Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
Хлопина Е.С.
Уфимский юридический институт МВД РФ
Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент
В психологической литературе высказывается обоснованное возражение против ценностного подхода к тому или иному темпераменту, тем более против того, чтобы делить их на «плохие» и «хорошие», «лучшие» и «худшие»[1, с. 162-164].
Продуктивен подход к оценке того или иного темперамента, его отдельных свойств - с точки зрения изучения адаптивных возможностей индивида в процессе поддержания им равновесия между организмом и средой. Поэтому с социальной и с правовой,точки зрения темперамент не подлежит оценке, т.к. не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, правосознанием. Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента - это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей.
Отталкиваясь от основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, надо видеть, к какой деятельности он более всего предрасположен. В этом заключается одно из направлений учета человеческого фактора в решении вопроса о повышении эффективности и качества труда любого работника, в частности, юриста.
И поэтому одной из приоритетных задач научной разработки и практической реализации кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения - определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности, которая предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. [2, с. 306].
Любая правоохранительная деятельность, имеет особенности, и с ними коррелируют различные свойства темперамента. Она предъявляет требования к психике, нервной системе, темпераменту юриста. Игнорирование этих факторов, психологическая неподготовленность к их воздействию на психику, избыток отрицательных раздражителей при определенных свойствах темперамента может приводить к неоправданно повышенной нервно-психической напряженности, к разнообразным психосоматическим расстройствам. К примеру, общеустановленно, что у высокореактивных индивидов быстрее наступает фаза перегрузки, нервного истощения. Напряжение, являющееся для низкореактивных людей оптимальным, у высокореактивных может вызвать резкое снижение эффективности их деятельности.
Способность организма противостоять отрицательным воздействиям внешних факторов во многом определяется свойствами нервной системы, темперамента. В частности, труд человека со слабым типом нервной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, особенно по временным показателям. Сопутствующие этому типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствительность, значительно осложняют выполнение функциональных обязанностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной системы, создают для такого человека добавочные трудности в работе и отрицательно скажутся на ее результатах и на состоянии его здоровья.
В литературе есть разнообразные мнения о возможности успешно заниматься любой, в том числе и следственной, деятельностью независимо от типа нервной системы и темперамента. А.Р. Ратинов считает, что нет причин ставить вопрос «о наиболее предпочтительном для следственной работы типе высшей нервной деятельности или темпераменте», т.к. «различные ситуации в одной и той же деятельности делают предпочтительными разные темпераменты». Это справедливо, так как «отрицательные в той или иной ситуации расследования свойства темперамента компенсируются положительными, нейтрализуются соответствующими навыками и привычками. Темперамент человек может обуздать и подчинить своему характеру»
По статистическим данным, почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% — на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на болезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 чел.).
По данным опроса работников территориальных органов прокуратуры с большим стажем работы, находившихся на учебе в институте повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга (78 чел.), проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 74% из них испытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность). Многие (65%) переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального положения. [3, с. 270-271].
То, что 30% следователей при проведении опроса сообщили, что они ошиблись в выборе профессии, это говорит о многих просчетах при отборе абитуриентов в юридические вузы страны, а также о недооценке индивидуально-психологических особенностей личности будущих следователей. Следователь должен знать о свойствах своей нервной системы и темперамента, уметь компенсировать отрицательные проявления отдельных свойств, так как нет людей, наделенных только положительными свойствами. В этом следует согласиться с мнением А.Р. Ратинова, но когда человек располагает целым симптомокомплексом отрицательных по мнению профессиональных требований к нему свойств, наверное, не следует ориентировать его на работ в правоохранительных органах, требующую таких свойств нервной системы, темперамента, которых у него нет и для компенсации которых он не располагает необходимыми компенсаторными возможностями. Вследствие этого правы авторы, считающие, что следователь должен обладать такими свойствами психики, темперамента, которые не осложняли бы, а наоборот, облегчали его весьма сложную профессиональную деятельность
Установлено, что свойства нервной системы, темперамента оказывают существенное влияние на успешность деятельности, особенно в профессиях, предъявляющих повышенные требования к нервной системе. Для некоторых профессий (в частности и профессии следователя, прокурора, судьи) слабая нервная система может рассматриваться как профессиональное противопоказание.
Следовательно, темперамент с его свойствами подобает оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования. А руководителю органа юстиции надо правильно оценивать свойства темперамента своих подчиненных, уметь распределять между ними функциональные обязанности, организовывать их взаимодействие, в частности при групповом методе ведения следствия, так, чтобы свойства темперамента разных следователей дополняли друг друга, взаимно компенсировали свои отрицательные особенности в сложных следственных ситуациях.
В частности, известно, как отличается с динамической стороны расследование преступлений, которое начинается с ведения розыска преступника «по горячим следам» при получении сигнала о происшедшем убийстве, разбойном нападении, изнасиловании, от расследования так называемых «хозяйственных» преступлений, которые совершаются экономической сфере.
В таком случае, если расследование первых обусловлено быстроменяющейся обстановкой, мобильным, оперативным принятием и выполнением тактических и процессуальных решений по делу, то расследование вторых, как правило, не носит столь динамичный характер, поскольку установление истины по таким делам во многом определяется кропотливой работой с бухгалтерскими, финансовыми документами.
Так, в первом случае большое значение имеют свойства, которые в своей традиционной совокупности объединяются сангвиническим и холерическим темпераментами: высокая активность и реактивность, эмоциональная подвижность, пластичность и т.п. А во втором случае наряду с активностью важную роль играют свойства, присущие флегматику с его уравновешенностью и основательностью в работе, способностью к методичному выполнению однотипных операций, нужных, в частности, при внимательном изучении большого объема документов, хозяйственных операций и т.п.
В обоих случаях, очень ценным свойством темперамента, которое традиционно относилось к меланхолическому темпераменту (слабому типу нервной системы), является повышенная сенситивность (чувствительность), лежащая в основе интуиции. Как определено сейчас, индивиды со слабой нервной системой в условиях монотонной работы демонстрируют более высокую эффективность, допускают меньшее количество ошибок. «При переходе от монотонной, однообразной деятельности к деятельности с элементами «драматизма», т.е. с нерегулярным возникновением раздражителей, неравномерным распределением сенсорной нагрузки, наличием неожиданных стимулов, стрессовых ситуаций, преимущества получают лица с сильной нервной системой» [4, с. 72].
Подобный дифференцированный подход можно обозначить и при сравнительном психологическом анализе следственных действий, в частности осмотра места происшествия и допроса, особенно в остроконфликтных ситуациях.
Если говорить о таких профессионально важных для юриста свойствах темперамента, как активность, динамичность, уравновешенность, сенситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность, надлежит также выделить экстравертированность, лежащую в основе такой черты характера юриста, как коммуникабельность, определяет его умение устанавливать психологические контакты с различными людьми, оптимальным образом поддерживать и в нужном русле развивать с ними общение. Неразвитость этого свойства, нежелание формировать в себе эти качества могут стать серьезной преградой для успешного выполнения своих обязанностей лицом, занимающим должность следователя, прокурора и т.д.
Прирожденные свойства нервной системы, темперамент наряду с другими, и в первую очередь с социальными факторами играют важную роль в формировании личности, но быстрота реакции, подвижность нервных процессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим поступкам человека. Свойства нервной системы, темперамента отражают лишь динамическую характеристику поведения. Но крайние варианты некоторых свойств темперамента при неблагоприятных условиях формирования личности нередко бывают связаны с нежелательными формами поведения, особенно в детском и юношеском возрасте. Если нет направленного воспитания такие крайние черты темперамента, как гипервозбудимость, психомоторная нестабильность, могут серьезно затруднять процессы социальной адаптации. В частности, индивид с неуравновешенным типом нервной системы, с существенным преобладанием возбуждения над торможением, гиперактивный, и не получивший должного воспитания и в силу всех этих обстоятельств не сформировавший в себе привычку корректировать недостатки своего темперамента, сложнее адаптируется к новым для него условиям, труднее привыкает к требованиям дисциплины и правопорядка, существенно ограничивающим его произвольную и плохо управляемую активность. Эмоциональная невыдержанность, эффективность таких лиц может быть причиной межличностных конфликтов в семье, на работе, в общественных местах и т.п. Итак, свойства темперамента часто проявляются в способах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Сильнее заметны свойства темперамента в преступлениях, которые носят остроконфликтный характер (убийства, нанесение телесных повреждений и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих. В ходе проведения допроса, других следственных судебных действий нужно учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог.
Таким образом, психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако стоит заметить, что его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.
Список используемой литературы:
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст]/ Я. Стреляу // М.: 1982.- 261 с.
Романов, В.В. Юридическая психология [Текст]/ В.В.Романов // М.;1998. -476с
Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий [Текст]/ В.М Русалов // М., 1979. - 319 с.
Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей [Текст]/ А.Р. Ратинов // М.,2001. - 252 с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.