logo
ChOKS_2014

Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах

Ю.В. Мезит

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Научный руководитель: Уразметов.Т.З., к. культ. доц. каф. КиСЭД

Все в нашем мире подчинено времени и пространству. Человек неотрывно связан с этими понятиями. Но представления постоянно менялись в зависимости от развития человечества, религии, культуры и географического местоположения страны.

Человек постепенно начинает осознавать течение времени. В детстве не предается большое значение смерти или болезни. Самое лучшее место рядом с любящими, заботящимися людьми. Ребенок не думает о времени и пространстве. Все приходит гораздо позже. В процессе социализации, человек постигает мир культуры и перенимает отношение к изменениям вокруг него.

Пространство и время, давно известные категории в философской науке. Пространство является одной из основных категорий бытия, формой существования материи. Оно отражает протяжённость и расположение предметов в мировом континууме, их соположение. Время же является координацией сменяющихся объектов и их состоянии. Каждое такое состояние лишь звено общего процесса и находится в количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены объектов и состояний образует структуру времени.

Жизнь человека, все его существование подчинено времени: календари, часы, биологические ритмы, характеристика длительности существования, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Современные люди не представляют себя без всего этого. Но так было не всегда. Например, в античности основу картины мира составляли боги и люди, небо и земля, хаос и космос. Условно такое представление мира называли космоцентризмом. Предметом особого внимания выступала природа. Этот мир погружен в пространство и время. Так родилась субстанциональная концепция пространства и времени, которая отвечала потребностям своей эпохи.

Средневековье принимает во внимание наработанный опыт прошлого, но создает собственную картину мира, которую условно можно назвать теоцентрической. В качестве предмета особого внимания выступает не природа, а человек в его отношении к Богу. В новой картине мира четко фиксируются временные параметры прошлого, настоящего и будущего. Время обретает характер атрибутивности. Оно больше не рассматривается как "чистая" длительность.

Общество эпохи Возрождения формирует свою картину мира, которую можно было бы назвать антропоцентрической. В рамках этой картины утверждается земное предназначение человека. Предметом особого внимания продолжает выступать человек, но не в его отношении к Богу, а в его отношении к природе. Пространство и время все больше теряют свою субстанциональность, становясь атрибутом мира.

Общество Нового времени принимает новую картину мира, но и ориентируется на старый образец мировосприятия. Главным здесь является разум.

Эволюция пространства и времени проходит не только с развитием культуры и религии человечества, но также зависит и от географического местоположения страны. Здесь взгляды будут меняться.

На Востоке пространство и время считалось не результатом научных исследований и считалось в принципе недоступным рассудку человека. Процессы модификации пространственно-временных отношений считались возможными только измененному состоянию сознания. Конфуций объяснял преобразования в природе исходя из внутреннего умопостижения внешних вещей.

Человек принадлежит миру культуры. Также как человека от животного отличает то, что он умеет говорить, а главное понимать и думать над тем, что произнести или сделать в данный отрезок времени. Тоже можно сказать о чувстве времени и пространстве. Этому с рождения не учат, это человек получает, когда вступает в мир общества, когда начинается процесс социализации. Насколько важно ощущение времени и пространства, сложно сказать, ведь действовать это начинает только в обществе. В мире людей, в потоке времени, в скором движении жизни, необходимо адекватно воспринимать время и пространство для того чтобы уметь ориентироваться на местности, знать во сколько состоится то или иное мероприятие или какой сегодня день недели, какой год и месяц. В мире животных не такое важное значении имеет пространство и время. Следовательно, данные категории значимы только для людей. Человек сам научился чувствовать, понимать, а затем и изучать движение пространства и времени.