logo search
том 3 энц

Современное положение

В настоящее время федеральные соци­альные программы, программы на уровне штата и на на местном уровне широко реали­зуются через частные структуры. Например, только небольшое количество федеральных программ по оказанию помощи и предостав­лению субсидий обеспечивается исключи­тельно в рамках правительственных струк­тур; реализация многих других программ предлагается или передается местной адми­нистрации. Законы штата и распоряжения муниципальной администрации часто конк­ретизируют условия социального обеспече­ния применительно к местному уровню.

Фактическое количество контрактов ме­няется от программы к программе, при этом определяется характер и объем контракта и дается его законодательное обоснование.

Услуги ДЛЯ ПОЖИЛЫХ. Хотя Закон о положении престарелых американцев был принят в 1965 г., от штатов потребовали соци­ального обслуживания пожилых и престаре­лых только после принятия поправок относи­тельно районных агентств в 1973 г. Этим агентствам вменялись в обязанности плани­рование, координация, оказание содействия, контроль и объединение местных ресурсов для создания всеобъемлющих систем регио­нальных служб. Принятые поправки дают четкую регламентацию в отношении порядка предоставления услуг. В них отмечается: "Не является обязательным требование, чтобы районные агентства для пожилых были ос­новными поставщиками услуг — их главная задача должна состоять в координации суще­ствующих служб, в стимулировании их рас­ширения и в привлечении новых служб..."

Федеральное регулирование обычно ог­раничивает деятельность районных агентств информационным и справочным обслужива­нием. Кроме этого каждое агентство опреде­ляет потребности своих служб и затем ищет соответствующего поставщика среди добро­вольческих некоммерческих и коммерческих структур. Согласно требованиям федераль­ного регулирования необходимо участие со­ветников из государственных служб в качест­ве членов правления или наблюдателей за исполнением программы, а также аналити­ков.

Предположительно на контракты расхо­дуется свыше половины всех фондов для по­жилых, хотя точных данных нет. Анализ, проведенный недавно в районе Сан-Франци­ско, обнаружил, что местные агентства тратят на покупку услуг 59% своего бюджета, 41 %

расходуется на финансирование основных функций менеджмента, таких, как коорди­нация, контракт-мониторинг, годовое и дол­госрочное планирование и тренинг. Добро­вольцы используются для организации общих обедов и программ правильного пита­ния, юридических служб, служб сопровож­дения и транспорта, а также для содействия кустарям и организации помощи в домашней работе.

Службы психического здоровья. До 60-х годов государственная политика в об­ласти психического здоровья и болезней велась через институциональные учрежде­ния. Людей, страдающих психическими рас­стройствами, которые не могли позволить се­бе лечиться в частных клиниках, помещали в огромные по размеру учреждения, находя­щиеся в ведении штатов. Большей частью они были перегружены, имели недостаточное число сотрудников, представляли собой мес­та скорее принудительного заключения, чем терапевтического лечения.

После появления транквилизаторов и распространения более человечных методов ухода и направлений лечение психических болезней переместилось из больниц в об­щественные службы. В 1963 г. на основании федерального Закона о строительстве цент­ров психического здоровья в территориаль­ных общинах были изысканы фонды для создания сети общественных служб. В ре­зультате в последующие годы произошел мас­совый отток больных из больниц штатов в ме­стные общины. В 1965 г., например, в психиатрических больницах штата Кали­форния было 37 тыс. пациентов, а в настоя­щее время, по неточным данным, эта цифра сократилась до 5 тыс. (приблизительно поло­вина из них — осужденные за совершение преступлений).

Целая сеть программ социальной помощи должна была помочь больным приспособить­ся к общественным условиям. Этой сети было передано большинство полномочий, касаю­щихся таких услуг, как амбулаторное лечение, "Скорая помощь", образование, спе­циализированные детские службы, обслужи­вание пожилых, помощь наркоманам и алко­голикам, уход после стационарного лечения, лечение в дневное время и программы обуче­ния жизни в обществе. Такие услуги в основ­ном предоставляются по контракту, хотя со­отношение между государственным финансированием помощи психически боль­ным и частным обеспечением бывает разным. Юрисдикция некоторых штатов допускает

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

282

почти полную закупку услуг и видов помощи, а в других местах сохраняется государствен­ный контроль за реализацией программ.

Например, в Калифорнии примерно треть бюджета психиатрических учрежде­ний расходуется на контрактные услуги. В городских районах штата, где хорошо постав­лена работа добровольческих служб и где су­ществуют агрессивные этнические группи­ровки, почти три четверти государственного бюджета перетекают в частные агентства. В округе Сан-Франциско, например, програм­мы стационарного и дневного лечения, про­филактики заболеваний и общественного обучения отдаются добровольческому секто­ру. Остаются в государственном подчинении в основном только больницы стационарного типа и службы неотложной помощи.

Службы государственного здра­воохранения. Сфера государственного здравоохранения есть общепризнанная сис­тема соответствующих мероприятий в госу­дарственном секторе. Контроль инфек­ционных заболеваний, гигиеническая регламентация в отношении ресторанов и других общественных учреждений, статисти­ческий учет и санитарно-профилактические мероприятия были и остаются в ведении мес­тных правительственных агентств и их со­трудников.

В некоторых регионах, однако, частные агентства могут использоваться в интересах государственного здравоохранения. По мере расширения концепции профилактики забо­леваний получала признание важность про­светительной деятельности в области здраво­охранения для повышения компетентности общественных групп. Только через структу­ры, знающие специфику групп повышенного риска, можно зачастую дойти до отдельных их представителей и семей. Хотя средний ме­дицинский персонал государственного здра­воохранения и социальные работники госу­дарственных служб добились за многие годы значительного успеха, добровольческие эт­нические ассоциации на уровне микрорайо­на особенно привлекательны для нуждаю­щихся в помощи вследствие своей доступности.

Служба планирования семьи — наиболее важная служба, существующая на контракт­ной основе на уровне департаментов здраво­охранения штата и на местах. Закон о служ­бах планирования семьи и анализа населения (1970) разрешает субсидии и контракты с го­сударственными и некоммерческими органи­зациями в целях охвата всех желающих службами планирования семьи, существую-

щими на добровольной основе, хотя приори­тет отдается лицам с низкими доходами.

Департаменты здравоохранения часто используют контракт-агентства не только для планирования семьи, но и для разработки и реализации программ профилактики и лече­ния заболеваний для алкоголиков и наркома­нов. Информационные и просветительские службы, направляющие свои усилия на про­блему СПИДа, часто работают на контракт­ной основе с группами гомосексуалистов. Не­зависимые клиники получают фонды на здравоохранение от местных государствен­ных агентств. Хотя расходы на контрактные услуги, как правило, не превышают 10% об­щенациональных расходов на здравоохране­ние, штаты и муниципальные округа, где вы­сока концентрация расовых и этнических меньшинств, имеют тенденцию полагаться на услуги добровольческих некоммерческих агентств.

Социальные службы. Начиная с 60-х годов эти службы на основании Закона о социальном страховании были обязаны обес­печивать нуждающиеся семьи психотерапев­тическим лечением, обучать их членов рабо­чим специальностям и предоставлять другие услуги для укрепления их материального по­ложения за счет федерального финансирова­ния в размере 75% потребных средств. При этом в компетенции штата остаются фунда­ментальные проблемы, касающиеся вопроса о том, заключать ли контракт, на какие виды услуг и каким образом.

Местные социальные агентства и агентст­ва на уровне штата также занимаются всем комплексом социального обеспечения детей и оказывают поддержку семьям. В этой области работники государственных служб часто вы­ступают в качестве менеджеров клиента, оце­нивают проблемы, разрабатывают соответст­вующие планы услуг и затем покупают услуги в случае, если в этом возникает по­требность. В частном секторе обычно покупа­ют такие виды индивидуальных услуг, как временная подмена членов семьи для ухода за больным, ведение домашнего хозяйства, те­рапия. Вместе с тем государственные агентст­ва также заключают контракты с социальны­ми агентствами для обслуживания более широкой категории клиентов. Наконец, на основании Закона о детях-беглецах и беспри­зорных (1974) местные агентства заключают контракты о предоставлении временного убе­жища, о продовольственных программах и психотерапевтических услугах.