logo
ChOKS_2014

Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте

З.Б. Рахманкулова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Нуриманова Ф. К., к. пс. н., доцент

В cовременный период заметное место в области психологии отношений занимает проблема одиночества. Проблема одиночества стала серьезной проблемой современного общества. Она знакома как женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального положения. Его преодоление становится для многих не только актуальной, но порой и неразрешимой задачей [4, с. 89-98].

Несмотря на то, что распространено мнение, что чувство одиночества испытывают чаще люди пожилого возраста, ряд ученных считают чувство одиночество новообразованием подросткового возраста [3, 6]. Работы отечественных исследователей, направленные на рассмотрение проблемы одиночества, не имеют тотального трагизма, который так присущ зарубежным исследователям. Они имеют наиболее позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней (Г. Зилбург, Г.С. Салливан, И.С. Дьяченко, К. Рождерс, Л.И. Старовойтова, С.В. Куртиян, Ю.М. Черепухина и др.).

В юношеском возрасте люди наиболее остро переживают чувство одиночества. Поэтому юноши стремятся общаться с окружающими, очень ценят дружбу, легко идут на контакты с другими людьми. Юность является хорошим возрастом для роста силы Я, его способностей и сохранения индивидуальности. Преодолению страха утраты своего Я могут способствовать групповая деятельность, интимная близость и дружба [2].

Самооценка выступает важным условием для гармоничных взаимоотношений с самим собой, с окружающими его людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тому, кому оно свойственна, а тем, кто находиться рядом. В зависимости от того какая самооценка присуще человеку, будут зависеть его взаимоотношения с окружающими людьми [1, 5].

Проблема исследования заключается в определении взаимосвязи самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте.

Цель исследования: исследование взаимосвязи самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и чувства одиночества.

Мы предположили, что между самооценкой и чувством одиночества существуют значимые взаимосвязи.

Были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть феномен одиночества в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;

2) рассмотреть чувство одиночества как новообразование юношеского возраста;

3) рассмотреть самооценку в юношеском возрасте;

4) эмпирическое исследование уровня субъективного ощущения одиночества и самооценки личности в ранней юности;

5) установить взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте;

6) сформулировать выводы и рекомендации.

В исследовании принимали участие 25 человек в возрасте 17-19 лет, студенты 1-2 курсов ФОБУ БГПУ им. Акмуллы, факультета психологии.

Исследование проводилось в два этапа. Подготовительный этап исследования включал проведение теоретического анализа литературы по заявленной проблеме, подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе эмпирического исследования применялся метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались следующие методики: 1) методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон); «Методика исследования самооценки» (Дембо-Рубинштейн); «Методика исследования самооценки личности» (С.А. Будасси).

По результатам проведенного исследования адекватный уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 56 %. У 16% испытуемых выявлена высокая, а у 28% испытуемых выявлена низкая степень одиночества.

При помощи методики «Исследование самооценки» (Дембо-Рубенштейн) был выявлен уровень самооценки. Средний уровень самооценки выявлен у 36% студентов. У 12% обнаружена завышенная самооценка и у 48% студентов — заниженная самооценка;

При помощи методики «Исследование самооценки» (С.А. Будасси) был выявлен адекватный уровень самооценки у 36% испытуемых, высокий — у 44%, а низкий — у 20% испытуемых.

Для определения зависимости между уровнем самооценки и уровнем субъективного ощущения одиночества был использован коэффициент ранговой корелляции Спирмена. По результатам статистического анализа взаимосвязь между уровнем самооценки и чувством одиночества не выявлена. Гипотеза о взаимосвязи самооценки и чувства одиночества не подтвердилась.

Нами сформулированы рекомендации, как справиться с одиночеством:

1) примите свое одиночество;

2) поищите причину в себе;

3) захотите по настоящему быть не одиноким;

4) найдите занятие по душе;

5) заведите домашнего питомца;

6) чаще бывайте вне дома;

7) измените свои мысли;

8) помогайте другим людям;

9) учитесь быть счастливым прямо сейчас.

Рекомендации при завышенной самооценке:

1) подумайте, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей;

2) учитесь прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению;

3) относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя»;

4) помните, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними;

5) не считайте свои недостатки мелочью: ведь вы же не считаете мелочью недостатки других людей;

6) старайтесь относиться к себе критичнее;

7) уважайте чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и вашисобственные;

Рекомендации при заниженной самооценке;

1) постарайтесь не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях;

2) не позволяйте себе излишне предаваться чувствам вины и стыда;

3) ищите причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности;

4) никогда не говори о себе плохо, даже про себя;

5) не миритесь с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность;

6) старайтесь браться только за те дела, которые вам по плечу;

7) помните, что критика часто бывает необъективной;

8) будьте всегда самим собой!

Список используемой литературы:

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. – Педагогика [Текст]. – СПб.: 2006. – 304 с.

2.Кон И.С. Психология ранней юности [Текст]. – М., Просвещение, 2003.

3. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал [Текст]. – 2001. – № 3. – С.25-37.

4. Кустова Я. В., Неумоева Е. В. Одиночество как компонент личности и средство ее развития в юношеском возрасте [Текст]// Лучшие выпускные квалификационные работы выпускников года. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2004. – С.89- 98.

5. МухинаВ. С. Психология детства и отрочества [Текст]. – М.: ИПП, 1998.

6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной [Текст]. – М.: МПА, 2005.