К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
Власова К.В.
Уфимский юридический институт МВД РФ
Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент
В последние годы все большее внимание психологов и медицинских работников УИС стало привлекать изучение акцентуированных личностей осужденных, отбывающих срок наказания в местах лишения свободы. Дело в том, что, располагая информацией об особенностях этих личностей, получивших наименование акцентуации характера, можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать их поведенue, отношение к другим осужденным и персоналу‚ выявлять неосознаваемые влечения к совершению определенных противоправных действий, планировать коррекционные меры исправительного воздействия.
В более конкретном плане категория «акцентуации характера» может быть использована в практике пенитенциарной психологии на основании следующих соображений:
1) Как характерологическая особенность акцентуация представляет собой достаточно устойчивую категорию, распространенную в современном обществе значительно шире, чем принято это считать. 2) Учение об акцентуации достаточно глубоко разработано отечественными и зарубежными учеными. 3) Учение об акцентуациях характера во многом объясняет не только болезненные проявления в поведении осужденных. С его помощью решаются вопросы ресоциализации, трудоустройства, выбора оптимальных мер направительного воздействия на конкретного осужденного. 4) При наличии различных классификаций акцентуаций их объединяет определенное сходство в описании аффективных и поведенческих особенностей акцентированных личностей [4].
Приняв во внимание исследования A. Е. Личко [3], психолог УИС обогащает свой теоретический багаж весьма важными для его профессиональной деятельности познаниями. Из них, в «частности, следует, что акцентуации - это крайнue варианты нормы, при наличии которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Приведенное определение дает основание для утверждения о том, что акцентуации характера нельзя считать болезнью или же нежелательными болезненными проявлениями, как считают некоторые специалисты. Это скорее более выраженные черты характера человека, подчеркивающие его индивидуальность.
Чем более явно выражена акцентуация, тем меньше диапазон адаптивных возможностей, но ярче очерчивается уникальность личности; при этом более вероятны эмоциональные срывы в случаях «ударов» по «слабым» местам. Одновременно значительно возрастает устойчивость акцентуанта в неблагоприятных для иных лиц ситуациях, что не всегда учитывается при профессиональном отборе и в воспитательном процессе в условиях УИС [1].
Проблема заключается в том, что методами психологической диагностики более достоверно выявляется лишь «явная акцентуация». Но наличие «явной акцентуации» логически наталкивает на предположение о существовании и «скрытой» (или латентной) акцентуации. Психолог должен учитывать, что каждой акцентуации присущи свои «сильные» и «слабые» стороны. Наличие «сильных» сторон акцентуации объясняет лучшую, чем у «нормального» человека, адаптацию к определенным видам неблагоприятных воздействий. Так, акцентуант шизоидного типа значительно легче, чем «нормальный» человек, а тем более акцентуант истероидного типа, переносит вынужденное одиночество либо однообразие длительного общения в ограниченном кругу осужденных, если оно не сопровождается издевательствами над ним. Часто психологи продолжают относиться к акцентуациям если и не как к патологии, то как к «пограничным состояниям» и, характеризуя их «слабые» стороны, совершенно забывают о «сильных». Но ведь именно в «сильных» сторонах каждой акцентуации таятся значительные потенциальные возможности, которые имеют первостепенное значение для «рационального» трудоустройства, адаптации, реабилитации, психологической коррекции, ресоциализации.
К сожалению, выбор жизненного пути зачастую не совпадает с внутренним потенциалом человека и во многом определяется непреодолимыми внешними условиями и обстоятельствами. С возрастом, как было сказано выше, акцентуации исчезнуть «просто тaк» никуда не могут. Они лишь трансформируются либо под воздействием приобретаемого опыта, стереотипа поведения. разного рода защитных реакций и т д. Однако преобладающие черты психологического облика индивида, как бы глубоко они ни были запрятаны, всегда находят свое проявление. Изучая нюансы поведения в криминальном сообществе, можно наблюдать, что распределение функциональных ролей во многом определяется характерологическими особенностями входящих в него лиц. Так, на неоспоримое лидерство в нем чаще претендует гипертимные и эпилептоидные акцентуанты, с той только разницей, что гипертимик стремится руководить, а эпилептоидный акцентуант - властвовать.
Гипертимик привлекает к себе симпатии неординарностью, яркостью поведения, «справедливостью», бескорыстностью, бесшабашным авантюризмом и смелостью; он увлекает за собой, он честен при распределении добычи. Именно такой образ фигурирует в многочисленных легендах воровского фольклоpa, завоевывая расположение большей части осужденных или участников криминального сообщества. И все же в реальных ситуациях борьбы за власть гипертимик обычно проигрывает эпилептоидному акцентуанту, менее яркому и популярному, но более целенаправленному, методичному, расчетливому, осторожному, жесткому и злопамятному.
Шизоидный акцентуант, если он не является «белой вороной и обладает в иерархии неформальной субкультуры «достаточным» статусом, в условиях вынужденного однообразия режима содержания и ограниченного круга неформального общения среди осужденных, в силу своей терпимости и снисходительности к чужим недостаткам и поступкам, может стать также их лидером , хотя он этого ни когда не добивается. Его не привлекает процесс борьбы за властъ, и он ее сравнительно легко уступает. Истероидный акцентуант, стремясь к всеобщему одобрению, пытаясь оставаться всегда в центре внимания. любыми путями старается занять видное положение. Однако в условиях ограниченного общения он быстро «распознается» и теряет привлекательность. В борьбе за власть истероид не обладает ни харизмой гипертимика, ни упорством эпилептоида.
Эпилептоид, желая уберечь всеми средствами завоеванное положение, наиболее не терпим и подозрителен к реальным и мнимым конкурентам. Любые изменения в жизни его пугают, и поэтому он самый стойкий и ортодоксальный защитник всех неформальных традиций и негласных законов. Эпилептоид жестоко и непреклонно преследует даже тех, кто только лишь предполагает внесение каких-то изменений. Умея манипулировать людьми, легко распознавая их слабости и низменные побуждения, подобный вожак всегда находит исполнителей для достижения своих целей; при этом он никогда не забывает об укреплении своей личной безопасности. Указанные качества позволяют эпилептоидному акцентуанту длительно удерживать неформальную власть и успешно бороться с конкурентами. Однако отсутствие гибкости характера нередко подводит его при качественном изменении условий внешней среды. Другие типы акцентуантов не обладают выраженными лидерскими задатками и обычно не стремятся к власти.
«Неустойчивые» легко попадают под влияние неформального лидера‚ проникаются идеей воровской «справедливости», готовы поддержать любые издевательства в отношении рядовых членов сообщества, «отверженных» или бывших вожаков, находя в этом желательные развлечения. Они часто образуют (не строя, впрочем, честолюбивых планов) категорию «пацанов», входят в окружение «авторитета», также легко его предают при «падении», довольствуются возможностью не трудиться, издеваться над слабыми. В неблагоприятных условиях, когда путь в «пацаны» закрыт, они обычно не удерживаются даже в положении «мужиков», нередко пополняя категорию «отверженных», опускаясь все ниже и ниже.
Сенситивные акцентуанты, с их обостренным чувством долга как перед неформальным сообществом, так, как ни странно, и перед формальными правилами, повышенной привязанностью к значимым для них лицам, являются идеальными «подчиненными», Они хорошо работают, стараются не нарушать дисциплины, подчиняются требованиям администрации и неформальных лидеров. Они в основном составляют категорию «мужиков», «нейтральных», yчаствуют в группах положительной направленности на правах рядовых членов, сочувствуют лицам, подвергаемым издевательствам, стараются не участвовать в акциях возмездия. В то же время эти акцентуанты легко поддаются отрицательному давлению извне из чувства самосохранения. Они нередко могут входить в окружение «авторитета» в качестве обслуги (при этом обычно искренне преданы ему и не покидают его даже при «падении»). В среде «отверженных» они наиболее тяжело переживают свое положение, что часто приводит их к истинному суицидальному поведению.
Психастеники, изначально боящиеся не столько настоящего, сколько неопределенного будущего, отличаются обычно аккуратностью и педантичностью. Как среди «мужиков», так и в окружении «авторитета» они являются, как правило, носителями традиций, боятся перемен, отличаются повышенной мнительностью и подозрительностью к новичкам и «чужим». Трудолюбивы, старательны‚ нередко занимают в силу личных качеств «хлебные» должности, охотно сотрудничают с администрацией, если это не представляет для них угрозы со стороны неформального сообщества.
Осужденные с явной лабильной акцентуацией нередко настолько раздражают окружающих постоянно меняющимся настроением и многочисленными жалобами, что часто вызывают неприятие только из-за своего характера. Пребывание лабильных в среде «отверженных» еще больше усугубляет их индивидуальные черты, так как в подобной обстановке наносится «удар» по наиболее «слабым» местам этого типа. Предполагается, что их суицидальное поведение может быть с одинаковой частотой истинным либо демонстративным, как у истероидов.
Интересы, стереотипы поведения, способы приспособления к новой среде обитания у лиц с акцентуациями характера обычно отвечают их «сильным» сторонам. Например, один осужденный, независимо от возраста, предпочитает быть в центре внимания, привлекая к себе общий интерес занимательными рассказами и лагерными «байками», к активно участвуя во всех видах самодеятельности, либо, нередко в ущерб себе, публично демонстрирует свою «неисправимость» ; другой в свободные минуты занимается всякими поделками и крайне болезненно реагирует на любопытство окружающих. Иной осужденный публично демонстрирует предметы своего творчества, явно гордясь удивлением и похвалой окружающих, в то время как другую личность привлекает сам процесс созидания, а похвалы или пренебрежение принимаются им равнодушно. Бывает и так, что осужденный открыто угрожает кому-то расправой или суицидом, демонстрируя акты самоповреждения и не доводя, впрочем, их до конца; тогда как другой акцентуант сводит счеты с жизнью в тихом месте, вдали от чужих взглядов.
C учетом вышесказанного и принимая во внимание то, что акцентуации характера ярче проявляются в детском или подростковом возрасте и что инструментальным путем (тестированием) выявить преобладающую акцентуацию у взрослого крайне проблематично, становится понятной важность затрагивания в беседе с осужденным воспоминаний его о детстве, о наиболее ярких и запомнившихся впечатлениях. Ибо осужденный, как, впрочем, и любой человек, при налаженном диалоге легче касается более «безопасной» темы, чем вопросов, связанных с самим преступлением. Исключение наблюдается при чрезмерной фиксации человека на проступке, сопровождающейся депрессией, бредом, навязчивым самообвинением, боязнью наказания.
Следует учитывать при работе с осужденными, что любая акцентуация подвержена трансформациям, связанным с неправильным воспитанием, неблагополучием в семье, тяжелыми условиями жизни. Наиболее ярко и часто проявляется трансформация по неустойчивому типу (гипертимно-неустойчивая акцентуация, эпилептоидно-неустойчивая и т. д.). Необходимо различать трансформацию по неустойчивому типу от собственно акцентуации по неустойчивому типу [2]. Неустойчивый гипертимик сохраняет свои основные качества, например лидерские, но внешние проявления его поведения становятся эмоционально еще более выраженными, поступки - авантюристическими и легкомысленными, нарушения принятых в обществе норм частыми и грубыми.
У акцентуанта же неустойчивого типа основной дефект лежит главным образом в волевой сфере. Это означает, что лидерские качества у него отсутствуют, эмоциональные проявления могут быть яркими, но быстро истощаются. Такой человек мало приспособлен к длительной трудовой деятельности, легко подпадает под чужое, чаще отрицательное, влияние, так как оно требует меньшего напряжения сил, предпочитает «плыть по течению», живет одним днем, сильно зависим от окружения, труслив, эгоистичен, любому труду предпочитает бездумные развлечения. Понятно, что меры воспитательного воздействия на неустойчивого гипертимика, сильною (не только физически), смелою, жизнерадостного, прирожденного лидера‚ авантюриста, полного жизненной энергии, должны быть совершенно противоположными мерам воздействия на акцентуанта неустойчивого типа, «слабого», трусливого, ленивого, подверженного чужому влиянию. И точно так же во всех других cлучаях выбор мер воспитательного воздействия должен осуществляться с учетом информации об акцентуации характера индивида.
Вполне очевидно также, что знание особенностей акцентуаций характера сотрудниками психологической и медицинской служб УИС необходимо и для решения многих других практических вопросов, например, связанных с ресоциализацией осужденных, у которых заканчивается срок отбывания наказания
Список используемой литературы:
«Ведомости УИС» [Текст] // Информационно-аналитический журнал. 2006.-№3.-С.31-36.
Юридическая психология [Текст]. Издательская группа «Юрист». №1. 2008. С.40-45
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера [Текст] / А.Е. Личко. - Л., 1983.- 121с.
Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. М., 2000.-344с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.