logo
ChOKS_2014

Семь смертных грехов в отражении современных ценностей

В.Н. Мазина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Уразметов Т.З., к.культ., доц.каф. КиСЭД

В мире современных технологий и мегаполисов такое понятие как «смертный грех» значительной части общества практически не известно или забыто. Даже люди, четко идентифицирующие себя с христианством, и тем более основная часть верующих, редко задумываются, совершая какие-либо поступки, являются они с точки зрения религии смертными или нет, более того, многие люди сегодня даже не смогут назвать все смертные грехи. Социологический опрос в Англии (5000 человек) о том, какой грех вы считаете самым страшным, показал следующее: большинство опрошенных ответили, что это давно устаревшее понятие и 7 смертных грехов в современном мире грехами и не считаются. Эти поступки вышли из разряда самых порицаемых, давно стали обыденными и утратили свой «смертный» статус.

Сегодня много публикаций, посвящены проблемам материального достатка (в том числе и о том, как заработать состояние), любви (как стать сексуально желанной/желанным) и лишнего веса. Есть издания, где идет речь и о положительном влиянии на человека любого из 7 грехов. Мы постараемся проанализировать каждый из таких грехов.

Опрос, о котором сказано выше, показал, что самым большим грехом среди всех британцы считают гнев, так как он наиболее часто приводит к страшным преступлениям. По статистике, преступлений, совершенных в состоянии аффекта около половины из тех, что происходят за год. Гнев как одно из эмоциональных состояний был у наших первобытных предков. Этот «грех» помогал им выживать, был защитной реакцией. Но они испытывали его в ситуациях, угрожающих жизни. Сегодня же, к гневу может привести любая ситуация, вплоть до «некорректного» взгляда, жеста.

В книге С. Лахама  «Радость греха: психология семи смертных грехов» положительное влияние гнева описывается так: «Гнев провоцирует тот образ мышления, который заставляет людей поддерживать убеждения, противоречащие их собственным. К тому же, гневные посредники чаще добиваются того, что хотят в переговорах». Автор считает, что гневливый руководитель намного успешнее, чем тот, кто лояльнее и мягче к своим сотрудникам. Однако, никогда не знаешь, сможет ли человек справится со своими вспышками агрессии или это может привести к бешенству, когда человек сам не понимает, что делает.

В православии под гневом понимается не только действие, но и обидчивость, злопамятность, сквернословие, раздражительность.

Л. Хей, автор книг по поп-психологии1, разработала таблицу зависимости испытываемых человеком чувств и болезней, которыми он болеет или переболел. Согласно этой таблице, такое чувство, как гнев, может привести к следующим болезням: ангина, артрит, изжога,инфекционные заболевания, почечные камни и т.д.

Много тренингов и семинаров сегодня проводится на тему «как разбогатеть». Есть зависимость между уровнем материального достатка и ростом потребностей. Рост доходов провоцирует рост потребностей, а новые потребности требуют все более высоких доходов. Есть масса работодателей, которые играют на человеческих пороках, одним из которых является жадность. Изначально в компании учат тому, как манипулировать чувствами и эмоциями людей, их желаниями, чтобы «всучить» как можно большее количество своих товаров и услуг и получить максимальную прибыль. В условиях рыночной экономики то стало обыденным и привычным для жизни большинства людей.

Среди публикаций по поп-психологии тема богатства самая востребованная и популярная. Например, множество работ посвящено аффирмациям 2, симорону3и т.п. О том же, как заработать деньги честным трудом написано гораздо меньше.

Однако, жадность проявляется не только у тех, кто имеет яхты и особняки. Каждый день в магазины «все по одной цене» приходят разные категории населения. Они покупают очень много часто утилитарно ненужных и однотипных товаров. Такие магазины играют на чувстве жадности.

С. Лахам в своей книге утверждает, что «за деньги можно купить счастье, если вы тратите их правильно. Исследования показали, что люди становятся счастливее, когда тратят деньги для того, чтобы испытать какой-то опыт, а не материальные ценности». Здесь с ним можно согласиться. Но часто ли стремление узнать, увидеть что-то новое важнее материальных благ?

Все люди абсолютно разные как внешне, так и по характеру, темпераменту, с разными физическими и интеллектуальными возможностями. Это неравенство порождает зависть. С. Лахам по этому поводу пишет: «Сравнение себя с другими, приводит к улучшению представления о себе и лучшим творческим способностям. Так, ученики, которые сравнивали себя с более успешными учащимися, получали лучшие оценки». Однако, чаще, зависть, как и гнев, ослепляет. Человек не всегда стремится улучшить свою жизнь, пытается изменить себя. Чаще все сводится к поиску ответа на вопрос «почему не я?». История человечества знает много примеров преступлений из зависти. В Библии это Каин и Авель, в истории В.А. Моцарт и А. Сальери. Сегодня мы не обращаем внимания на это чувство. Мы садимся на диван, смотрим в телевизор на очередную «звезду экрана» и задаемся вопросом: почему не я? Для одних это чувство приводит к новым победам, у других начинается и заканчивается на диване. И женщин и мужчин, именно это чувство сегодня приводит к пластическим хирургам. А ведь по законам любой религиозной конфессии, Бог дает человеку ровно столько, сколько ему нужно. Только человек завистливый начинает разрушать себя изнутри. У него появляются болезни неврологического характера, а так же гастрит и язва желудка, проблемы с желчным пузырем. Не зря в народе завистника называют желчным.

Если такие три греха как зависть, гнев и алчность действительно можно признать пороками современного общества, чревоугодие становится в ряд самых обсуждаемых и активно исследуемых проблем современной цивилизации. Для современного человека процесс «добывания» пищи связан уже не с охотой лесу, а со стоянием в очереди супермаркета. Большинство людей покупают обязательно что-то вкусное, а не полезное и остро необходимое. Постится в наше время очень небольшое количество верующих. Это связано с тем, что, «нам некогда», мы не можем найти или не успеваем приготовить постную пищу, нам нужно много энергии для активной жизни. При этом человеку тяжело поверить в то, что гнев и зависть приводит к тяжелым болезням, то каждый знает, что чревоугодие может привести к серьезным проблемам, связанным со здоровьем. По статистике, каждый второй житель США страдает ожирением. А у С. Лехама, на наш взгляд, нет логичного и обоснованного объяснения тому, почему чревоугодие считается полезным грехом: «исследования показали, что люди съевшие кусок пирога, чаще жертвуют на благотворительность».

Общество XXI в. испытывает огромное влияние западной сексуальной революции. За последние 50 лет существования этого термина люди перестали различать такие понятия, как «секс» и «любовь», для многих они являются синонимами. У С. Лахама хорошо прослеживается западное отношение к сексу как к способу найти любовь. Он считает, считает, что блуд «делает нас умнее, любезнее и помогает строить любовь. Исследования показывают, что люди, у которых на уме секс, лучше решают аналитические мыслительные задачи. Похоть заставляет нас фокусироваться на настоящем и на деталях удовлетворения текущей цели, а именно секса. Блуд так хорошо выполняет свою функцию, что заставляет нас вести себя таким образом, чтобы наилучшим способом угодить потенциальным партнерам. Также исследования показывают, что «похотливые» участники чаще демонстрируют размах любви и способы поддержания отношений, как например конструктивное решение конфликтов, чтобы увеличить шансы на секс в будущем».

На итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба "Валдай" в 2013 г. президент РФ В.В. Путин, отметил: «Берлускони судят сейчас за то, что он живет с женщинами, а если бы он был гомосексуалистом, его пальцем бы никто не тронул». Подмена традиционных ценностей сексуальными наслаждениями ведет к вырождению народа. Многие сегодня считают блуд животным инстинктом, поэтому не придают этому явлению большого значения. Однако этот смертный грех можно назвать смертельным, т.к. чума XX века – СПИД продолжает уносить сотни жизней.

Реклама все время пропагандирует комфорт, якобы для того, чтобы у человека было больше свободного времени. Человек сегодня постоянно устает, находится в постоянном стрессе. Однако мы работаем намного меньше, чем работали люди век назад. Сегодня многие вакансии исключают физический труд, чаще человек находится в офисе в сидячем положении.

По данным всемирной организации здравоохранения такой болезнью, как депрессия, страдает каждый седьмой житель Европы. По сути, депрессия есть уныние, еще один смертный грех, когда у человека отсутствует желание жить, жизнь кажется ему бессмысленной. Она может происходить на фоне болезни или из-за потери близкого человека. Но все чаще предпосылками уныния не служит ничего. У человека появляется лень, ему не хочется ничего. С положительной точки зрения С. Лахам пишет, что лень якобы склоняет человека ко сну, а здоровый сон способствует работоспособности. Но с унынием это связано лишь косвенно. Действительно, если человек после тяжелых рабочих дней отдыхает, ему не хочется делать ничего, он восстанавливает силы в дремоте, это плюс. Но с другой стороны, когда такое состояние происходит ежедневно в течение большого промежутка времени, это может привести к суициду, т.к. именно уныние, лень, депрессия приводит человека к сознательному уходу из этого мира.

Еще одним фактором уныния XXI в. является попытка «вылечить» его антидепрессантами. Влияние на мозг этих лекарств до конца не изучено, чаще побочным эффектом является агрессивное состояние. Огромное количество преступлений совершается каждый год из-за попытки отказа от антидепрессантов или совмещение их с другими лекарствами.

Седьмым грехом человечества является гордыня. Но сегодня гордый человек – человек, заслуживающий уважения. Мы часто путаем эти два разных понятия «гордость» и «гордыня». Люди гордятся своей культурой, своей родиной, своими открытиями, победами. Нет ничего плохого в том, что призер Олимпийских игр гордится своими победами. С. Лахам считает: «Гордыня заставляет людей держать марку, чтобы не ухудшить свою оценку в глазах других». Гордыня от гордости отличается тем, что человек горделивый считает себя лучше всех, значительнее других, а главное, все, чего он добивается, он приписывает только себе, своей исключительности.

Ватикан обновил семь смертных грехов в соответствии с требованиями современности. Теперь семь смертных грехов звучат так:

  1. Загрязнение окружающей среды 

  2. Манипуляции на генном уровне 

  3. Богатство неприличных размеров 

  4. Принуждение к бедности 

  5. Употребление и распространение наркотиков 

  6. Морально сомнительные эксперименты 

  7. Нарушение фундаментальных законов человеческой природы 

Однако вдумайтесь. Смертные грехи, существовавшие тысячелетиями, разрушали не тело, не окружающий нас мир, они разрушали и разрушают самое ценное, по мнению религии – душу. И каждый из грехов порождает следующий, они как бы являются следствием друг друга. И следствием новых, современных смертных грехов. Алчность приводит к загрязнению окружающей среды, продажи наркотиков, чревоугодие и уныние – к их употреблению. К богатству неприличных размеров приводит не только алчность, но и зависть, гордыня. Блуд приводит к нарушению фундаментальных законов человеческой природы.

Самое интересное то, что каждый из семи смертных грехов сегодня стал приобретать положительное качество, сам стал положительным. Человека с гордыней, завистью, жадностью мы считаем успешным, хотим ему подрожать, чрево угодливого называем гурманом, а про блуд говори, что человек просто еще не нагулялся. А творчество и депрессия, давно сочетаемые понятия.

Книга С. Лахама «Радость греха: психология семи смертных грехов» не переведена еще на русский язык, ее нет в продаже в России. Переведены отдельные части книги по его презентации. Но уже по этим высказываниям понятно его отношение.

В мультфильме компании Дисней «Валли», очень хорошо видно, к чему могут привести обыденность грехов. Вдумайтесь, хотим ли мы этого?