logo search
том 3 энц

Преимущества и недостатки

В условиях, когда правительство считают причиной, а не врачевателем социальных бо­лезней, основным приоритетом для тех, кто делает политику, стал поиск альтернатив государственным службам. Организации на общественной основе, многие из которых ухо­дят корнями в этнические, расовые движения и движения самопомощи, являются реши­тельными сторонниками контрактной систе­мы с добровольческим сектором. Даже сторонники "государства всеобщего благосо­стояния" соглашаются с тем, что правительст­во исчерпало свои возможности по части мно­гочисленных направлений социальной политики и сейчас должно больше привле­кать возможности общества. Вместе с тем практически отсутствуют попытки выявить характерные особенности такого положения дел и влияние сделок по покупке услуг на уровень социального обеспечения. Следует учесть, что имеющаяся в распоряжении ин­формация о контрактной системе в области социального обеспечения носит недостаточ­ный характер, во многом из-за значительных трудностей измерения и оценки его результа­тов.

Преимущества контрактной сис­темы для государственной админи­страции. Множество практических сообра­жений часто заставляет руководителей государственных структур покупать услуги у посторонних продавцов. Они обычно разли­чают четыре основные причины заключения контракта: гибкость, низкая себестоимость, профессиональная компетенция и эффектив­ность в работе с клиентурой.

Гибкость. Контрактная система дает государственным органам гибкое средство для обхода строгих административных и бюд­жетных регламентации. Кроме того, прави­тельственным агентствам легче получить фонды под заключение новых контрактов о покупке услуг, чем для найма штата государ­ственных служащих. Также намного легче не продлевать контракт после его истечения, чем отменить существующие правительственные программы.

НизКОЯ себестоимость. Контракт­ная система часто рассматривается как сред­ство оптимального расходования ограничен­ных ресурсов, ибо купленные услуги, как правило, более дешевы, чем те, которые пре­доставляются государственными службами. Используя добровольческие агентства, пра­вительство может без значительных капита­ловложений предлагать различные виды ус-

луг — стационарный и дневной уход за взрос­лыми и детьми, развитие трудотерапии и т. п. Широко бытует мнение, что стоимость услуг добровольческих агентств также ниже сто­имости услуг, предоставляемых государст­венными службами. Цены добровольческих организаций часто также ниже по сравнению с соответствующими ценами правительст­венных структур, так как у них меньше до­полнительных льгот и более умеренная опла­та труда.

Профессиональная компетен­ция. Правительственные агентства часто ис­пользуют добровольческие организации для специализированных услуг или привлекают их персонал для обслуживания клиентов, пе­ред которыми государство несет ответствен­ность. Это особенно касается таких областей, как дневной уход за взрослыми, стационар­ный уход, мастерские для умственно отста­лых и нервнобольных, приюты для жертв се­мейной жестокости.

Эффективная работа с клиен­турой. Частные агентства обеспечивают новые возможности для работы со сложными группами населения. Так, определенное чис­ло бывших психически больных никогда по доброй воле не приходят на лечение, что во многом отражает их нежелание иметь дело с правительственными службами. К тому же государственные программы часто плохо ос­нащены средствами быстрого реагирования на нужды и обстоятельства таких отклоняю­щих услуги клиентов. По указанным причи­нам и вследствие того, что эти клиенты в основном являются представителями этниче­ских и культурных меньшинств с низким до­ходом, те, кто разрабатывает государствен­ную политику, чаще всего рассчитывают на обеспечение такого рода социальных услуг за счет альтернативных агентств. Используя по­пулярность и удачное расположение органи­заций, пользующихся этнической и расовой поддержкой на уровне соответствующего микрорайона, государственные органы могут более эффективно обслуживать нуждающих­ся клиентов.

Недостатки контрактной систе­мы для государственной админист­рации. Государственная администрация наряду с положительными сторонами видит и множество недостатков в контрактных услу­гах. Особенно это касается отсутствия подот­четности, неадекватности менеджмента част­ного агентства, общественного прессинга в пользу этих агентств и их сопротивления тре­бованиям государства.

285

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

Отсутствие подотчетности. Контракт часто влечет за собой проблемы подотчетности в отношении как финансовых средств, так и реализации программы в соот­ветствии с требованиями стандартов. Акцент частных агентств на конфиденциальность клиентов может помешать государственным органам собрать необходимую информацию для надзора за программой. Хотя чиновники часто отдают должное преимуществам добро­вольческих агентств, они обычно не могут из­бежать дилеммы, заложенной в контрактных отношениях, между адекватным исполнени­ем и стоимостным (в долларах) соответствием предоставляемых услуг, непосредственного контроля над которыми у них нет.

Неадекватность менеджмента. Контракт-агентства часто плохо управляют­ся, и при этом не всегда бывает ясно, что яв­ляется причиной этого — невежество, отсут­ствие компетенции или сознательное невыполнение требований. Государственные чиновники нередко сообщают, что частные агентства нарушают бюджетный учет, допу­ская неточности в расходных статьях; исполь­зуют в штате членов семьи и других людей, не обладающих необходимой квалификацией; неадекватно учат и осуществляют надзор и не имеют данных о ключевых программных эле­ментах.

Общественный прессинг. Госу­дарственные чиновники также жалуются на неоправданный прессинг со стороны продав­цов услуг, клиентов и их адвокатов. Есть мне­ние, что выбор контракт-агентства часто от­ражает лоббистскую поддержку. Прессинг в отношении широкомасштабного распределе­ния контрактных фондов среди этнических Организаций или на уровне микрорайона мо­жет, в свою очередь, превратить контракт в "доходное место" в ущерб интересам обще­ства.

Сопротивление требованиям. Государственные чиновники часто выража­ют неудовлетворение и по поводу попыток со стороны продавцов услуг уклониться от вы­полнения контрактных обязательств. Сопро­тивление существует на всех фазах коммер­ческой сделки — от приема до оценки, от составления бюджета до набора штата. Про­давцы услуг могут игнорировать необходи­мость принимать любых клиентов или, нао­борот, требование принимать только тех из них, кто соответствует установленным стан­дартам. Частные агентства упрекают также в том, что они неохотно определяют цели лече­ния, принимают на работу лишь определен-

ный тип персонала и не проводят качествен­ную проверку клиентов на предмет их соот­ветствия предлагаемым услугам.