logo
ChOKS_2014

Формирование экономической политики российской федерации

И.И. Мухамадиярова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н., доцент

Великий специалист по проблеме экономического роста Саймон Кузнец, имеющиеся статистические данные о росте даже по 2 годам абсолютно ничего не могут сказать собственно о тенденции роста. И очень сложно говорить о будущем рецессии. Но некоторые сведения говорят о том, что причина медленного роста и структурные экономические проблемы РФ, сильнее обострились во время этого роста.[2,С.45]

Иностранные инвестиции при дефиците и отсутствии условий для собственных внутренних инвестиций не могут решить задач структурной политики в необходимом объеме ни на текущий момент, ни в перспективе.

Структура экономики есть строение экономической системы, образующаяся взаимосвязями между ее элементами. Структурный сдвиг в экономике - это изменение в экономической системе, которое состоит в замене существовавших ранее взаимосвязей между ее составными частями новыми. Они обусловлены неравномерностью развития элементов экономической системы и говорят об изменении в потребностях субъектов хозяйственной жизни и в размещении экономических ресурсов. В современной экономике процессы интеграции и глобализации хозяйственной деятельности вызывают усиление взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения структурных сдвигов.[4,С.56-58].

Сдвиги могут иметь эволюционный или революционный характер. Сформировавшаяся в процессе эволюционных или революционных сдвигов структура национального рынка определяет ее безопасность, эффективность и определенное место на рынке экономики. Технологичный комплекс экономики (авиационного, радиотехнического, средств связи, электронного, ракетно-космического секторов, которые обеспечивают инновационную направленность развития экономики) продолжает деградировать [5,С. 9].

Доля нашей отечественной промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет менее 1 % (в то время как в США на одну долю приходится 36 %,а в Японии – 30 %) [3,С.12].

Структурный кризис возникает только тогда , когда старая структура не может удовлетворить новые потребности и функционирование новых технологий. Влияние старой структуры на возникающую новую структуру проявляется в замедлении темпа роста и т.п.

Преодоление структурного кризиса происходит тогда , когда старая структура начинает уступать место новой структуре экономики – формам организации и методам регулирования. [7,С.49]

В идущем вперед обществе устойчивость пропорций национальной экономики относительна: свою количественную определенность они сохраняют лишь на протяжении промежутка времени какой-то продолжительности.

Пропорции в своей совокупности образуют структуру национальной экономики, ее внутреннее строение. Изменение структуры национальной экономики, переход от одних относительно устойчивых совокупностей пропорций к другим периодически происходят в любых типах экономики [8,С.30-31].

На современном этапе развития экономики лидерами мирового хозяйства становятся страны, сумевшие опередить все остальные в создании заделов новых производственно-технологических систем, основывающихся на передовом технологическом укладе, и получить благодаря этому долговременные конкурентные преимущества принципиально нового типа. Сформировать такие заделы, как свидетельствует опыт этих стран, возможно только при непосредственном участии и регулирующих воздействиях государства[10,С.19].

Государство призвано и имеет возможность создать условия для реализации того из вариантов структурных реформ, который отвечает интересам наиболее широких слоев общества. И это факт.

Большой энциклопедический экономико-юридический словарь определяет структурную политику как систему мер, осуществляемую государством по совершенствованию структуры общественного производства.Задачами структурной политики определены совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение опережающего развития секторов, определяющих научно-технический прогресс, усиление социальной ориентации экономики. В осуществлении структурной политики государство использует различные рычаги по регулированию экономики [1,С.34].

Процесс формирования структурной политики в рамках стратегического планирования осуществляется поэтапно в определенной последовательности:

1) целеполагание;

2) диагностика (выявление и анализ) факторов;

3) формирование стратегических альтернатив;

4) обоснование выбора приоритетов;

5) установление приоритетов;

6) выбор приемлемой стратегии;

7) определение путей и средств реализации стратегии;

8) разработка программы мероприятий;

9) формирование системы управления осуществлением мероприятий;

10) формирование механизма реализации программных мероприятий;

11) формирование системы мониторинга реализации мероприятий и достигнутых результатов;

12) разработка процедур корректировки стратегии

и программы мероприятий;

13) разработка плана конкретных действий для правительственных структур и органов государственного управления по вертикали [3,С. 6–8].

Проблема воздействия управленческими методами должна стать центральной при планировании экономической политики.[11,С.22] Понятие оптимальной структуры или кардинальной оптимизации структуры относится к воспроизводству режима наиболее благоприятного развития экономической системы в целом. Задача оптимизации может предполагать наличие нескольких критериев (целевых функций) и накладываемых ограничений, например на общую величину используемых ресурсов (в том числе финансовых), ожидаемый доход и величину экологического ущерба[12,С.34-37].

Список используемой литературы:

1. Большой энциклопедический экономико-юридический словарь. М.: Изд-во ИАЭП, 2013.

2. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.

3.Нешитой А. С. Эволюция смены экономической системы России // Инвестиции в России. 2012. № 3–4.- 112 с.

4. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с.

6. Сухарев О. С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения. М.: Финансы и статистика, 2010.- 123 с.

7. Сухарев О. С. Структурный анализ экономики. М.: Финансы и статистика, 2012.- 333 с.

8. Сухарев О. С., Логвинов С. А. Управление структурными изменениями экономики. М.: Инфра-М, Курс, 2013.

9. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9.

10. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.

11. Н.Н. Думная, И.П. Николаева Современная экономическая наука: учебник / Н.Н. Думная, И.П. Николаева . М: Юнити- Дана,2012. – 387 с.

12. И.К. Ларионова Антикризисное управление : учебник/И.К. Ларионова. М: Дашков и Ко, 2012. - 313 с.