logo search
том 3 энц

Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.

60-е годы ознаменовались резкой активи­зацией борьбы за гражданские права За­родившись среди чернокожего населения Юга, которое выработало определенную так­тику в конце 50-х годов и перенесло затем свою деятельность на Север, это движение выдвинуло в качестве первоочередных объек­тивных требований предоставление избира­тельных прав этническим меньшинствам и более справедливое распределение государ­ственных пособий по социальному страхова­нию. В это время социальные работники раз­ных направлений были в согласии друг с другом чаще, чем когда бы то ни было ранее. Движение за устранение расовой несправед­ливости на Юге и другие подобные движения объединили профессионалов для пропаганды новых форм воздействия на политику соци­ального обеспечения, направленных на то, чтобы положить конец расовому неравенству. Профессионалы, занимающиеся социаль­ным обеспечением, использовали все свои умения и знания для оказания давления на политические и законодательные структуры в борьбе за предоставление равных граждан­ских прав.

Характер социальной работы в 60-е годы претерпел некоторые изменения. Активисты

Прогрессивной Эры чаще всего развертывали широкие кампании по детским проблемам, тогда как пропагандистам 60-х годов при­шлось бороться за предоставление социаль­ных прав различным категориям граждан, выступая против громоздкости и сложности государственной системы социального обес­печения.

На методы защиты прав человека оказали влияние и более социально активные настро­ения 60-х годов. Профессионалы часто защи­щали интересы не отдельных лиц, а группы клиентов. Объединяясь с активистами, рабо­тающими в других областях, таких, как право и медицина, социальные работники стали ис­следовать и разрешать более широкий круг вопросов, включая права потребителя. Такая работа акцентировала внимание на защите прав потребителей и была направлена на уве­личение государственных пособий, выделяе­мых широким слоям населения; в частности, социальные работники способствовали рас­ширению таких программ, как "Медикейд" и "Медикэр", а также выплатам страховых пособий по безработице. Эта работа объеди­нила профессиональных социальных защит­ников. Профессионалы охотнее определяли себя как активистов движения, а не как чле­нов профессионального цеха. Часто они так же враждебно относились к профессионали­зации, как и активисты территориальных общин.

Этот период интенсивной социальной политики и активных социальных действий и по сей день вызывает споры и расхождения во мнениях. Некоторые рассматривают его как время великих обещаний и целеустрем­ленности, открывшее новые возможности для людей, ранее лишенных избирательных прав. Другие вспоминают неразбериху в про­граммах и тенденции к антиинтеллектуализ­му и антипрофессионализму. Однако, неза­висимо от разных оценок, это время характеризуется преобладанием конфликтов над согласием, прямыми атаками на государ­ственную систему социального обеспечения, как таковую, и верой в то, что объединивши­еся члены общин, клиенты и профессионалы способны изменить ситуацию.

Опыт, накопленный в 30—60-е годы, до­статочно очевиден и заслуживает внимания. Он включает в себя:

Навыки в управлении групповы­ми процессами. Социальная деятельность обычно ориентирована на людей. Активисты постоянно проводят встречи и со старыми и с новыми группами. Навыки работы в больших коллективах с самыми разными повестками

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА- СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

306

дня при полном соблюдении демократиче­ских процедур требуют четкой организации, которая является непременным условием данной формы социальной деятельности.

Политические навыки коалици­онной работы. Независимо от политиче­ской ориентации работника, коалиционная работа требует четкого знания политических взглядов каждого партнера по коалиции, политической повестки дня, целей и задач, требующих разрешения. Повестки дня долж­ны составляться с учетом знания о том, будет ли конкретное лицо сотрудничать с другими для разрешения вопроса. Надо знать, после­дователен ли работник в своей неприязни к определенной политической группировке. Анализ проблем с точки зрения политических идеалов и стратегий имеет существенное зна­чение для социальной работы.

Знание политической структу­ры U структуры власти. Социальные работники 30—60-х годов научились хорошо разбираться в политических структурах и распределении властей как в обществе, так и в различных социальных институтах. Это знание по-прежнему имеет важное значение, в особенности при критическом отношении к различным политическим лидерам. Это име­ет важное значение еще и потому, что чувство несправедливости, испытываемое членами территориальной общины, часто бывает вполне обоснованно, но тем не менее оно мо­жет служить пищей для нереальных требова­ний, которые подпитываются из соответству­ющих источников.

Сексизм U расизм. Социальное дви­жение 60-х годов дало огромный опыт по про­блемам сексизма и расизма. Для участия в социальной работе необходимо четко опреде­лить свое отношение к расе, полу, сексуаль­ным предпочтениям, возрастным особенно­стям и классу. Подобный самоанализ является важной частью происходящих внут­ри группы процессов и нуждается в постоян­ном повторении.

Сбор средств. Небольшие рядовые организации никогда не станут богатыми, но и не могут существовать без денежных средств. Для любой группы, занимающейся социальной работой, необходимо знать, как составляется прошение о субсидии, каковы выходы на агента, занимающегося денежны­ми средствами, а также условия эффективно­го достижения намеченной цели.

Сокращение ассигнований

и политическая перегруппировка

сил: 1973—1984 гг.

Стратегический подход 60-х годов содер­жал еще одну невысказанную, но подразуме­вавшуюся посылку, а именно: послевоенное развитие экономики будет непрерывно нара­стать. Это предположение было опровергнуто болезненными последствиями нефтяно|о кризиса 1973 г., способствовавшего росту американского долга, общего экономическо­го недопроизводства и беспомощности амери­канских крупных городов перед лицом нарастающего упадка. Политические и экономические лидеры ответили на этот кри­зис резким сокращением затрат на социаль­ное обеспечение, повлекшим общее снижение черты бедности для рядовых американцев. Финансовый кризис, начавшийся в 1974— 1975 гг. и охвативший в 80-е годы все уровни политической и экономической жизни, со­кращение социальных пособий привели социальных работников к серьезной пере­оценке своей деятельности.

В связи с этим возникло множество взаи­мосвязанных вопросов. Социальные работ­ники намерены были вести борьбу за установ­ление социальной справедливости и равенства, но признавали, что денежных средств, поступающих из государственной системы социального обеспечения, для этого недостаточно. Это означало, что ряд общин­ных организаций социальной работы прекра­тит свое существование.

В связи с нарастающими сложностями в системе государственного социального обес­печения, впервые отмеченными в 1960 г., кампании, проводимые социальными орга­низациями, были чаще всего направлены на решение конкретных вопросов, часто обсуж­даемых с точки зрения потребительских прав, таких, как высокие и необоснованные рас­ценки на коммунальные услуги, арендная плата и несправедливая банковая практика "красной черты" (отказ в выдаче ссуды по за­кладной по расовым соображениям). И хотя в литературе отмечается стремление социаль­ных работников проводить многопроблемные кампании, они были вынуждены в основном ставить и разрешать конкретные вопросы. Таким образом, в отличие от 30—60-х годов, лишь немногие организации работали над ре­шением стратегических проблем, из которых могла бы сформироваться общая политиче­ская программа. Политический прагматизм сегодня более важен для этих организаций, чем общая политическая программа.

232

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Этот шаг в сторону прагматизма явился одним из факторов объединения большей ча­сти социальных работников на базе террито­риальной общины в рамках единых действий. Другим фактором явилось подключение к ос­новной работе по социальному обеспечению организаций активистов 60-х годов, которые не могли более позволить себе организовы­вать собственные независимые организации. Когда иссякли источники финансирования со стороны как государственного сектора, так и частных фондов, многие активисты стали за­ниматься патронажным обслуживанием, служить на административных должностях невысоких уровней в госпиталях, принимать участие в программах по борьбе с наркотика­ми, работать в центрах для пожилых людей. Ориентированные по-прежнему на социаль­ную справедливость, эти активисты направи­ли свои усилия на повышение своих знаний и методов защиты по конкретным проблемам, которыми всегда занимались социальные ра­ботники. Внимание к таким вопросам, как проблема бездомных, жестокое обращение с детьми, недоедание, обеспечивалось путем пропаганды какой-то отдельной проблемы с привлечением большого количества социаль­ных работников и других активистов. Они яв­ляются информированными членами союзов, способствуют всестороннему освещению воз­никающих социальных проблем, представля­ют хорошо документированную информа­цию своим агентствам, тщательно собранную во время непосредственного обслуживания. Хотя финансовые ограничения продолжают сдерживать эффективность подобных уси­лий, возросшая частота подобных объедине­ний активистов при поддержке и одобрении многочисленных агентств свидетельствует о размахе деятельности во многих секторах со­циальной работы.

И наконец, занимающиеся социальной работой организации, которые осознанно противопоставляли эту работу политической деятельности, к 80-м годам начали одобрять политическую активность. Широкомасштаб­ные сокращения бюджетов агентств социаль­ного обслуживания, вначале на местном уровне, а к 1980 г. в государственных и феде­ральных учреждениях, заставили агентства, традиционно занимавшиеся социальной дея­тельностью, и профессиональных социаль­ных работников пересмотреть свой подход к социальной работе. Не будучи заинтересо­ванными в борьбе, как таковой, союзы соци­альных работников, сформировавшиеся в различных штатах по всей стране, призывая к восстановлению бюджетов на социальное

11—5382

обслуживание, переключили свое внимание с законодательной области на выборную политику. Лидеры социального обслужива­ния, активисты агентств и правозащитники рядовых потребителей пришли примерно в одно и то же время к общему заключению: единственным способом проведения законо­дательной реформы является работа в офици­альных учреждениях выбранных лиц, гото­вых к реальной поддержке социальной работы. Это означало включение социальных работников в политический выборный про­цесс, вначале на местном, а затем и на прави­тельственном уровне. В 1982 г., например, Национальная ассоциация социальных ра­ботников, участвуя в выборной кампании, по­тратила на нее 130 тыс. долл. Эта цифра к общенациональным выборам 1984 г. возрос­ла более чем вдвое. Основной тактикой была регистрация людей в качестве избирателей при обращении за пособием или при получе­нии права на пособие и использование орга­низаций социального обеспечения для выяв­ления незарегистрированных избирателей.

Рассмотренные изменения, происшед­шие с середины 70-х годов, позволяют понять, почему когда-то отличавшиеся друг от друга традиции имеют теперь так много общего. Выступающие против экономического и фи­нансового консерватизма рядовые организа­ции, люди, объединившиеся для решения конкретной проблемы, и крупные объедине­ния, сформированные представителями агентств социального обеспечения, представ­ляют сегодня основные силы социальной ра­боты на базе территориальной общины. Аген­тства рассматривают ныне такого рода союзы как средство финансового выживания. В 60-е годы такая деятельность была бы невозмож­на. Это объединение усилий способствовало выработке коалиционной деятельности груп­пировок, имеющих различные тенденции, которая продлится в 90-е годы, а возможно, и далее.