logo
ChOKS_2014

Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского

З.Н. Аскарова

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Карпова О.М,

преподаватель русского языка и литературы

Пьесы А.Н.Островского об актерах и театре, точно отражавшие обстоятельства русской действительности 70–80-х годов XIX века, содержат мысли об искусстве, которые живы и сегодня. Это мысли о трудной, порой трагической судьбе подлинного художника, который, реализуясь, тратит, сжигает себя, об обретаемом им счастье творчества, полной самоотдаче, о высокой миссии искусства, утверждающего добро и человечность. Сам Островский выразил себя, раскрыл свою душу в созданных им пьесах, быть может, особенно откровенно в пьесах о театре и актерах.

Лучшие из пьес этой поры – «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые», посвящены театру и актерам. Пьесе Островского «Без вины виноватые» (1883), рассказывающей о тайной жизни талантов и их поклонников под сенью кулис, о непростых судьбах обитателей царства грез, принадлежит особое место. В нашей работе мы попытаемся исследовать тему «человек – театр – образ» как философско-художественную основу в пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые».

Становление русской драмы XIX века было связано с поисками героя, который, во-первых, был способен вступить в драматическую борьбу и, во-вторых, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Интерес такой драмы должен быть сосредоточен на самом действии, на перипетиях этой борьбы. В условиях русской действительности Островский не находил героя, который мог бы вызвать сочувствие зрителей своими моральными качествами. По замечанию Л.Лотман, все герои в драмах Островского – либо «черствые преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо прекраснодушные идеалисты, бессилие которых перед «деловым человеком» предопределено» [2, с. 154]. Они не могли стать центром драматического действия – им становится женщина, что объясняется самим ее положением в современном Островскому обществе.

Героиня Островского в пьесе «Без вины виноватые» – личность, со своим сложным духовным миром, неожиданные проявления которого привлекают к ней, как и ее духовная красота и талантливая натура актрисы. Возвышенная, поэтическая душа Елены Кручининой – порождение русской жизни, в этом идеале отражено наследие культуры целой эпохи.

Социально-психологический конфликт, положенный в основу пьесы «Без вины виноватые», обусловил и соответствующие средства раскрытия их образов. Стремление к полноте воплощения внутреннего облика человека привело Островского уже на первых этапах его творчества к созданию таких психологически разработанных образов, как Кручинина и Незнамов. Характеристика внутреннего облика действующих лиц становится еще более сложной и тонкой. Создавая образы Кручининой, Незнамова, Островский раскрыл их в свойственных им сложных психологических переживаниях. С поразительным проникновением, всегда потрясающим зрителей, воплотил он неожиданное обнаружение Отрадиной измены Мурова, встречу Отрадиной-Кручининой с Муровым после семнадцатилетней разлуки, тост Незнамова за матерей, бросающих своих детей, радость матери и сына, нашедших друг друга.

Перемещая интерес с интриги на характеры и нравы, А.Н.Островский достигает в пьесе «Без вины виноватые» такой яркости реалистического изображения, при которой кажется, что «не действие пьесы разыгрывается, а сама жизнь течет по сцене медленною незаметною струею. Точно как будто автор только всего и сделал, что сломал стену и предоставил нам смотреть, что делается в чужой квартире» [1, с. 148]. Мелодраматическая фабула в пьесе «Без вины виноватые» отодвинута и поглощена огромным реалистическим содержанием и существенными жизненными проблемами. Обличение Островским власть имущих (Мурова, Дудукина), зарисовка быта актеров, раскрытие душевного мира женщины – матери, актрисы, и юноши с прекрасными задатками, озлобленного жизнью и средой, показ плодотворного воздействия на людей высоких этических принципов, становление, развитие мастерства актрисы, пришедшей к искусству ценою личных страданий и в результате истинного познания жизни – все это отвлекает внимание зрителя от истории с медальоном.

Идейный пафос пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые» более широкого масштаба. По смыслу пьесы, без вины виноватые – не только незаконнорожденные, но и все обездоленные, униженные и оскорбленные властью грубой экономической силы, сословных привилегий и морально-правовых, юридических норм общественной системы. Драматург обращает внимание зрителя на то, как трудно в условиях буржуазного общества раскрыть свои возможности человеку, преданному подлинному искусству.

Действие пьесы «Без вины виноватые» развивается как непрерывно повышающееся эмоционально, драматически, сценически, вызывая растущий интерес читателя и зрителя. Между тем это ни пьеса интриги, ни пьеса положений. В ней отсутствует и традиционная любовная ситуация, так облегчающая технику сюжетостроения. Ее сущность – в общественно-бытовых и социально-психологических характерах. Важнейшим средством развертывания ее сюжета служат нравоописательные беседы, обильно насыщенные биографическими взаимосообщениями персонажей.

В.И. Немирович-Данченко в книге «Рождение театра» пишет о том, что делает пьесы Островского особенно сценичными: «атмосфера добра», «ясная, твердая симпатия на стороне обиженных, на что театральный зал всегда чрезвычайно чуток» [3, с. 204]. Незнамов в пьесе «Без вины виноватые», оказавшись жертвой интриги, которую затеяла Коринкина, и, поверив, что Кручинина только притворялась доброй и благородной женщиной, с горечью говорит: «Актриса! Актриса! Так и играй на сцене. Там за хорошее притворство деньги платят. А играть в жизни над простыми, доверчивыми сердцами, которым игра не нужна, которые правды просят... за это казнить надо... нам обмана не нужно! Нам подавай правду, чистую правду!». Кручинина выступает как совершенное мерило справедливости. Артистка Кручинина не погибла, не затерялась, а стала известной не только благодаря своей сильной воле, но и счастливому случаю – получению наследства, обеспечившего ей независимое существование. Для Кручининой театр – не самостоятельная величина, а подчиненная ее добродетельным намерениям. Она чувствует «потребность делать добро» и считает сцену реализацией этой потребности. Искусство и для Кручининой, и для Незнамова – сфера приложения духовных сил, спасение от скуки, быта, заурядности. Театр выступает в роли судьи при решении жизненных вопросов. Талант становится эквивалентом доброты и душевности.

А.Н. Островский ставит в пьесе «Без вины виноватые» вопрос о роли театрального искусства. Он поднимает свой голос за высокое, поучающее искусство. Сила театрального искусства, по мысли Островского, велика. Страстная, идущая от сердца игра актрисы Кручининой содействует пробуждению людей от общественной спячки, от пошлости и зовет их к проявлению самых лучших чувств. Герои пьесы высказывают очень важную для Островского мысль о театре, о его роли в жизни, о природе и цели актерского искусства. Комедиантству и лицемерию в жизни Островский противопоставляет исполненное правды и искренности искусство на сцене. Настоящий театр, вдохновенная игра артиста всегда несут добро и просветляют человека.