Финансирование и качество школьного образования
Газизова М.И.
Студентка II курса естественно-географического факультета
ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Научный руководитель: к. э. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы Кабиров Р.Ф.
Сегодня о снижении качества школьного образования в нашей стране говорят практически все: президент и премьер-министр, ректоры и преподаватели вузов, директора и учителя школ, учащиеся и их родители.
Для определения качества, при его количественной оценке мы использовали результаты международных тестирований TIMSS и PISA.
Результаты ряда международных тестирований, проведенных в разные годы, уже использовались зарубежными исследователями как показатели качества школьного образования и в роли объясняемых переменных при построении производственной функции в образовании. При этом внимание акцентировалось, в основном, на трех группах факторов, определяющих достижения учащихся и соответственно использовавщихся в качестве объясняющих переменных. 2.
К первой относятся характеристики самих учащихся( пол, иммиграционный статус, семейный статус- полная или неполная семья) и их семей (образование, доход и профессия родителей, их занятость- полная или частичная, колличество книг в доме).
Вторую совокупность факторов можно обозначить как институциональную структуру образовательной системы- тип школы (частная или государственная); школьная автономия; внешние выпускные экзамены.
Третья группа факторов характеризует ресурсы образовательного учреждения- размер класса, численность учащихся в расчете на одного учителя, характеристики учителей(пол, стаж, уровень образования), денежные расходы на одного учащегося.
Была установлена сильная связь между достижениями учащихся и многими социальными характеристиками самих учащихся и их семей. Также было обнаружено, что на результаты школьников положительно влияют наличие внешнего выпускного экзамена и школьная автономия. Среди исследователей пока нет единства мнений по вопросу о связи между ресурсами общеобразовательных учреждений и успехами учащихся: одни фиксируют наличие такой связи, другие – ее отсутсвие.
Международные тестирования PISA и TIMSS: краткий обзор
Такие мониторинги призваны выявить государства, которые являются лидерами и аутсайдерами в сфере школьного образования. Результаты тестирований могут служить основой для выявления факторов, определяющих успех учащихся из стран-лидеров.
Programme for International Student Assessment(PISA) – международная программа по оценке общеобразовательных компетенций учащихся, осуществляемая ОЭСР. Посредством тестирования подростков, получивших обязательное общее образование, в исследовании оценивается степень развития системы школьного образования в разных странах.
Объектом мониторинга является уровень образования 15 - летних подростков. Такой выбор обусловлен тем, что в большинстве стран у учащихся, достигших этого возраста, подходит к концу обязательное( основное) школьное образование и наступает время подвести итоги.
Мониторинг знаний учащихся проводится по трем направлениям: грамотность чтения, математическая и естественно – научная грамотность.
The Trends in International Mathematics and Science Study( TIMSS) – международное сравнительное исследование качества математического и естественно – научного образования, получаемого школьниками в разных странах. Организует исследование Международная ассоциация по оценке учебных достижений( IEA). Основная цель – сравнить математическую и естественно – научную подготовку учащихся начальной и средней школы в различных странах, а также выявить факторы, влияющие на результаты обучения.
PISA и TIMSS: сравнительные характеристики
Показатель | PISA | TIMSS |
Периодичность проведения тестирования | 3 года | 4года |
Возрастная группа, охваченная тестированием | 15-летние учащиеся | Учащиеся выпускных классов начальной школы и учащиеся 8-х классов |
Годы, в которые проводились тестирования | 2000, 2003, 2006, 2009, 2012 | 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 |
Направление тестирования | Грамотность чтения, математическая и естественно –научная грамотность | Математическая грамотность, естественно –научная грамотность |
Характеристика используемых данных
При проведении тестирований набор предлагаемых учащимися заданий состоит из нескольких блоков. В опубликованных отчетах средние баллы школьников из той или иной страны представлены отдельно по каждому блоку. Но для нашей работы интерес представляло качество школьного образования в целом, а не по отдельным учебным дисциплинам, поэтому при построении эконометрической модели средние баллы школьников по каждому блоку были взвешаны с соответствующими коэффициентами:
Где: - средний балл по основному направлению ( в каждом цикле времени тестирования уделяется основному в этом цикле блоку);- средние баллы по двум другим направлениям;- регрессант.
Где: - средний балл по математике, - средний балл по естествознанию,-регрессант.
На роль объясняющих переменных были выбраны показатели, отражающие масштабы финансовой поддержки государством системы среднего образования. В роли первого объясняющего фактора мы использовали показатель государственных расходов на среднее образование в процентах к ВВП.
В качестве второго объясняющего фактора мы использовали расходы на среднее образование в процентах от общего объема государственных расходов. Данный показатель характеризует приоритетность- с точки зрения государства- системы среднего образования по сравнению с другими направлениями социальной политики.
В качестве третьего индикатора был использован показатель государственных расходов на среднее образование в расчете на одного учащегося ( в долларах США по ППС). Он « позволяет представить общие масштабы различий в абсолютном уровне финансирования образования в странах с разным уровнем доходов». 1
В данной работе были исследованы не все факторы, способные влиять на качество школьного образования. Интерес для нас представляли финансовые показатели. В целом регрессионный анализ эмпирических данных не обнаружил наличия сильной связи между результатами учащихся в рассмотренных тестированиях и масштабами государственного финансирования образования.
Что означают полученные результаты с практической точки зрения? Сегодня в России ставится задача довести заработную плату учителей до среднего уровня в экономике. Наше исследование показало, что в процессе повышения заработной платы учителей целесообразно ориентироваться не на средний в экономике уровень оплаты труда, а не их педагогический стаж, то есть повышать заработную плату следует дифференцированно в зависимости от опыта работы преподавателей. Так, начальный( стартовый ) оклад может быть ниже среднего для экономики уровня, а заработная плата учителей после 15- летнего опыта работы- выше.
Увеличивая финансирование образования, правительство должно ориентироваться на такой показатель, как расходы в расчете на одного учащегося. Рост доли расходов на образование в ВВП во время кризиса этот рост может быть нивелирован.
При этом следует иметь в виду, что устойчивый рост финансирования- необходимое, но не достаточное условие повышения качества образования. Гораздо больше воздействие на успехи учащихся в международных тестированиях оказывают факторы нефинансового характера и прежде всего образовательные стандарты, принятые в стране, а также соответствующие им методики обучения.
Действительно, исследования TIMSS показывают, что уровень знаний российских восьмиклассников и по математике, и по естествознанию стабильно выше среднего значения шкалы. А в 2007 и 2011гг. была зафиксирована явно выраженная положительная динамика, и наши ребята вошли в десятку лидеров. Принимая участие в программе PISA, 15- летние российские учащиеся, напротив, демонстрируют знания по математике, естествознанию и грамотности чтения стабильно ниже среднего для ОЭСР уровня. При этом тренд в сторону улучшения ситуации пока не просматривается.
Очевидно, что столь существенные различия в результатах российских подростков на данных международных тестированиях нельзя объяснить недостаточным финансированием образовательных учреждений, но их можно объяснить тем, что PISA и TIMSS проверяют разные компетенции учащихся.
В России процесс обучения обеспечивает школьников солидным запасом знаний по большому кругу учебных дисциплин. И в этом смысле качество российского образования остается одним из лучших в мире. Однако российские школьники не приобретают ни достаточных навыков для творческого переосмысления полученных предметных знаний, ни умений для их практического применения в реальной жизни. По-видимому, нужно менять существующие методики обучения, ориентируясь в том числе и на международные стандарты программы PISA, сделать их в большей степени ориентированными на практику, не утратив при этом присущую российской школе фундаментальность.
Список используемой литературы:
Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В.(2009). Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. М.: Сентябрь.
Hanushek E., Woessman L.(2011). The Economics of International Differences in Educational Achievement//Handbook of the Economics of Education. Vol. 3// E. Hanushek, S.Machin, L. Woessmsnn(eds.). Amsterdam etc. Elsevier. P. 89-200.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.