logo search
том 3 энц

Место социальных работников

Многие каналы гражданского участия сейчас носят косвенный характер, через рабо­ту в комитетах и ведомствах. Эти каналы менее доступны ввиду территориальной уда­ленности и скрыты в сложных организацион­ных структурах. Социальные работники дол­жны активно включаться во все доступные им формы участия. Им следует также добиваться более непосредственного вовлечения в работу их клиентов, помогать им приобретать необ­ходимые для этого навыки.

Социальные работники должны помогать воспитанию людей, действующих в частном

363

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

секторе, в духе понимания объема и сложно­сти задач в связи с оказанием услуг, осозна­ния необходимости изыскивать новые подхо­ды, в особенности те, которые подсказывают сами клиенты.

Пегги Вайармэн

См. также: Добровольцы; Естественные ис­точники помощи; Законотворчество и социальная работа; Политические дей­ствия и социальная работа; Территори­альная община: социальные действия; Территориальный аспект социальной работы.

Arnstein S. R. (1969). A Ladder of Citizen Participation.— Journal of American Institute of Planners, 35, 216—224. • Fisher C. S. (1982). To Swell among Friends: Personal Networks in Town and City. Chicago: University of Chicago Press. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Hunter A. (1974). Symbolic Communities: The Persistence and Change of Chicago's Local Communities. Chicago: University of Chicago Press. • Kershaw J. A. (1970). Government Against Poverty. Wash., D. C: Brookings Institution. • Levitan S. A. (1969). The Great Society's Poor Law: A New Approach to Poverty. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press. • Levitan S. A., TaggertR. (1976). The Promise of Greatness. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Mayer N. S., Blake J. L. (1981). Keys to the Growth of Neighborhood

Development Organizations. Wash., D. C: Urban Institute. • Moynihan D.P. (1969). Maximum Feasible Misunderstanding. N. Y.: Free Press. ■ RichR. (1980). The Dynamics of Leadership in Neighborhood Organizations.— Social Science Quarterly, 60, 570—587. • Rohe W., Gates L.B. (1981). Neighborhood Planning: Promise and Product.— Urban Social Change Review, 14, 27. • Shabecoff A. (Ed.) (1979). Neighborhoods: A Self-Help Sampler. Wash., D. C: U. S. Department of Housing and Urban Development. • Wireman P. (1977). Citizen Participation. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 175— 180). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Wireman P. (1984). Urban Neighborhoods, Networks and Families: New Forms for Old Values. Lexington, Mass.: Lexington Books.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ. См. Обра­зование для социальных работников; Повышение квалификации социальных ра­ботников; Совет по образованию социаль­ных работников.

УЧЕТ. См. Управление финансами.

Ф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1961 г.

В I960—1968 гг. главную роль в таких областях, как охрана психического и физиче­ского здоровья, проблемы семьи и детей, ге­ронтология, играло федеральное правитель­ство. Кроме того, было принято новое законодательство, касающееся экономиче­ского страхования. Хотя в 70-х годах были осуществлены некоторые значительные ре­формы в социальной области, следом насту­пила консервативная реакция: основное вни­мание в 80-е годы было направлено исключительно на сокращение социальных программ.

Предпосылки реформ 60-х годов

Реформы 60-х годов были порождены не­сколькими факторами (В. Борнет, 1983; А. Мэтьюсоу, 1984; Дж. Сандквист, 1968). В I960 г. во время президентской кампании Дж. Кеннеди была создана коалиция проф­союзов рабочих, этнических меньшинств, чернокожих и либералов. Кеннеди выдвинул ряд идей, однако не сумел добиться законода­тельного утверждения большинства своих предложений — отчасти из-за сопротивле­ния консервативной коалиции республикан­цев и демократов Юга. Тем не менее он добил­ся принятия Закона о производственном обучении (1961), который делал возможным профессиональное обучение малообеспечен­ных взрослых людей; Закона о несовершен­нолетних правонарушителях (1962), который обеспечил финансирование эксперименталь­ных проектов во многих городах, и Закона о национальной сети помощи в сфере психиче­ского здоровья на основе территориальных общин (1963).

Линдону Джонсону, который был прези­дентом в течение нескольких лет после убий­ства Дж. Кеннеди, выпала доля пожинать лавры. Во время президентских выборов

1964 г. ему помогли избиратели, резко изме­нив распределение голосов между партиями во время президентских выборов и дав демок­ратам большинство голосов в обеих палатах конгресса. Кроме того, он был весьма искушен в парламентском маневрировании (П. Меранто, 1967). Большинство социаль­ных реформ прошло с головокружительной скоростью, до того как "Великое общество" потеряло политическую инерцию.