logo
ChOKS_2014

Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников

З. В. Чиркова

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Научный руководитель: Фазлыева А. Ф., к.п.н., доцент

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных качеств, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Нравственные качества не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший дошкольный и младший школьный возраст. Особенностью нравственных качеств, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

Процесс формирования нравственных качеств осуществляется не только в образовательных учреждениях, но и в учреждениях имеющих социальный характер. Среди них особое место занимает социальный приют. Социальный приют это специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной и преступной среды, проводить комплекс мер по всесторонней реабилитации, дальнейшему жизнеустройству [1, с. 286].

Специфическая особенность социального приюта заключается в том, что это временное содержание в нем несовершеннолетних. Длительность нахождения ребенка в приюте зависит от его жизненной проблемы и индивидуальной программы реабилитации. По правилам срок пребывания в приюте не должен превышать 6 месяцев. Состав воспитанников приюта неоднороден, прежде всего, ими становятся дети из семей, которые находятся в состоянии «острого» или хронического кризиса, вследствие, этого нарушается структура семейных взаимоотношений и функции ее членов. Воспитанниками социального приюта являются следующая категория детей:

а) дети – сироты, у которых умерли оба или единственный родитель;

б) дети, родители которых лишены родительских прав;

в) дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, под следствием, в розыске, заключении);

г) дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют и дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

д) дети вынужденных переселенцев, эмигрантов;

е) дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитарно – гигиеническим нормам [2, c. 20] и т.д.

Учитывая специфику деятельности социального приюта, особую значимость приобретает вопрос изучения воспитательного направления. Чтобы раскрыть деятельность воспитателя по воспитанию у детей нравственных качеств, необходимо представить ее в воспитательной системе социального приюта. Раскрытие воспитательной системы, ориентированной на воспитание нравственных качеств у детей социального приюта, основано на использовании системного подхода. Системный подход стал использоваться в отечественной педагогике во второй половине 70-х годов ХХ столетия в работах В.С. Ильина, Л.В. Загрековой, Ф.Ф. Королева, Н.В. Кузьминой и др. Н.В. Кузьмина использует понятие «педагогическая система» и определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [3]. В состав педагогической системы, по ее мнению, кроме целей включаются еще ряд компонентов: конструктивный аспект, гностический аспект (педагоги), организационный аспект (дети), коммуникативный аспект (средства педагогической коммуникации).

На основе выделенной воспитательной системы определяются следующие задачи воспитательной работы по формированию нравственных качеств у воспитанников социального приюта:

Воспитательная работа по формированию нравственных качеств у воспитанников в приюте предполагает различные формы ее проведения: фронтальное занятие (познавательного характера); индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; тематические прогулки; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; неформальные встречи, беседы и др.

Для решения поставленных задач воспитателю необходимо руководствоваться тем, что данную работу следует осуществлять в ходе ежедневных мероприятий, режимных моментов, трудовой и учебной деятельности.

В этой связи, на наш взгляд, воспитательная система в условиях социального приюта призвана осуществлять и содействовать воспитанию нравственных качеств у детей. Общая способность содействовать воспитанию нравственных качеств основывается на способности выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способности организовывать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых, в максимально благоприятной степени для самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов / Автор-сост. Мардахаев. Л.В. [Текст] / Л.В.Мардахаев – М., Академия, 2002.

  2. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте[Текст] / О. Пименова // Воспитание школьника. – 2003. - № 5. – С.20-27.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. [Текст] / С.В Кульневич ,Т.П. Лакоценина – М. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 2000. – 192с.