logo
ChOKS_2014

Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити

С.О. Искалиева

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Научный руководитель: Хахова О.А., к.п.н., доцент

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило в центр внимания психологов, социальных работников, социологов, медицинских работников.

С каждым годом отмечается рост подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением. Все это подрывает подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности [1, с. 130].

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли такие известные российские ученые, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение.

Под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Наиболее эффективным решением данной проблемы, на наш взгляд, выступает социальная профилактика. Социальная профилактика – это научно обоснован­ное и своевременно предпринимаемое воздействие на со­циальный объект с целью сохранения его функциональ­ного состояния и предотвращения возможных негатив­ных процессов в его жизнедеятельности [4, с. 68].

Как известно, предупредить всегда легче, чем исправить. Для этого нами было проведено исследование, в рамках которого мы разработали программу социальной профилактики девиантного поведения, используя средство граффити. Программа комплексная, включает в себя следующие этапы: диагностический, основной (организационный), итоговый.

Программа реализовывалась на базе Центра профилактики «Альтернатива» г. Волгограда с участием специалиста социальной работы, психолога, волонтеров. В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся образовательных учреждений. На этапе диагностики мы использовали индивидуальное консультирование участников группы. Были использованы психодиагностические методики для выявления отклоняющегося поведения у подростков. Анализ методик показал, что многие подростки из неблагополучных семей, и основное время после школьных занятий они проводят на улице, никак не организовывая свой досуг, что влечет за собой рост девиаций в подростковой среде. Для этого нами была поставлена цель организации социально - профилактической работы с подростками, склонных к девиантному поведению.

По результатам диагностики и постановке задач профилактической работы нами была организован основной этап работы.

На данном этапе реализовывались основные мероприятия социальной профилактики. Основным средством профилактики являлось граффити - вид уличного искусства, одно из актуальных форм профилактической работы с подростками. В центре с подростками были проведены дискуссии и тематические семинары «Что мы знаем о граффити?!..», «Граффити: «за» и «против». Осуществлен показ социальных роликов, презентаций и фильмов об искусстве граффити, его становлении и развитии как современного молодежного направления.

По окончанию проведенной работы был виден положительный результат в поведении подростков. Большая половина из них была заинтересована в данном искусстве. Также была проведена работа по привлечению молодежи, которая активно занимается граффити, для осуществления мастер – классов с подростками по обучению рисования, нанесения граффити. Для этого мероприятия были выделены специальные площадки, где подростки могли научиться наносить граффити сначала на бумагу, а потом на стену специальными красками. Этот вид работы был нацелен, прежде всего на профилактику девиаций, а также на организацию досуга подростков, обучению новому виду творчества, сплочению коллектива. В дальнейшем подростки использовали полученные навыки для самореализации в подростковой среде и занятий в свободное время, а также в профессиональном плане.

На заключительном этапе работы нами была проведена рефлексия анализа деятельности по социальной профилактике девиантного поведения подростков средствами граффити. Мы провели опрос среди подростков для выяснения их отношения к проделанной работе. По результатам опроса выяснилось, что 76 % из 100% опрошенных участников программы были довольны мероприятиями программы и заинтересовались искусством граффити. Прослеживалась тенденция снижения роста девиаций в подростковой среде.

Анализ результатов исследования по организации социальной профилактики девиантного поведения подростков позволяет сделать следующие выводы:

для эффективной деятельности по профилактике девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов: специалистов по социальной работе, социального педагога, учителей, психолога.

профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;

профилактическая работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа.

Для осуществления успешной организации профилактической работы с подростками, склонных к девиантному поведению необходимо использовать различные средства творческой деятельности. Граффити является одним из эффективных средств профилактики девиаций в подростковой среде. Оно способствует формированию новых ресурсов личности, ведет к росту самостоятельности и творческой активности подростков, позволяет им обрести уверенность в собственных силах, а также связанные с ними нормы и правила поведения, что соотносится с целями профилактики различного рода девиаций.

Список используемой литературы:

1. Дивицина Н. Ф. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005. 351с.

2. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: ACADEMA, 2004.- 288 с.

3. Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал, 1998, № 1, с. 144 - 153.

4. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»).