Исторический контекст
Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: 1) продолжительных неоднозначных отношений между социальной работой и
91
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
семьей и 2) междисциплинарного движения за помощь семьям. Для того чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития.
Непосредственная деятельность, касающаяся семьи или решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее монументальном труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе, — в книге "Социальный диагноз" (1917) семья характеризовалась семью как единица, которую следует поддерживать и укреплять. "Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы". Позднее (1930) Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.
Первый профессиональный журнал назывался "Семья" (сейчас: "Социальная работа: решение конкретных проблем"). Социальные работники, как эксперты по социальному окружению, приглашались в психиатрические клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям, для работы с семьей клиента как главным элементом социального окружения каждого человека. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью. Они рассуждают, например, о том, кто первым взглянул на всех членов семьи вместе, и при этом не замечают, что еще за 50 лет до этого "первого" социальные работники постоянно встречались с семьями в их домах, чтобы помочь им решать социальные и эмоциональные проблемы.
Если это так, тогда почему этот подход был утрачен и не использовался вплоть до 60-х годов? "Социальный диагноз" был опубликован в 1917 г., на заре движения за психическую гигиену — движения, которое ввело в социальную работу понятия психиатрии и со временем психоанализа и сделало труд Ричмонд устаревшим еще до того, как успели высохнуть чернила. Движение за психическую гигиену перенесло акцент в диагнозе и лечении с социального на психологическое. В центре внимания оказался индивид (Э. Саут-
хард, 1919). Мэри Джаррет, основательница колледжа для социальных работников, сказала (1920): "Адаптация отдельного человека к окружению в конечном счете зависит от его психического склада".
Э. Саутхард, М. Джаррет и так называемая психиатрическая волна оказались тогда победителями. В последующие 40 лет семье практически не уделялось внимания. Даже в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи (Ф. Шерц, 1954). Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении. Так, например, в такой области социальной деятельности, как работа с детьми, родители.привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке. Так "защищались" отношения между ребенком и социальным работником.
Помимо сильного влияния психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья, как потенциальный объект внимания, затерялась в исторически сложившемся противоборстве между "внутренним" и "внешним" подходами; в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам; в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии.
Далее, традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств. Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников (1979) установили, что семья, дети и первичные группы являются сферой социальной работы. Однако семья мо-
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
92
жет рассматриваться также как одна из центральных проблем таких сфер, как охрана физического и психического здоровья, образование, правосудие и занятость.
Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В60-еи70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем.
Однако их багаж, ценности и ориентация на рассмотрение человека в конкретной ситуации сделали их способными и трудолюбивыми учениками. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений