logo
ChOKS_2014

Проблема бедности в россии

А.З.Гафиятуллина, ФГБОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы», г.Уфа

Пожалуй, тема бедности является одной из наиболее востребованных в современной российской экономической науке. Редкая тема может соперничать с ней по финансовым затратам и усилиям, вложенным в ее изучение. Кажется, что мы знаем об этом вопросе все и даже больше. В современной России сформировались целые социальные школы, занимающиеся исследованием данной проблемы, написано множество книг, посвященных данной проблеме, имеются общепризнанные специалисты в этой области. Скромнее выглядит система государственного управления в этой области. Здесь действует не так много механизмов, имеющих в виду регулирование доходов по группам населения. Оно практически сводится к нескольким законам: о прожиточном минимуме, минимальной потребительской корзине, социальном пособии, адресной социальной помощи, социальном обслуживании, социальном и пенсионном обеспечении. Но к удивлению, во всех перечисленных правовых актах отсутствует самое фундаментальное понятие - определение бедности. Вместо него скромно присутствует категория «малообеспеченность».  Сопровождает указанное законодательство по проблеме немного статистики: мониторинг размеров прожиточного минимума, численности населения, живущего ниже его параметров, учет доли бедных, состав их по категориям с различными характеристиками положения, измерение Росстатом дефицита дохода - объема средств, которые могут элеминировать состояние бедности. Но при всем том сам измеритель бедности в системе личных доходов - прожиточный минимум - ПМ далек от совершенства. В частности, он, используемый в основном для социальных выплат, имеет дефект усредненности расчета по региону, одних ущемляет, другим дает преимущество.  Что касается официального прогнозирования и программирования решений проблемы сокращения бедности, здесь похвалиться нечем. Разве что показатель «прожиточный минимум» применяется как результирующий индикатор ситуации при выполнении некой программы - последний пример. Стратегия пенсионной реформы Минтруда, где обещают будущее благосостояние пенсионеров в 2030 г. на уровне 2,5-3% прожиточного минимума. Кроме того, показатель «удельный вес бедных в населении региона» присутствует в отчетах губернаторов о результатах деятельности, хотя какие выводы и кем из него делаются неясно.  Но главное - в России нет государственного программирования действий и мер в сфере бедности с выходом на конкретный количественный результат, что особенно странно на фоне введения ныне программно-целевого планирования и бюджетирования, в котором, безусловно, должна получить отражение национально значимая проблема бедности. Полагаем, из-за отсутствия принципиальной идеологии в решении вопроса.  Так, до сих пор ведется дискуссия о путях сокращения бедности, роли основных агентов экономики: человека, бизнеса, государства; об институтах поддержки - по доходу или категориям, формах - индивидуальная, семейная; выборе сценария - консервативный или мобилизационный и по многим другим позициям. Нет и собственно самой системы управления, которая должна состоять из комплекса правовых актов, организационно-исполнительского звена, финансового источника действий, обученных кадров.  На этом фоне разработанные обширные научные материалы выполняют всего лишь информационную роль. А обсуждения в основном сводятся к методологическим вопросам измерения и интерпретации полученных показателей: абсолютная или относительная бедность, ликвидирована ли нищета, наполняемость минимальной потребительской корзины, изучение факторов, влияющих на уровень жизни - доходы, жилье, предметы длительного пользования, субъективное социальное самочувствие и т.п.  Между тем можно привести исторические примеры создания системы управления ситуацией бедности. Напомним исторический опыт США, где в 1960-е годы и родилась полномасштабная программа борьбы с бедностью - «Война с бедностью», состоящая из требуемых для ее реализации частей, в том числе: цель - «экономическое оздоровление и рост», задача - «война с бедностью»; метод - переход «от социальной благотворительности к вложению в человеческий капитал»; адресная группа - бедное население, неконкурентоспособное на рынке труда по семейным обстоятельствам, возрасту, квалификации, в бедствующих районах; правовая основа - законодательство об экономических возможностях: профессиональное обучение, особенно безработной молодежи; действия местных властей - обучение глав семей, дошкольные учреждения для бедных, помощь в трудоустройстве, медицинском обслуживании; программы для сельской местности - льготные кредиты, юридическая и медицинская помощь фермерам и сельскохозяйственным рабочим и мелкого бизнеса; работа добровольцев; Закон о развитии и подготовке людских ресурсов; организационный механизм - назначен специальный помощник президента, созданы Управление экономических возможностей и Совет экономических консультантов; на местах - агентство общинных действий из представителей общественности и местных властей; финансы - предусмотрены ресурсы программы из федерального и местного бюджетов, субсидии предпринимателям на подготовку рабочей силы, оплату медицинских счетов бедных по программе «Медикейд», выделены государственные средства на продовольственные талоны и оплату аренды квартир, строительство дешевого жилья.  Отсюда следует, что если от разговоров действительно перейти к решительному сокращению бедности в РФ, требуется создать соответствующий управленческий механизм, выбрать его главное звено. Первое требует только политической воли. Второе, стратегия - сложный, комплексный вопрос, поставленный не только перед политиками, но и перед аппаратом и наукой, каждой активной личностью.  Каким будет стратегический выбор, по нашему мнению, зависит от структуры бедности. Бедность неоднородна по многим параметрам, учет этих параметров на практике необходим для получения планируемого результата. Наиболее важно для системы государственного регулирования: деление бедности на экономическую и демографическую. Экономическая бедность, когда заработанный доход недостаточен для самообеспечения семьи на уровне не ниже прожиточного минимума и требуется социальная помощь. Демографическая бедность, когда семья имеет повышенное число иждивенцев на работающего или состоит из нетрудоспособных членов семьи, которые не способны зарабатывать в силу возраста, состояния здоровья и т.п.  К сожалению, в теории вопроса не очень популярно подобное структурирование и практически на равных отмечается два способа сокращения бедности: экономическая активность и социальное иждивение. Однако и логически, и исторически при ограниченных ресурсах наиболее эффективными в формате действий по сокращению оказываются меры, направленные на преодоление экономической бедности. Если ее не ликвидировать, если напряженно работающий человек не будет хорошо зарабатывать, неизбежно воспроизводство бедности как массового явления, особенно относительной - для работающих и абсолютной - для экономически неактивных и демографически осложненных категорий населения.  В сложившейся реальности подобная позиция особенно актуальна. Экономическая ситуация в России не самая лучшая, несмотря на 100 долларов за баррель. В социальной политике сохраняются только ранее принятые бюджетные обязательства, более того, власти хотелось бы сэкономить и на них. Это явно видно в отношении пенсионной системы, крайне скромного расширения выплат на детей, коммерциализации медицины и образования. Но исторически ясно, что экономия бюджета сама по себе не заменит необходимости развития экономики, расширения производства. России нужен рост ВВП по 6-7% ежегодно, а ожидается только 2-3%. В действующих условиях стало не так важно, как измеряется бедность, важно найти обоснованные, результативные решения в этой области. Реальность диктует правило: вся политика должна стимулировать экономику. Социальная политика не исключение, и таков ее главный вектор, имея в виду объективную связь социальных и экономических явлений.  Достойная заработная плата - это не только путь ликвидации экономической бедности, но главное - стимул роста производства товаров и услуг, а с ним приличные трудовые пенсии, обеспеченное детство, высокая покупательная способность населения, поступление налогов в бюджет. Тогда будут источники средств и на социальные услуги, пособия и льготы для тех, кто не может обеспечивать себя без государственной помощи: многодетные, инвалиды, дети-сироты и другие группы населения в положение демографической бедности.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации

  2. Шарипова Н.Е. О проблеме бедности : институциональный подход // Проблемы современной экономики. 2007. №4

  3. Анастасия  Попинако, Михаил Крючков // «Бедная Россия» //  Газета «Новые известия»

  4.  Ярошенко С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. №2. С.43-50

  5.  У.В.Лисица// Проблемы бедности в современной России, влияющие на становление социального статуса личности

  6.  М.В.Копанец, Г.В/ Давыдова //Проблема бедности в России и основные пути ее преодоления