logo search
том 3 энц

57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи

вием между агентствами, управлением, оценкой результатов и отчетностью.

Расширение спектра услуг в каждом кон­кретном случае обычно зависит от общих взглядов руководителей данного центра и его персонала, а также от обычаев и норм данной местности. Соотношение между оказанием непосредственной помощи и работой среди населения может быть различным для разных агентств. Основной вопрос заключается в том, следует ли сосредоточить главные силы на достижении социальных перемен, на работе с населением и на разъяснительных мерах, призванных предотвратить насилие, или за­ниматься преимущественно помощью жерт­вам насилия. На этот вопрос даются самые разнообразные ответы в зависимости от спе­цифики населения данной местности, от тех, кто финансирует центр, его руководителей и сотрудников.

Вызывает озабоченность и качество помо­щи. При использовании добровольцев часто ощущается нужда в более тщательном их от­боре и подготовке. Возник, в частности, воп­рос, может ли выступать в качестве добро­вольца женщина, сама ставшая жертвой насилия. Предполагается, что женщина, пережившая подобное происшествие, может успешно работать лишь в том случае, если сможет отделить свои переживания от пере­живаний своей клиентки.

Существует и проблема, связанная с кон­тингентом лиц, получающих помощь. Она должна распространяться, например, на цветных женщин и быть доступной для них. Большинство исследователей в области вик-тимологии изнасилования считают, что чер­нокожие женщины в большей мере, чем бе­лые, подвергаются риску стать жертвами этого преступления. Однако первоначально как сама помощь жертвам насилия, так и по­родившее ее женское движение находились под преимущественным влиянием белых женщин. Цветные женщины в таких круп­нейших городах, как Вашингтон и Пыо-Йорк, призвали к мультирасовому подходу.

Средства для финансирования помощи жертвам половых преступлений, профилак­тики и контроля поступают из разных источ­ников, число которых растет по мере того, как разрастается сама эта социальная проблема. Программы финансируются из средств мест­ной администрации, правительств штатов и едералыюй администрации, а _также из ондов, занимающихся вопросами уголовно­го процесса, психического здоровья, здраво­охранения, социальных услуг, работой с мо­лодежью, случаями плохого обращения с

детьми. Субсидии поступают от промышлен­ных корпораций и частных организаций со­циальной работы, таких, как "Юнайтед уэй — Юнайтед апил". Некоторые агентства взимают плату в зависимости от положения клиентки и характера помощи. Иногда агент­ства отказываются принимать субсидии от тех сторон, которые требуют отчетности, на­рушающей принципы доверительности.

Большинство центров, оказывающих по­мощь жертвам половых преступлений, интег­рированы в общую местную систему агентств. Эти центры часто возникали и развивались в условиях конкуренции и концептуальных конфликтов с более традиционными учреж­дениями социальных услуг. Выгоды сотруд­ничества по общим проблемам, в изыскании ресурсов и польза от взаимной поддержки способствовали установлению более или ме­нее дружественного взаимодействия.

Существуют значительные различия в организационных и штатных структурах, М. Барт, Дж. Горник и К. Питтман замеча­ют, что лишь немногие из центров помощи жертвам насилия, успешно действующих в наши дни, имеют сходство с радикальными феминистскими организациями начала 70-х годов. По своей ориентации эти центры весь­ма различны, начиная от последовательно феминистских и кончая теми, которые весьма активно отвергают связь с феминизмом. Не­которые центры до сих пор имеют коллектив­ную форму организации, но в большинстве случаев они управляются традиционными иерархическими структурами. В некоторых агентствах наблюдаются и смешанные струк­туры, о которых Берит Лэйки, директор ус­пешно действующей Организации женщин против изнасилований, говорит, что иерар­хия в них является "почти неразличимой". Имеется в виду система, в которой сравни­тельно мало уровней и решения вырабатыва­ются коллективно, но при этом существует несколько высших уровней ответственности и власти.

Внутри агентств возникают разногласия вокруг форм административного контроля, концептуальных основ деятельности, соотно­шения профессионалов и добровольцев и того места, которое должна занимать деятель­ность, направленная на достижение измене­ний в общественном сознании.