванные частичным совпадением функции, тем не менее растущее осознание того факта, что каждая сторона обладает про­фессиональным опытом, приведет к укрепле­нию духа сотрудничества.

Секуляризация

Агентства, принадлежащие церкви, мо­гут располагаться по всей шкале религиозно-гражданской ориентации. Характер связей агентства с церковью определяется при этом такими показателями, как степень контроля со стороны религиозной структуры-учреди­теля; относительный объем финансовой под­держки из религиозных источников; пропор­ция членов правления, принадлежащих к той же вере; уровень религиозной мотивации в действиях тех, кто принимает решения; объ­ем религиозного содержания в программах служб и религиозная идентификация клиен­туры. Например, крайними позициями для религиозного агентства может быть католи­ческий приют для несовершеннолетних детей или миссионерское учреждение городского типа, принадлежащее Армии спасения, и с другой стороны — еврейское психотерапев­тическое агентство, финансируемое Еврей­ской федерацией социального обеспечения, но имеющее, с точки зрения религии, неодно­родный персонал, чья практическая деятель­ность лишена специфически религиозного содержания.

В качестве аргумента в пользу отхода от церкви можно сослаться на тот факт, что во главе многих агентств стоят профессиональ­ные специалисты в области социальной рабо­ты, чья практическая деятельность в значи­тельной степени лишена религиозного содержания; на то, что профессионализация агентств увеличила разрыв между их провоз­глашенными религиозными целями и прак­тической деятельностью и что агентства, по крайней мере наполовину, являются светски­ми, т. е. часто наполовину финансируются светским правительством. Последний аргу­мент часто выдвигает сама религиозная об­щина, в основном в форме заявления по пово­ду опасений относительно утраты автономии или идентичности. В большинстве случаев за религиозными агентствами признается право

заполнять пустоты в социальной работе, при этом обсуждается вопрос о месте, какое они должны занимать по отношению к государст­ву — независимое, частично зависимое или полностью зависимое.

С другой стороны, доводы в поддержку религиозной принадлежности указывают на важность для агентства, связанного с цер­ковью, сохранения четко выраженной иден­тичности. Обычно существуют опасения, на­пример, относительно того, сможет ли персонал отождествить себя с системой цен­ностей, характерных для соответствующей религиозной направленности. По данным анализа (М. Гринберг, 1979), многие еврей­ские службы по проблемам семьи и детей ждут от своих сотрудников "сопереживания и принятия всей полноты идеологии, сущест­вующей в рамках плюралистической еврей­ской общины" и "знания всех идеологических систем". Национальная католическая конфе­ренция благотворительности после присоеди­нения к Совету по делам социальных служб семьи и детей в 1980 г. также обеспокоена сохранением католической идентичности подведомственных агентств. В соответствии с этим в 1983 г. она издала "Этический кодекс" и предложила своим агентам-членам взять его на вооружение; следуя данному докумен­ту, персонал обязан придерживаться пред­назначения агентства и действовать сообраз­но основным ценностям церкви и тем принципам, которые относятся к агентству.

Если эту политику довести до ее логиче­ского завершения, социальному работнику с чисто гражданской ориентацией или с проти­воположной системой ценностей, особенно в отношении таких болезненных вопросов, как аборт, будет трудно к ней приспособиться. Поскольку эти агентства, как правило, от­крыто заявляют о своей приверженности практике равных возможностей, чтобы полу­чить право на федеральное финансирование и аккредитацию, и поскольку многие инсти­туты, связанные с церковью, имеют штат, ко­торый может принять решение о вступлении в профсоюз в знак протеста против патерна­листского стиля руководства, область кадро­вой практики может стать в будущем ареной большого напряжения и соперничества.

Еще одна область потенциального конф­ликта связана с программами, предлагаемы­ми религиозными агентствами. Например, система социальных служб лютеранской церкви среди прочих критериев для социаль­ной структуры, обладающей церковным ста­тусом, требует интеграции христианской философии с ее программами с профессио-

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

400

нальной практикой. В одном исследовании (X. Маркович, 1984) пояснялось, что еврей­ские объединения перекраивали свой бюджет начиная с 1980 г. с целью остановить его раз­бухание за счет более прогрессивной структу­ры планов, и отмечалось, что директивные указания для агентств-членов требуют учета ценностных соображений при формирова­нии бюджета и что между ценностями объе­динений и распределением фондов существу­ет прямая связь. Хотя многие статьи бюджета не наполнены религиозным содержанием, ряд статей все же имеют религиозное напол­нение и поддерживают религиозную иден­тичность, частично контролируя финансиро­вание программ. Поскольку в американской культуре признается отделение церкви от го­сударства, связь религиозной философии с содержанием программ, находящихся на фе­деральном субсидировании, ставит под воп­рос уместность дальнейшего их финансиро­вания.

В связи с программами, связанными с церковью, часто выдвигаются и более опреде­ленные предложения. Например, сестра Ре­гина Кэплис представила на рассмотрение ежегодного совещания Национальной като­лической конференции благотворительности в 1982 г. документ, констатирующий, что профессиональным специалистам не следует пренебрегать терапевтической ценностью молитвы. Она призвала Национальный ка­толический институт социальной работы, находящийся в Вашингтоне, заняться иссле­дованиями роли веры и молитвы в психо­терапии, используя для этого агентства соци­альной службы католической церкви в масштабах всей страны в качестве информа­ционной базы. Поскольку сторонники граж­данской ориентации исповедуют идеологию, лишенную религиозного содержания, пред­ложение Кэплис вызвало горячие дебаты.

Итак, изменения в политике правитель­ства повлияли на проблему идентичности агентств, связанных с религиозными община­ми. Поскольку агентства, принявшие граж­данскую ориентацию, обладают правом направлять свою деятельность на удовлетво­рение потребностей больших групп населе­ния, многие религиозные агентства сместили свое внимание с таких традиционных форм, как опекунские центры, на крайне специали­зированные проблемы. Так, в 1983 г. Коали­ция за человеческие потребности при центре епископальной церкви в Нью-Йорке выдели­ла в качестве награды дотации общей суммой в 963 тыс. долл. 125 организациям, которые выявили нерешенные проблемы специфиче-

ского свойства. Специализация создает труд ности в работе агентств, лишая их, таким об разом, одного из уникальных качеств — стремления непосредственно удовлетворит!, потребности человека. И все же, если бы а ген тства, связанные с религиозными общинами, смогли персонализировать свою деятель ность, они снова обрели бы свою уникаль ность, отличающую их от гражданских агентств, которые вынуждены обслуживать слишком большое количество людей, что ли шает их возможности осуществлять персона лизированное обслуживание.

Когда произошло свертывание программ на национальном уровне, религиозные аген тства стали осаждать клиенты, выдвигавшие требования, удовлетворить которые агентства были не в состоянии и которые поставили под угрозу персонализированную природу служ­бы. Тем не менее обстоятельства побудили религиозные агентства разрабатывать новые стратегии, нацеленные на объединение уси лий в области специализации и персоналия» ции, эффективно обслуживать большее количество людей и сохранять в значитель­ной степени персонализированный характер службы. Будущее развитие религиозных агентств зависит от их способности устано­вить связи с другими организациями, вклю­чая светские, и от их открытости. Агентству, принадлежащему церкви, необходимо уста­навливать связи с общественными структура­ми и с учреждениями другого религиозного толка, чтобы придать новый импульс разви­тию. Религиозные агентства также должны соотносить свою деятельность со множеством организаций гражданской ориентации, что­бы повлиять на приоритеты правительства и привлечь источники финансирования. Появ­ление новых стратегий, возрождение прин­ципа добровольности и переосмысление религиозной идентичности — все это свиде­тельствует о начале богатого возможностями этапа жизни религиозных агентств, который должен привести к укреплению этой формы социальной работы, значение которой не под­лежит сомнению.

Уильям Дж. Рейд, Питер К. Стимпсон

См. также: Добровольцы; Добровольческие агентства; История социального обес­печения; Социальное обеспечение: фи­нансирование.

Demone Н. W. Jr., Gibelman М. 0 984). Reaganomics: Its Impact on the Voluntary Not-For-Profit Sector.— Social Work, 29(5), 421 —

401

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

427. • Greenberg М. (1979). The Jewish Component in Jewish Family and Children's Service.— Journal of Jewish Communal Service, 55(4), 360—365. • Johnson F. E. (1941). Protestant Social Work. In: R. H. Kurtz (Ed.).

Social Work Year Book (p. 403—412). N. Y.: Russell Sage Foundation. • Markowitz H. (1984). Allocating Shrinking Resources: The Ethical Dilemma.— Journal of Jewish Communal Service, 60(3), 222—229.

Ч

ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Частная практика и патентованная со­циальная работа становятся все более важной альтернативой традиционным формам пре­доставления услуг в сфере социальной рабо­ты. В частной и патентованной практике со­циальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финанси­руют свои услуги, и в настоящее время они предоставляют фактически тот же спектр ус­луг, что и работники, служащие в агентствах и финансируемые из государственного бюд­жета.

Термины "частная (индивидуальная) практика" и "патентованная практика" — си­нонимы. Оба предполагают независимое, базирующееся не на основе агентств профес­сиональное обслуживание в сфере социаль­ной работы, предоставляемое тем, кто платит за него. Однако принято относить частную практику к клинической работе, при которой социальные работники используют профес­сиональные навыки для помощи индивидам, семьям и группам. Термин "патентованные" обозначает, как правило, неклинические со­циальные услуги.

Например, работники, оказывающие па­тентованные услуги, предлагают свои адми­нистративные, общинно-организационные и исследовательские умения для работы в каче­стве частных консультантов, организаторов специальных групп по интересам и ответст­венных за специфические группы клиентов.

Другие работники этого же типа открывают частные, ориентированные на прибыль уч­реждения для групп клиентов, нуждающихся в физическом уходе наряду со специальными социальными услугами. Патентованные и частные социальные работники часто заклю-

чают контракты с государственными и част­ными социальными агентствами, чтобы обес­печить дополнительные клинические и дру­гие услуги. В любом

случае для получения разрешения профессионального цеха на та­кую деятельность работник должен придер­живаться профессиональных стандартов и соответствующих государственных и мест­ных законов.

Определения

Патентованная и частная практика в со­циальной работе определяется как "процесс, в котором ценности, знания и навыки в сфере социальной работы, приобретенные посред­ством надлежащего обучения и достаточного опыта, используются для самостоятельного предоставления социальных услуг клиентам за взаимно согласованную плату" (Р. Баркер, 1984). Чтобы считаться частными или патен­тованными практиками, социальные работ­ники должны соответствовать десяти крите­риям, первые пять из которых отличают их от служащих агентств. Остальные критерии от­личают их от других профессионалов и пред­принимателей:

1. Работники нанимаются своими клиен­тами и несут ответственность перед ними, а не перед нанимателями из агентств.

2. Они определяют, кто будет их клиен­том, а не ряботают с клиентами, назначенны­ми им нанимателями из агентств.

3. Устанавливают и применяют на прак­тике свой собственный метод лечения или вмешательства.

4. В большей степени используют про­фессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.

5. Не получают твердого жалованья от нанимателей из агентств, а получают плату за определенные услуги непосредственно от клиентов или же от финансовых агентств сво­их клиентов.

403

ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

6. Получили образование, соответствую­щее образованию социальных работников, занимающихся этим же видом практики.

7. Обладают достаточным опытом соци­альной работы.

8. Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.

9. Получают патент или свидетельство со­циального работника от учреждений, облада­ющих юридическими полномочиями.

10. Несут ответственность как професси­ональные социальные работники.

Об истории

Люди веками взимали плату за свои сове­ты о том, как приспособиться к жизни в обще­стве. Почти столь же давно предприимчивые люди предоставляли благотворительные ус­луги нуждающимся. Плата за эти услуги по­ступала от родственников, церкви, филант­ропических организаций и от самих потребителей этих услуг. Позднее органы ме­стного управления взяли на себя ответствен­ность за удовлетворение социальных потреб­ностей своих граждан и взимали налоги на эти цели. В значительной степени эти средст­ва использовались местными властями для заключения соглашений с частными лицами о предоставлении определенных социальных услуг (У. Трэтнер, 1984).

Эта система социального обслуживания привела к серьезным проблемам. В условиях отсутствия регулирования или отчетности, при наличии немногочисленных стандартов практики многие клиенты попросту эксплуа­тировались. В значительной степени профес­сиональный цех социальных работников и сеть государственно регулируемых и управ­ляемых социальных агентств были созданы для ликвидации такого положения дел (Р. Лубоув, 1965). Понятно, что социальные работники, профессия которых брала свое на­чало в таких условиях, никогда не испытыва­ли энтузиазма в отношении патентованного и частного обслуживания.

Основатель и систематизатор профессио­нальной социальной работы Мэри Ричмонд давала клиентам частные консультации за плату (С. Ливенстейн, 1964). Она предска­зывала в одном из своих ранних трудов (1922), что частная практика станет частью профессии. Тем не менее первые организа­ции социальной работы не поощряли, не про­щали и даже не признавали частную практи­ку своих сотрудников. В результате к началу 50-х годов лишь несколько сот частных прак­тикующих работников были признаны как члены профессионального цеха (Р. Смолли,

14—5382

1954). Когда в 1955 г. была создана Нацио­нальная ассоциация социальных работников (НАСР), ее первый президент в своей речи, произнесенной при вступлении в должность, поставил под вопрос профессиональную при­надлежность лиц, занимающихся частной практикой (Н. Коэн, 1956).

Однако частная практика постепенно развивалась и становилась более влиятельной среди профессионалов. В 1958 г. НАСР при­знала ее законной частью социальной рабо­ты. В 1962 г. были установлены соответству­ющие стандарты. В дополнение к степени магистра социальной работы или эквивален­тной степени, а также к членству в НАСР и наличию соответствующего свидетельства кандидат должен иметь пятилетний стаж практической подконтрольной работы в аген­тстве. Эти требования видоизменялись в по­следующие годы, так как государственные за­коны, касающиеся выдачи патентов, стали более детальными, а сертификационная про­грамма Академии дипломированных соци­альных работников (АДCP) — более строгой.

В последующие десятилетия НАСР пред­принимала и другие шаги в интересах частно­практикующих работников. Были организо­ваны необходимые учебные программы, опубликовано "Руководство по частной прак­тике в социальной работе" (Совет по частной практике, 1974). В 1976 г. НАСР начала пуб­ликовать "Список социальных работников", чтобы дать общественности возможность уз­нать, кто из работников обладает определен­ной квалификацией для частной и клиниче­ской практики. НАСР лоббировала в законодательных органах штатов, в результа­те чего в большинстве штатов сейчас действу­ют законы, регулирующие деятельность со­циальных работников. Это особенно важно для частнопрактикующих работников, по­скольку они практикуют вне агентств и не имеют контролирующих норм; сейчас они от­читываются непосредственно перед обще­ством. При помощи НАСР и других органи­заций того же профиля частные практики старались также, с умеренным успехом, воз­действовать на компании, занимающиеся страхованием здоровья, и другие сторонние финансирующие организации с целью воз­мещения клиентам расходов на услуги соци­альной работы.

Современные тенденции

Частная и патентованная практика в со­циальной работе в последние два десятилетия стала гораздо более интенсивной. Статистика

ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

404

здесь недостаточна. Некоторые профессио­налы не входят ни в одну организацию и не поддаются учету, многие же социальные ра­ботники принадлежат к двум или более орга­низациям, что приводит к их неоднократному учету. Многие работники, в основном пенси­онеры, работают от случая к случаю и тоже не попадают в статистические категории. Поэ­тому оценки количества профессионалов очень разнятся (Р. Баркер, 1984).

Рост числа независимых социальных ра­ботников объясняется различными фактора­ми. Профессиональное одобрение и развитие системы стандартов воодушевили многих ра­ботников на занятие частной практикой. Об­щая социальная тенденция к преимущест­венной поддержке частной практики также оказала влияние на этот процесс. Еще более значимыми факторами оказались рост фи­нансирования программ со стороны третьих организаций и бюджетные сокращения в со­циальных агентствах (Р. Баркер, 1983).

Экономические и политические измене­ния привели к сокращению государственного финансирования социальных агентств. Поэ­тому агентствам пришлось уменьшить число обслуживаемых клиентов, а также сотрудни­ков. Столкнувшись с трудностью получения работы в агентствах, многие социальные ра­ботники оказались перед необходимостью об­ратиться к альтернативным формам труда, чтобы работать по избранной специальности. Между тем частные страховые компании и другие сторонние организации увеличили клиентуру. К1983 г. сторонние финансирую­щие организации оплачивали от 75 до 80% общей стоимости всего амбулаторного психо­терапевтического ухода в Америке (Управле­ние финансирования в здравоохранении, 1984). Таким образом, значительно большее число людей может теперь пользоваться ус­лугами профессионалов из частного сектора, что создает новые рабочие места для всех практикующих лиц, включая социальных работников.

Растет число профессионалов из других специальностей, вступающих в область част­ной практики.

Частная и патентованная социальная ра­бота будет недостаточно конкурентоспособна до тех пор, пока не сможет продемонстриро­вать общественности, что ее стандарты и ква­лификация специалистов по меньшей мере равны соответствующим показателям в дру­гих профессиях. Это означает, что тенденция к росту частной практики в социальной рабо­те в значительной степени будет определяться теми стандартами и контролем за качеством

услуг, которые приняты в профессиональном цехе.