logo
ChOKS_2014

Реклама как средство формирования личности

К.С. Голда

Южный федеральный университет

Научный руководитель: Папченко Е.В., д.ф.н., доцент

Современный человек находится в эпицентре рекламы, которая преследует его в транспорте, на улице, на телевидении, в Интернете. После Второй мировой войны западноевропейские магазины оказались переполнены товарами, которые не пользовались спросом, поскольку протестантская этика проповедовала аскетизм. Необходимо было найти пути воздействия на потребителя. Как справедливо отмечает П.С. Гуревич, реклама становится особенно эффективной, когда она вырастает из определенного образа жизни и насаждает конкретный стиль: «Я пью пиво, потому что я крутой» [1, с. 9]. Кроме того, важную роль играют психологические механизмы, которые использует реклама.

Реклама является не просто одной из сфер проявления современной мифологии и фактором, способствующим усилению роли последней [2, с. 150]. Наиболее полное отражение мифологическое сознание находит именно в рекламе, а не, например, в политике, как принято думать. Пристальное рассмотрение рекламных произведений, механизмов функционирования рекламы и способов воздействия ее на человека подтверждает этот тезис.

Одним из инструментов, определяющих социальное поведение, является реклама, создающая особую систему ценностей, установок, которые человек затем может перенести на свое поведение в реальном мире [3, с. 153]. Не подчиняясь рекламе, индивид не ухудшает условия своего существования, не перестает быть членом трудовой группы, семьи, дружеской компании. Однако в действительности, постоянно возникая как компонент системы восприятия, реклама оказывает на него определенное подчиняющее воздействие.

Немалое влияние на формирование личности оказывает телереклама. У человека, ее воспринимающего, психика работает в режиме импульсивного реагирования, когда процессы восприятия происходят на подсознательном уровне, что способствует нерегулируемому поведению, делает человека уязвимым для всякого рода воздействий, в результате чего формируется база, способствующая мифологизации сознания современного человека [4, с. 15].

Современная реклама продает не продукты, а определенный образ жизни, культивирует псевдопотребности, что в свою очередь порождает волну потребительства. Реклама внедряет определенную систему ценностей, содержащую некую социальную иерархию, является средством, оказывающим влияние на формирование личности.

Список используемой литературы:

  1. Гуревич, П.С. Психология рекламы [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 269 с.

  2. Притчин, А.Н., Теременко, Б.С. Миф и реклама [Текст] // Общественные науки и современность. 2002. №3. С. 149 – 163.

  3. Симонова, А.К. Значение воздействия рекламы для психологической безопасности личности [Текст] // Прикладная юридическая психология. 2010. №3. С. 151 – 157.

  4. Геращенко, Л.Л. Реклама как миф. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук – М., 2006.