logo
ChOKS_2014

Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан

И.В. Жаринова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Титова М.С.,

вед. специалист-эксперт Министерства культуры РБ

Использование технологий информационной аналитики в сфере культуры позволяет получить достаточно достоверную картину изменений функциональных возможностей учреждений культуры, оценить их потенциал. Применительно к сфере культуры мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом деятельности учреждений культуры и отрасли в целом с целью выявления соответствия желаемым результатом или исходным положением.

В число постоянных пользователей отдела входят групповые и индивидуальные пользователи информации. Среди групповых – органы управления культурой (Министерство культуры РБ, управления культуры МО РБ), республиканские учреждения культуры. Среди индивидуальных – сотрудники министерства, специалисты руководящего звена из республиканских учреждений культуры, руководители библиотек и библиотечных систем РБ. [2, 7]

В основном линейка информационно-аналитической продукции, которую производит информационно-аналитический отдел Министерства культуры, имеет типовую форму предоставления результатов информационно-аналитической деятельности.

Аналитики создают ретроспективную, текущую, прогнозно-аналитическую (опережающую, перспективную) информацию и представляют следующие виды информационно-аналитической продукции:

– аналитические обзоры (обзоры-обоснования, итоговые, прогностические) в сфере культуры Республики Башкортостан;

– аналитические отчеты;

– аналитические доклады (ежегодные, коллегиальные);

–аналитические обзорные справки (ситуационные, оперативные, мониторинговые).

В качестве единичных продуктов выделены специализированные обзорно-аналитические документы:

– аналитические материалы по результатам рейтинговых исследований (рейтинги цитируемости, популярности, рейтинги по актуальным вопросам деятельности в сфере культуры региона);

– статистические справки;

– социологические отчеты, обзоры, справки;

– обзоры федеральных и межрегиональных СМИ, дайджесты новостей (пресс-клипинг, мониторинг СМИ), ленты деловых новостей на официальных сайтах, обзоры критических и проблемных материалов СМИ (проблемно-тематические дайджесты), обзор Интернет-ресурсов и т.п. как формы предоставления в основном текущей информации;

– обзоры наиболее интересных региональных идей и проектов;

– сценарии развития событий, стратегии развития, таблицы ожидаемых изменений или предполагаемых рисков и т.п. как формы представления прогнозно-аналитической информации.

Делая вывод, можно сказать, что информационно-аналитические службы при региональных и муниципальных органах власти и управления используют довольно широкий спектр материалов аналитического характера в процессе своей деятельности. Обзорные материалы обогатились новыми жанрами – рейтинговыми таблицами, стратегиями и сценариями развития событий, имиджевыми справками, обзорами наиболее интересных идей и проектов и т.п. Появились и такие необычные формы предоставления результатов информационно-аналитической деятельности как дайджесты наиболее заметных высказываний в блогосфере о деятельности органов власти; обзор негативных публикаций о деятельности Президента и правительства в СМИ всех уровней; аналитические отчеты по обеспечению присутствия Президента в социальных сетях. Обзоры и справки становятся меньшими по объему, периодичными, нарастает оперативность их подготовки, но в большинстве случаев остаются пока лишь констатирующими ситуацию или состояние объекта. [1, 23]

Главная цель информационно-аналитического отдела Министерства культуры – обеспечить руководителя необходимой и полной сводной информацией для принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях. Следовательно, службы должны создавать аналитические материалы с текстовыми выводами, характеризующими результаты анализа состояния объекта и дать рекомендации о том, как воспользоваться этой информацией наилучшим образом, в идеале проработать варианты решений (действий) в предлагаемой ситуации и оценкой последствий каждого варианта.

Как бы мы ни называли специалиста, осуществляющего информационное обслуживание или создающего необходимую информационно-ресурсную базу для него – референт-аналитик, информационный аналитик, информационный менеджер, инженер по знаниям, консультант, библиограф – в основе их деятельности лежит профессиональное использование библиографической информации. Для одних она будет выступать основным (одним из основных) средством и результатом деятельности, для других – необходимым средством создания конечного продукта (услуги). Суть работы всех этих специалистов одна: предоставление нужной информации, актуализация знания на основе выявленных связей между документами.

Список используемой литературы:

1. Газизова, Л.И. Деятельность информационно-аналитических подразделений в муниципальных образованиях Республики Башкортостан: проблемный анализ [Текст] / Л. И. Газизова, А. С. Иванов // Экономика и управление. – 2012. –  №4. – С.17–24.

2. Соколов, А.В. Что есть информационная потребность [Текст] / А.В. Соколов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 197. – С. 7-18.