logo search
том 3 энц

Совершенствование законодательства

Неблагоприятные экономические усло­вия, высокий уровень безработицы и стреми­тельные темпы инфляции во второй половине 70-х и в начале 80-х годов привели к пере­смотру законодательства в сфере социаль­ной политики. Кроме того, серьезного раз-

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

264

мышления требует ожидаемый в начале XXI столетия глубокий демографический сдвиг. Поэтому законодательными актами конгрес­са США формировалась политика, направ­ленная на сдерживание развития социально­го страхования. Устранялись также различия в положениях о пособиях по признаку пола.

Побудительные меры. Поправки 1980 г. к Закону о социальном страховании, известные как поправки к программе соци­ального страхования нетрудоспособных, включали ряд мер, послуживших для нетру­доспособных получателей побудительными мотивами к работе. Серьезное ограничение касалось максимального семейного пособия, получаемого членами семей нетрудоспособ­ных работников. Для них был установлен бо­лее низкий уровень, чем для семей других получателей. Цель заключалась в обеспече­нии такого положения, при котором общая сумма получаемых этими семьями пособий не превышала бы заработную плату периода, предшествовавшего наступлению нетрудо­способности. Другие изменения являлись по­будительными мотивами к работе, которая помогала бы уменьшить расходы, связанные с ухудшением в состоянии здоровья, сокра­тить период получения пособий по медицин­скому страхованию, а также способствовала бы пересмотру степени нетрудоспособности и определению пробного рабочего периода для нетрудоспособных вдов и вдовцов.

Было изменено также положение, касаю­щееся ограничения заработков, которое считалось основным препятствием к работе (М. Боскин, 1977; У. Боуэн и Т.Файнген, 1968; Р. Беркхозер, 1980; М. Озава, 1979). Начиная с 1990 г. уровень ограничения пен­сий для лиц, достигших пенсионного возраста и превысивших его, сокращен с 1 долл. на каждые 2 долл., заработанные сверх ежегод­ной освобождаемой от налогов суммы, до 1 долл. на каждые 3 заработанных доллара. Кроме того, поправки 1983 г. действуют в от­ношении отложенного ухода на пенсию, по­степенно увеличивая добавку к пенсии за каждый отложенный после официального пенсионного возраста год (до 70 лет). С 3% в год для работников, которым исполнилось 65 лет в 1990 г., добавки в связи с отложенным уходом на пенсию возрастут до полных 8% для тех, кто достигнет официального пенси­онного возраста в 2009 г. (который будет со­ставлять к тому времени 66 лет).

Экономические меры. Движение по ограничению пособий и сдерживанию буду­щего роста расходов на пособия началось с введением в действие конгрессом в 1981 г. За-

кона о сбалансированном бюджете. Этот за­кон отменил регулярные минимальные посо­бия как для настоящих, так и для будущих получателей. Затем положение было восста­новлено для получателей, имевших к тому времени право на получение пособий в конце 1981г. Этим законом отменялись также посо­бия для студентов колледжа в возрасте 18— 21 года.

Эта тенденция обрела силу с принятием поправок 1983 г. к Закону о социальном стра­ховании. Возможно, самым кардинальным изменением стало обложение подоходным налогом части пенсии по социальному стра­хованию пенсионеров с высокими доходами. До половины пенсий подлежало обложению федеральным подоходным налогом за любой год, за который скорректированный валовой доход плюс необлагаемый доход в виде про­центов и половина пенсии по социальному страхованию превышали установленную сумму — 32 тыс. долл. для супругов-налого­плательщиков, представивших совместные налоговые декларации: независимо от дохода облагались налогом супруги-налогоплатель­щики, имеющие отдельные налоговые декла­рации и проживающие вместе со своими суп­ругами в течение налогового года, и с 25 тыс. долл. дохода взимались налоги со всех осталь­ных. По другому положению, направленному на сокращение расходов, выравнивание про­житочного минимума происходило на основе календарного года с оплатой превышающих сумм в январе, а не в июле. Многие ведущие конгрессмены и представители Националь­ной комиссии по реформе социального стра­хования, рекомендовавшие большую часть принятых поправок, считали, что меры по со­кращению расходов не являются достаточны­ми для балансировки будущих доходов и из­держек. Для подведения баланса конгресс принял решение по увеличению будущих до­ходов.

Поправки 1983 г. впервые требуют обяза­тельного страхования вновь нанятых феде­ральных служащих, всех членов конгресса, президента, вице-президента, федеральных судей и служащих законодательной отрасли, не занятых гражданским обслуживанием пенсионной системы. Служащие неприбыль­ных организаций также подлежали обяза­тельному страхованию. Кроме того, штаты могут более не ограничивать социальное страхование местных групп служащих и слу­жащих штата. Еще одно положение стимули­рует иную формулу выплаты пособия для лиц, получающих пенсии от незастрахован­ных учреждений и имеющих право на посо-

265

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

бия по социальному страхованию в других учреждениях. Целью данной меры является предотвращение "непредвиденных пенсий", означающих пропорционально больший до­ход застрахованных лиц не в силу того, что они являются низкооплачиваемыми работни­ками с большим стажем, а благодаря тому, что эти высокооплачиваемые работники не­давно застраховались.

Законодательные положения недавнего времени, в которых прослеживается стремле­ние стандартизировать пересматриваемый процесс и обеспечить более качественную оценку психической нетрудоспособности квалифицированными психиатрами и пси­хологами, являются еще одним свидетельст­вом попытки политических деятелей более экономно расходовать программные средства и обеспечить равное отношение к нетрудоспо­собным в рамках закона. Закон о реформе пенсионного обеспечения по нетрудоспособ­ности (1984) предусматривает различные ме­ры, направленные на достижение этих целей.

Вопрос о контроле над расходами по про­грамме "Медикэр" давно вызывает серьезную озабоченность. Имея в своем составе местных практикующих врачей, организации по про­верке профессиональных стандартов были ответственны за постоянную проверку обслу­живания по программе "Медикэр". Однако в силу возникших критических вопросов об эф­фективности подобных организаций, была проведена оценка деятельности каждой орга­низации по проверке профессиональных стандартов и 30% из них были ликвидирова­ны к концу 1982 г.

До принятия поправок 1983 г. обслужи­вание пациентов осуществлялось на основа­нии разумно обоснованных цен, отдельно для каждого случая, в соответствии с таблицей классификации заболеваний по 467 диагно­стическим группам. В будущем будет произ­водиться полная оплата, и больницам запре­щается включать какие-либо суммы в счета застрахованных пациентов, кроме установ­ленного удержания и расходов по совместно­му страхованию. Все больницы, принимаю­щие участие в программе "Медикэр", будут оплачиваться на этой основе, за исключением психиатрических лечебниц, больниц с долго­временным уходом, детских и реабилитаци­онных больниц.

Устранение дискриминации по признаку пола. По поправкам 1939 г. только вдовы имели право на получение суп­ружеских пенсий по утрате кормильца. Зако­нодательство 1950 г., засвидетельствовавшее признание законоведами того факта, что

мужчины и женщины должны в равной мере пользоваться преимуществами социального обеспечения, впервые предоставило вдовцам право на получение пенсий, но лишь в том случае, если они смогут доказать, что находи­лись на иждивении своих жен. Дальнейшим подтверждением равного отношения к муж­чинам и женщинам являлись решения Вер­ховного суда по предоставлению пенсий от­цам, воспитывающим по утрате кормильца детей, а также по отмене требования об иж­дивенческой зависимости вдовцов. Управле­ние социального обеспечения применило позже последнее положение для предостав­ления пенсий вдовцам.

Отмена различий, основанных на поло­вой принадлежности, происходила и в дру­гом направлении. Мужчинам предоставля­лось право ухода на пенсию в 62 года законодательством 1961 г., женщины же мог­ли пользоваться этим правом с 1956 г. Зако­нодательство 1972 г. обеспечивало одинако­вый исчисляемый период для мужчин и женщин; до этого для женщин он был короче.

По поправкам 1983 г. пожилые мужья, находящиеся в разводе, и пожилые или нет­рудоспособные мужья, утратившие кормиль­ца, могут претендовать на пенсии на основа­нии документов о заработной плате своих бывших жен. Сейчас пенсии предоставляют­ся вдовцам так же, как они предоставлялись вдовам, которые повторно выходили замуж до 60 лет, но были незамужними в момент обращения за пенсией. Как было определено поправками ранее, повторный брак после 60 лет не сокращает пенсий ни вдовам, ни вдов­цам. Внебрачные дети могут сейчас претендо­вать на пенсии, начисленные из заработков их отцов и матерей.

Равное обращение с мужчинами и жен­щинами в рамках социального обеспечения обычно приводит к дополнительным расхо­дам. Но зная об этом, федеральные законода­тели все же поддерживают принцип равного обращения.