Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
Е.А. Адаева
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Чуйкова Т.С., к.пс.н., доцент
Различные расстройства аутистического спектра становятся одними из наиболее распространенных психических нарушений в современном мире. Распространенность таких расстройств среди детей, по последним данным, составляет 10-20 случаев на каждые 10 000 [5, с. 7]. Исследователи обращают внимание на постоянное увеличение распространенности данной группы заболеваний. Все возрастающее количество больных аутизмом требует от общества организации адекватных подходов к их реабилитации и интеграции в общество в целом, и в трудовую деятельность, в частности.
Как правило, выделяют три основных области, с которыми связаны трудности человека с аутистическим нарушением развития:
- социальное взаимодействие (избегание контактов с большим количеством людей, стремление к одиночеству, трудности в понимании социального контекста ситуации и т.п.);
- общение с другими людьми (трудности в использовании речи, непонимание невербальных сигналов и т.п.);
- интересы и поведение (наличие стереотипных узких интересов, повторяющееся навязчивое поведение, стремление к постоянству окружающей обстановки и т.п.) [3,1]
Однако, несмотря на имеющиеся у людей с расстройствами аутистического спектра трудности, они, как показывает мировой опыт, способны к полноценной трудовой деятельности. Именно вопросы включения таких людей в трудовой процесс становятся наиболее актуальными в современном обществе. Хотя полноценной системы реабилитации для больных аутизмом в нашей стране не создано, тем не менее дети дошкольного возраста социализируются посещая обычные или специализированные детские сады, школьники обучаются в общеобразовательных или коррекционных школах. Но после окончания школьного обучения молодые люди с аутизмом оказываются практически выключенными из жизни социума. Это несет негативные последствия как для них самих, так и для общества в целом. Трудоустройство человека с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с аутизмом позволяет решать множество задач его развития:
Социализация;
Повышение материальной обеспеченности;
Освобождение родственников от дневной опеки;
Профилактика психотических и психоорганических расстройств;
Включение в систему социальных контактов, расширение круга общения;
Повышение социального статуса, самоуважения и т.п. [2].
Трудоустройство человека с аутизмом позволяет вернуть его к достойной жизни, а также имеет еще и важный социально-экономический аспект. Вследствие наличия инвалидности общество несет большие экономические потери, которые складываются из следующих основных элементов: недопроизведенный национальный доход, расходы на пенсии по социальному обеспечению за годы инвалидности, дополнительные затраты на медицинское обслуживание и затраты, связанные с обучением и переквалификацией. Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество является конечной целью их реабилитации согласно конвенции «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» принятой резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН. В Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация определены как основные направления реабилитации инвалидов. В то же время, на практике люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями, как в получении профессионального образования, так и в трудоустройстве. Особенно уязвимыми в этом вопросе является категория лиц с ограниченными возможностями здоровья, в следствие психических нарушений в целом, и аутизма в частности. Даже в развитых странах Запада 90% людей с аутизмом являются безработными [9].
В то же время многие компании, имеющие опыт привлечения к работе людей с расстройствами аутистического спектра, заявляют о том, что привлечение таких работников приводит к росту производительности, так как они могут длительное время концентрироваться на однообразной работе. Работодатели замечают, что остальные сотрудники начинают также работать более эффективно, видя трудолюбие людей с аутизмом. В таких компаниях наблюдается уменьшение «текучести» кадров, поскольку работники с аутизмом меняют работу очень редко [8]. В Европе некоторые производители программного обеспечения целенаправленно нанимают аутистов, считая их очень ценными работниками. Например, немецкий производитель программного обеспечения SAP заявил о планах до 2020 года принять на работу 650 аутистов. Компания уже имеет положительный опыт в использовании труда людей с аутизмом на своих подразделениях в Индии [7]. В Дании создана организация Specialisterne, которая ставит перед собой задачу помочь в трудоустройстве миллиону аутистов, умственные способности которых не ограничены. Организация имеет несколько филиалов по всему миру и сотрудничает со множеством компаний, работающих в сфере информационных технологий. Возможности трудоустройства для людей с подобными нарушениями не ограничиваются сферой информационных технологий, это и библиотечное и архивное дело, складские работы, промышленное производство, растениеводство, животноводство и т.д. Исключение составляют лишь те сферы, где требуется общение со множеством людей и работа в постоянно меняющихся условиях.
Таким образом, включение людей с различными аутистическими расстройствами в трудовую деятельность оказывается полезным и для самих аутистов, и для работодателей, и для общества в целом. Однако, как показывает практика, очень малая часть молодежи с аутизмом находит работу и трудится в течение достаточно продолжительного времени. На наш взгляд это объясняется целым рядом причин:
- недостаточное развитие комплексной системы реабилитации детей с аутистическими расстройства в нашей стране. Для того чтобы ребенок с аутизмом по достижении определенного возраста мог приступить к полноценной трудовой деятельности ему необходимо предоставить возможность получения специальной психологической и педагогической помощи, начиная с самого раннего возраста [3]. Центры, в которых оказывают такую помощь, пока работают лишь в крупных городах нашей страны, и в результате большое количество детей с аутизмом и их семьи остаются без квалифицированной помощи специалистов;
- проблемы в реализации инклюзивного образования. Также остаются не полностью решенными задачи предоставления возможности таким детям обучаться в общеобразовательных школах, совместно с детьми без ограничений по здоровью. Инклюзивное образование для детей с аутизмом могло бы стать важным подготовительным этапом в их переходе к самостоятельной жизни, позволило бы им привыкнуть к общению со множеством людей. Однако, на практике, для полноценной реализации инклюзивного подхода в образовании нет ни правовых, ни материальных, ни человеческих ресурсов [6];
- отсутствие готовности в обществе к взаимодействию с такими людьми. В нашей стране не принято, чтобы инвалиды появлялись на улице без крайней необходимости, поэтому многие не привыкли вступать с отличающимися от них людьми в непосредственный контакт. Естественно, что аналогичным образом ведут себя и здоровые дети в ситуации инклюзивного обучения: они часто проявляют нетерпимость и жестокость по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Особенно уязвимыми для травли со стороны сверстников являются именно дети с нарушениями аутистического спектра, поскольку они часто ведут себя необычно в различных социальных ситуаций, могут не улавливать смысла шуток, иронии, образных выражений и т.п. С такими же проблемами сталкиваются и взрослые. Для того чтобы молодой человек с аутизмом мог найти работу и полноценно трудиться, к взаимодействию с ним должны быть готовы как сами работодатели, так и другие члены коллектива. Широкое освещение проблемы аутизма, возможностей и ограничений людей с подобными нарушениями могло бы способствовать формированию благожелательного и терпимого отношения к ним [4];
- отсутствие системы психологической, бытовой, правовой поддержки для взрослых с расстройствами аутистического спектра. Многие люди с аутистическими нарушениями сталкиваются с тем, что после восемнадцати лет они оказываются практически один на один со своими проблемами. Ситуация может еще более усугубиться в случае потери близкого родственника, осуществлявшего уход за таким человеком. В силу особенностей людей с такими заболеваниями им нужна поддержка и помощь в вопросах поиска работы и осуществления трудовой деятельности. Без такой помощи самостоятельно решить вопросы трудоустройства может лишь малая часть молодежи с аутизмом.
На наш взгляд, именно решение вышеописанных проблем позволит реализовать задачу трудовой социализации молодежи с расстройствами аутистического спектра. Особенно актуальным это становится в связи с принятием в нашей стране государственной программы поддержки инвалидов, рассчитанной до 2015 года, «Доступная среда», в рамках которой содействие трудоустройству незанятых лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений. Создание комплексной системы поддержки людей с аутистическими нарушениями будет способствовать их интеграции в общество в целом и реализации их трудового потенциала.
Список использованной литературы:
Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст]/ О.Богдашина. – Донецк.: Лебедь, 1999. – 112 с.
Нестерова, Г.Ф. Психолого-социальная работа с инвалидом: абилитация при синдроме Дауна [Текст]/Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух., А.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2006. – 120 с.
Никольская, О.С. Аутичный ребенок : Пути помощи [Текст]/О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
Дементьева, И.Ф. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы [Текст]/ , И.Ф. Дементьева, С.А. Сопыряева // Народное образование. - 2012. - №4. - с. 182-185
Каган, В.Е. Эпидемия детского аутизма? В.Е. Каган // Вопросы психического здоровья детей и подростков : научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин . – 2003. - №1. – С. 7-10.
Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст]/ Н.М. Назарова// Вестник московского городского педагогического университета. - 2009. - №3. - с. 8-18
Солонарь, О. Работа только для аутистов [Электронный ресурс], режим доступа: http://dw.de/p/18jph – 28.03.2014
Patton, C. Diversity of Thought [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.hreonline.com/HRE/view/story.jhtml?id=534356055 – 28/03/2014
Хилл, А. Аутизм не помешал мне подняться по карьерной лестнице [Электронный ресурс], режим доступа: http://outfund.ru/autizm-i-karjera/- 28.03.2014
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.