233 Социальное планирование в государственном секторе
World. • Morris P., ReinМ. (1967). Dilemmas of Social Reform. N. Y.: Atherton Press. • Ranney D. (1969). Planning and Politics in the Metropolis. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill Publishing Co. • Simon H. (1957). Administrative Behavior. N. Y.: Free Press. • Taylor F. (1947). Scientific Management. N. Y.: Harper & Bros. • Weber M. (1926). Economy and Society. L.: Bedminster Press. • Zweig F., Morris R. (1966). The Social Planning Design Guide: Process and Proposal.— Social Work, 11(2),
СОЦИАЛЬНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ
СЕКТОРЕ
Социальное планирование в государственном секторе может рассматриваться как планирование систематического приложения правительственной власти и применения ресурсов с целью конструктивных социальных изменений. Оно можеттакже рассматриваться как применение технических процедур планирования для управления социальными программами под правительственным руководством. Таким образом, социальное планирование включает в себя два разных концептуальных подхода. Нормативный смысл социального планирования заключается в организации социальной политики и в приведении социального порядка в соответствие с определенными социальными ценностями. Социальный порядок может рассматриваться как запланированное социальное изменение, т. е. является аспектом социальной реформы. Второй подход имеет в основном техническое значение; он заключается в создании процедур для умелого, эффективного и справедливого использования ресурсов при претворении социальных программ в жизнь.
Одним из первых поборников социального планирования был Лестер Уорд. В своей работе "Динамическая социология" (1883) Уорд настаивал на применении рационального анализа и технологических новшеств для разрешения социальных проблем. На рубеже
столетия произошел быстрый рост городов, что предоставило возможность для претворения идей социального планирования. Эра планирования городов, вдохновлявшаяся идеей "прекрасного города", имела своим результатом создание таких монументальных проектов, как парковая система озер в Чикаго, Центральный парк в Нью-Йорке и парковая система в Бостоне. Эти парковые системы и сооружения на открытом воздухе были разработаны архитекторами — специалистами по ландшафту и выполнены совместными усилиями местного руководства и деловых людей, в частности, для того, чтобы облегчить людям проживание в перенаселенных трущобах центральных городов. В 1907— 1908 гг. в г. Питтсбу pre при поддержке Фонда Рассела Сэйджа было проведено первое всестороннее исследование социальных условий индустриального города.
До 30-х годов развитие социального планирования сдерживали два фактора. Многие гражданские общественные деятели и социальные реформаторы времен Прогрессивной Эры не доверяли местным и государственным властям, где господствовали продажные должностные лица вместе с неразборчивыми в средствах предпринимателями. Кроме того, понятие государственного планирования отождествлялось с теориями Карла Маркса и с централизованным руководством, осуществлявшимися в советском обществе коммунистической партией.
События 30-х годов возродили интерес к идее государственного социального планирования. В "мозговой трест" президента Т. Рузвельта входили сторонники применения государством экономического и социального планирования для разрешения возникших в результате депрессии проблем и построения лучшего общества. Наиболее значительной федеральной инициативой было создание Национального совета по планированию и развитию, действовавшего в 1933—1944 гг. И хотя в центре внимания совета находилась главным образом проблема ресурсов, он проводил также исследования по оказанию помощи нуждающимся, приросту населения, городским условиям жизни, местному и региональному планированию.
К концу 30-х годов от идеи всестороннего национального, социального и экономического планирования в основном отказались. Годы войны принесли с собой высокоразвитую национальную систему технически ориентированного промышленного планирования, направленного на выпуск военной продукции.
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
234
И хотя в систему входили такие социальные элементы, как дневное обеспечение занятых в военной промышленности рабочих, в конце войны она была быстро расформирована. С 40-х годов социальное планирование под правительственным руководством касалось в основном необходимого обслуживания некоторых районов или определенных разработок на местном уровне или на уровне штата. Послевоенный период также ознаменовался нарастающим расхождением между анализом социальной политики, касающимся прежде всего законодательных вопросов на федеральном уровне, и социальным планированием в государственном секторе, разрешающим бюджетные и программные вопросы как на государственном, так и на местном уровне.
60—80-е годы
Начало 60-х годов возродило интерес к государственному планированию и к государственным инициативам по решению социальных проблем. При президенте Дж. Кеннеди определенная часть федерального планирования и программных инициатив касалась специального обслуживания ряда районов и социальных проблем местных общин. На многие из этих проблем оказало влияние планирование, проводимое в связи с проектами Фонда Форда по мобилизации молодежи в г. Нью-Йорке и в отношении "серых районов". Президентская комиссия по правонарушениям среди несовершеннолетних и преступлениям среди молодежи, возглавляемая генеральным прокурором Робертом Кеннеди, утвердила Положение о выделении плановых субсидий местным общинам для использования их в процессе реализации всесторонних программных предложений, разрешающих молодежные проблемы и связанные с ними вопросы расовой дискриминации и нищеты. Эти предложения, рассчитанные прежде всего на крупные города, перед принятием решения о выделении федеральной финансовой помощи рассматривались федеральной комиссией технических экспертов. Подобные ссуды на планирование и процедуры федерального обсуждения предназначались для Программы образцовых городов и Программы новых общин. Для проведения социального и экономического планирования в экономически отсталых регионах были учреждены региональные комиссии под совместным руководством заинтересованных правительств штатов.
В 50-х годы при президенте Д. Эйзенхауэре проводилось национальное исследование
по проблемам психического здоровья. Это исследование и аналогичное исследование проблем умственной отсталости заложили в середине 60-х годов основу для выделения каждому штату федеральных средств, предназначенных на программы по планированию. Эти государственные программы, созданные при участии назначенных государством планирующих комиссий, должны были удовлетворить потребности, возникающие в связи с проблемами психического здоровья и, умственной отсталости. Сходный процесс предшествовал принятому в 1965 г. Закону о положении престарелых американцев, который привел к участию государственных комиссий по проблемам старения в планировании обслуживания пожилых людей. Федеральное руководство предоставило штатам возможность учредить государственные и местные организации, занимающиеся планированием для местных здравоохранительных служб, и выделило на это денежные средства. Однако эти организации выполняли прежде всего консультативные функции.
Положение о социальных действиях в территориальных общинах, содержащееся в Законе 1964 г. о равных экономических возможностях, подключало местные агентства, действующие в общине, к планированию действий, направленных на преодоление нищеты. Однако быстрый темп программных разработок в 1964—1966 гг. вынудил местные планирующие органы заниматься прежде всего обоснованием предложений по выделению денежных средств. Позиции, под которые выделялись федеральные средства, приобрели более важное значение, чем учет специфики местных общинных условий.
Многие федеральные программы 60-х годов, включая Программу социальных действий в территориальных общинах, предназначены прежде всего для центральных городов. Во многих из них произошло объединение планирования в сфере усовершенствования городов с планированием по программе гуманитарного обслуживания. Между работниками, занятыми социальным планированием, и специалистами, занимающимися планированием городов, установилось сотрудничество, что нашло отражение в растущем интересе последних к проблемам социального планирования. Хотя неправительственные советы по планированию благосостояния общин и другие добровольческие ассоциации, занимающиеся социальным обеспечением, часто вовлекались в местное социальное планирование и планирование на уровне штата,
большая часть работ выполнялась под руководством властей города или округа. На этом этапе часто происходили конфликты по поводу состава местных планирующих органов. Участие граждан, в частности жителей районов с низким доходом или представителей этнических меньшинств, в структуре государственных планирующих органов часто превращалось в основной предмет спора, вовлекающего как представителей официальной власти, так и местное руководство.
70-е годы внесли изменения в модель социального планирования под управлением государства. Во многих программных службах Министерства здравоохранения и социального обеспечения были учреждены специализированные планирующие организации. Аналогичные организации учреждались губернаторами и социальными агентствами штатов. Многие федеральные разработки, возникшие в 60-е годы, превратились в действующие программы с постоянным федеральным финансированием. Государственные или местные учреждения должны были составлять ежегодные программы действий, которые служили основанием для продолжения финансирования со стороны федеральных властей. Эти документы представляли собой скорее обоснование программ и отображение возникающих в них изменений и не являлись результатом всестороннего развивающегося процесса планирования. Очень часто они оформлялись на таком уровне, который требовался лишь для получения средств.
В начале 70-х годов несколько программ по федеральному жилищному строительству и городскому развитию, включая программы городского обновления и образцовых городов, были объединены в единую Программу субсидий на развитие общин, а требование федерального утверждения детальных планов по каждому проекту было отменено.
В 1974 г. была введена в действие статья XX Закона о социальном обеспечении. Она включала требование по участию общественности, совместно с административными учреждениями, в разработке ежегодных планов. Однако эти планы требовали еще и увязки с федеральными инструкциями, законодательством штата и федеральным финансированием.
В целях установления контроля за растущими расходами по здравоохранению Законом о планировании и развитии материальной базы здравоохранения 1974 г. обеспечивалось выделение федеральных средств на деятельность государственных и местных агентств системы здравоохранения.
Эти агентства обладали широкими возможностями планирования в области здравоохранения, и на них возлагалась ответственность за проверку всех предложений по вводу новых госпитальных мест и других капитальных расходов, а также за распространение разнообразных обслуживающих программ в области здравоохранения.
В начале 70-х годов федеральное правительство финансировало также ряд экспериментальных исследований по социальной политике, имеющих отношение к новым методам жилищного строительства, а также по отношению населения к подоходному налогу.
В конце 70-х годов при президенте Дж. Картере Президентская комиссия по психическому здоровью провела общенациональное исследование потребностей в обслуживании душевнобольных. Это исследование способствовало принятию Закона о центрах психического здоровья в территориальных общинах 1980 г., обеспечившего постоянную федеральную помощь службам психического здоровья в общинах.
События 60 — 70-х годов продемонстрировали четыре различных подхода к социальному планированию в государственном секторе: 1. Планомерные социальные изменения, предлагавшиеся научными работниками и профессионалами-практиками, которые сознательно действовали в интересах таких изменений и использовали в своей работе федеральные денежные средства и помощь федерального персонала на местах. 2. Планомерные социальные изменения, проведенные под воздействием граждан, в том числе при прямом участии граждан с низкими доходами и представителей этнических меньшинств, по выявлению условий, порождающих социальную проблему, конструированию социального вмешательства и контролю над социальными программами, использующими федеральные и местные государственные средства. 3. Техническое изучение политики и программных альтернатив специалистами научных центров или частными консультирующими фирмами, использующими микроэкономические теории и сравнительный анализ издержек и прибыли. 4. Ежегодное бюджетное и программное планирование, необходимое для управления программами гуманитарного обслуживания на государственном и местном уровнях. В это время все больше осознавалось значение политических процессов п осуществлении запланированных рекомендаций, неза-
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
висимо от того, как они разрабатывались. Это нашло отражение в работах Э. Бэнфильда (1961), А. Альтшулера (1965), Р. Морриса и Р. Бинстока (1966).
70-е годы ознаменовались разнообразными атаками на федеральные инициативы 60-х годов и на идею социального планирования. Одновременно звучали обвинения в том, что федеральные программы неэффективны, что они управлялись элитой технократов, что идея наращивания реформ в этой области отвлекла внимание общественности от необходимости проведения коренных изменений в обществе и что федеральные программы привели к активизации революционных и подрывных действий в местных общинах. Стремительное возрастание специализированных федеральных программ во всех областях нашло отражение в разработке нескоординиро-ванных между собой федеральных инструкций и процедур контроля и усложнении административных структур как на федеральном, так и на местном уровне.
В начале 70-х годов власти многих штатов объединили агентства, занимающиеся вопросами государственного обеспечения, психического здоровья и умственно отсталых, и агентства государственного здравоохранения, превратив их в агентства по всестороннему гуманитарному обслуживанию, что должно было обеспечить скоординированный подход к планированию и финансовому управлению на общегосударственном уровне (Д. Остин, 1978). И хотя в течение 70-х годов сохранялось выделение федеральных денежных средств на важнейшие программы, главным образом благодаря решениям конгресса, средства, предназначенные на инициативы по планированию, неуклонно сокращались.
Вслед за избранием президентом Рональда Рейгана в 1981 г. последовало преобразование ряда важнейших федеральных программ в блок субсидируемых программ. Это сопровождалось сокращением выделяемых федеральных средств и отказом от федеральных требований по подготовке ежегодных планов. Кроме того, федеральные требования по государственному участию в программах и политике планирования были занижены, федеральное финансирование для агентств системы здравоохранения сокращено, а штатам была предоставлена возможность роспуска сети местных планирующих организаций в пользу единственного общегосударственного учреждения с резко ограниченными полномочиями. В 1980 г. было отменено законодательство, обеспечивающее общинным программам психического здоровья феде-
ральную поддержку. К 1984 г. социальные планирующие инициативы под государственным управлением были в основном ограничены уровнем штатов и местным уровнем, а сокращение источников поступлений как от налогов, так и от федеральных субсидий означало свертывание большей части деятельности по социальному планированию и исключение существенных позиций из планов.
80-е годы принесли новый подход к планированию во всех областях государственной жизни, а также во многих областях частной инициативы. Теоретический анализ и исследования, касающиеся претворения в жизнь планируемых предложений, высветили глубокие несоответствия между планами и их осуществлением. Критический анализ неудач крупномасштабного планирования социальных изменений явился частью более общего критического подхода к идее всестороннего социального планирования на уровне федерального правительства даже с точки зрения чисто технического процесса, оценивающего будущее развитие и подготовку к нему. Этот анализ показал на решающую роль политических процессов, в частности таких, которые влекут за собой влияние на социальную работу со стороны организованных по интересам групп, определяющих как разработку обслуживающих программ, так и их действительное претворение, невзирая на содержание формальных планов.
Среди доводов по критике концепции социального планирования на федеральном уровне приводилось утверждение, что высокая степень децентрализованных рыночных процессов в большей мере способствует адаптации социальных институтов к социальным и экономическим изменениям, чем рациональное планирование, привязанное к централизованной правительственной власти. Ограниченный характер исследований, посвященных причинно-следственным связям между конкретным социальным вмешательством и его последствиями, вносил свою долю скептицизма в отношении систематического, сориентированного на будущее планирования.
Сторонники децентрализованных, ориентированных на рынок процессов адаптации тоже противостояли усилиям, направленным на изменение основных социальных институтов при помощи запланированного вмешательства. Они утверждали, что существующее социальное и экономическое устройство является в своей основе здоровым и что преднамеренные усилия по внесению
237
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
долгосрочных изменений завершаются крупномасштабным социальным расколом и несправедливым наказанием тех лиц, которые одобряли существующее устройство. "Безопасная" помощь, оказываемая от случая к случаю лицам, страдающим в результате существующего социального порядка, и соответствующие поправки, вносимые в социальные программы, считались более уместными, нежели усилия, направленные на создание более справедливого национального социального порядка при помощи социального планирования.
Подобный подход пропагандирует также принятие решений по вопросам социальной политики не на федеральном, а на местном уровне или уровне штата. Этот "Новый федерализм" снимает отдельные политические вопросы с национальной повестки дня, потенциально сокращает роль федеральных судов в разрешении вопросов социальной политики и допускает разнообразие принимаемых политических решений, отражающее разницу в соотношении политических сил в различных частях Соединенных Штатов. Некоторые сторонники подобной позиции считают также, что более уязвимыми для критики являются решения по налогам, принимаемые на местном уровне или уровне штата, и что децентрализованные решения приведут к общему сокращению правительственных действий на всех общественных уровнях. Однако разработки, проводимые в середине 80-х годов на уровне штатов, на общей ситуации не отразились.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений