logo
ChOKS_2014

Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков

Л.Т. Салихьянова

Педагог-психолог Дюртюлинского социального приюта, г. Дюртюли

Научный руководитель Фазлыева А.Ф., к.п.н., доцент

Задачи, стоящие перед современной системой образования и социальными службами, отличаются особой сложностью, что связано с изменениями, происходящими в общественном сознании, в жизни общества в целом [1]. Тенденции современного мира актуализировали проблемы личностного развития, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения, что напрямую связано с проблемами психологического здоровья детей и подростков. Вместе с тем данные гуманистические тенденции в развитии общественного сознания сталкиваются с угрозой экономического, военного характера. К сожалению, растет количество детей, оказывающихся в сложной жизненной ситуации.

Социальный приют выполняет социальный, общественный заказ, поэтому основной его задачей является развитие личности ребенка. С одной стороны, социальный приют ставит перед собой задачу воспитания в детях качеств, необходимых для успешной социализации, а с другой стороны, необходимо дать этим детям душевное тепло, заботу и уход, которого многие из них никогда не знали.

Одной из сложностей в организации воспитательного процесса в социальном приюте является минимальное проявление действенной активности при избытке созерцательных процессов деятельности детей, а также иждивенческий, и даже потребительский характер деятельности ребят на протяжении всего периода нахождения в социальном приюте.

Известный факт, что развитие личности происходит лишь в процессе активной деятельности и общения, при сочетании всех основных видов социальной деятельности – игровой, познавательной, учебной и деятельности общения.

Сегодня необходим критический анализ теории и практики воспитания для дальнейшего обогащения научного знания о роли и месте детского сообщества в развитии личности ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, для разработки новых форм коллективной деятельности детей в условиях социального приюта. Сама идея коллективности отражает генетическую потребность людей к сотрудничеству, стремление к объединениям, сообществам. Для ребенка коллектив был и остается важным фактором воспитания, он нуждается в нем, это среда, где можно удовлетворить, в первую очередь, потребности в общении и совместной деятельности.

Влияние коллектива на развитие личности ребенка зависит от того, в какой степени сама детская личность включена в деятельность коллектива и какое место занимает она в системе возникших отношений. Таким образом, необходимо с первых дней нахождения детей в социальном приюте, предоставлять им возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу о более младших ребятах, включать их в систему общественно-полезных дел. Например, совместная изобразительная деятельность 6-8-летних детей оптимизирует круг их общения, благоприятствует положению детей, занимающих низкий статус в коллективе, и что особенно важно, является мощным психотерапевтическим средством [2]. Такая форма организации совместной деятельности детей, при которой достижение цели становится возможным только лишь при условии объединения усилий всех ее участников, способствует возникновению общности переживаний, активизирует проявление дружеской взаимопомощи. Занятия искусством создают условия для выражения и осознания ребенком себя, способствуют формированию у него способности понимать других людей, развивают у него коллективистические чувства и социально значимые навыки поведения и взаимоотношений с другими людьми.

Воздействие искусства на формирование отношений 6-8-летних детей в социальном приюте не прямое, не механическое, а более глубинное, опосредованное. Происходит оно довольно трудно, через изменение уже закрепившихся в поведении и деятельности негативных личностных качеств детей. Результатом этого процесса является формирование таких черт, как отзывчивость, чуткость, сочувствие, доброта, сопричастность. Данные качества личности создают важные предпосылки для успешного налаживания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. От того, каков опыт этих взаимоотношений, в определенной мере будет зависеть и дальнейшие отношения ребенка с социумом.

Уровень детских отношений во многом определяется содержанием, формами и способами общения педагога с детьми. Это в полной мере отражает ситуацию взаимодействий между педагогами и воспитанниками социального приюта. Оптимальным в плане влияния на межличностные отношения детей является демократический стиль общения (превалирование положительных оценок, малое число запретов, мягкие формы обращения и другое).

Показателями гармонизации отношений личности воспитанника социального приюта и коллектива служат эмоциональная удовлетворенность личности отношениями в коллективе, возможность самореализации, самоутверждения и самовыражения личности в коллективе; осознание личностью своей социальной значимости.

Гуманизация отношений в детской среде внутри социального приюта является важным требованием нашего времени. Отношения ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, со сверстникам, взрослыми в социальном приюте должны стать моделью справедливости и человечности, внутренним ядром, которое определяет отношение ко всем другим сферам действительности.

Список используемой литературы:

  1. ФГОС основное общее образование [Текст] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (Дата обращения: 18.03.2014).

  2. Егорова, Н.А. Приглашаем к творчеству [Текст] / Н.А. Егорова //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 3 – 10.