logo
ChOKS_2014

Финансирование и качество школьного образования

Газизова М.И.

Студентка II курса естественно-географического факультета

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Научный руководитель: к. э. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы Кабиров Р.Ф.

Сегодня о снижении качества школьного образования в нашей стране говорят практически все: президент и премьер-министр, ректоры и преподаватели вузов, директора и учителя школ, учащиеся и их родители.

Для определения качества, при его количественной оценке мы использовали результаты международных тестирований TIMSS и PISA.

Результаты ряда международных тестирований, проведенных в разные годы, уже использовались зарубежными исследователями как показатели качества школьного образования и в роли объясняемых переменных при построении производственной функции в образовании. При этом внимание акцентировалось, в основном, на трех группах факторов, определяющих достижения учащихся и соответственно использовавщихся в качестве объясняющих переменных. 2.

К первой относятся характеристики самих учащихся( пол, иммиграционный статус, семейный статус- полная или неполная семья) и их семей (образование, доход и профессия родителей, их занятость- полная или частичная, колличество книг в доме).

Вторую совокупность факторов можно обозначить как институциональную структуру образовательной системы- тип школы (частная или государственная); школьная автономия; внешние выпускные экзамены.

Третья группа факторов характеризует ресурсы образовательного учреждения- размер класса, численность учащихся в расчете на одного учителя, характеристики учителей(пол, стаж, уровень образования), денежные расходы на одного учащегося.

Была установлена сильная связь между достижениями учащихся и многими социальными характеристиками самих учащихся и их семей. Также было обнаружено, что на результаты школьников положительно влияют наличие внешнего выпускного экзамена и школьная автономия. Среди исследователей пока нет единства мнений по вопросу о связи между ресурсами общеобразовательных учреждений и успехами учащихся: одни фиксируют наличие такой связи, другие – ее отсутсвие.

Международные тестирования PISA и TIMSS: краткий обзор

Такие мониторинги призваны выявить государства, которые являются лидерами и аутсайдерами в сфере школьного образования. Результаты тестирований могут служить основой для выявления факторов, определяющих успех учащихся из стран-лидеров.

Programme for International Student Assessment(PISA) – международная программа по оценке общеобразовательных компетенций учащихся, осуществляемая ОЭСР. Посредством тестирования подростков, получивших обязательное общее образование, в исследовании оценивается степень развития системы школьного образования в разных странах.

Объектом мониторинга является уровень образования 15 - летних подростков. Такой выбор обусловлен тем, что в большинстве стран у учащихся, достигших этого возраста, подходит к концу обязательное( основное) школьное образование и наступает время подвести итоги.

Мониторинг знаний учащихся проводится по трем направлениям: грамотность чтения, математическая и естественно – научная грамотность.

The Trends in International Mathematics and Science Study( TIMSS) – международное сравнительное исследование качества математического и естественно – научного образования, получаемого школьниками в разных странах. Организует исследование Международная ассоциация по оценке учебных достижений( IEA). Основная цель – сравнить математическую и естественно – научную подготовку учащихся начальной и средней школы в различных странах, а также выявить факторы, влияющие на результаты обучения.

PISA и TIMSS: сравнительные характеристики

Показатель

PISA

TIMSS

Периодичность проведения тестирования

3 года

4года

Возрастная группа, охваченная тестированием

15-летние учащиеся

Учащиеся выпускных классов начальной школы и учащиеся 8-х классов

Годы, в которые проводились тестирования

2000, 2003, 2006, 2009, 2012

1995, 1999, 2003, 2007, 2011

Направление тестирования

Грамотность чтения, математическая и естественно –научная грамотность

Математическая грамотность, естественно –научная грамотность

Характеристика используемых данных

При проведении тестирований набор предлагаемых учащимися заданий состоит из нескольких блоков. В опубликованных отчетах средние баллы школьников из той или иной страны представлены отдельно по каждому блоку. Но для нашей работы интерес представляло качество школьного образования в целом, а не по отдельным учебным дисциплинам, поэтому при построении эконометрической модели средние баллы школьников по каждому блоку были взвешаны с соответствующими коэффициентами:

Где: - средний балл по основному направлению ( в каждом цикле времени тестирования уделяется основному в этом цикле блоку);- средние баллы по двум другим направлениям;- регрессант.

Где: - средний балл по математике, - средний балл по естествознанию,-регрессант.

На роль объясняющих переменных были выбраны показатели, отражающие масштабы финансовой поддержки государством системы среднего образования. В роли первого объясняющего фактора мы использовали показатель государственных расходов на среднее образование в процентах к ВВП.

В качестве второго объясняющего фактора мы использовали расходы на среднее образование в процентах от общего объема государственных расходов. Данный показатель характеризует приоритетность- с точки зрения государства- системы среднего образования по сравнению с другими направлениями социальной политики.

В качестве третьего индикатора был использован показатель государственных расходов на среднее образование в расчете на одного учащегося ( в долларах США по ППС). Он « позволяет представить общие масштабы различий в абсолютном уровне финансирования образования в странах с разным уровнем доходов». 1

В данной работе были исследованы не все факторы, способные влиять на качество школьного образования. Интерес для нас представляли финансовые показатели. В целом регрессионный анализ эмпирических данных не обнаружил наличия сильной связи между результатами учащихся в рассмотренных тестированиях и масштабами государственного финансирования образования.

Что означают полученные результаты с практической точки зрения? Сегодня в России ставится задача довести заработную плату учителей до среднего уровня в экономике. Наше исследование показало, что в процессе повышения заработной платы учителей целесообразно ориентироваться не на средний в экономике уровень оплаты труда, а не их педагогический стаж, то есть повышать заработную плату следует дифференцированно в зависимости от опыта работы преподавателей. Так, начальный( стартовый ) оклад может быть ниже среднего для экономики уровня, а заработная плата учителей после 15- летнего опыта работы- выше.

Увеличивая финансирование образования, правительство должно ориентироваться на такой показатель, как расходы в расчете на одного учащегося. Рост доли расходов на образование в ВВП во время кризиса этот рост может быть нивелирован.

При этом следует иметь в виду, что устойчивый рост финансирования- необходимое, но не достаточное условие повышения качества образования. Гораздо больше воздействие на успехи учащихся в международных тестированиях оказывают факторы нефинансового характера и прежде всего образовательные стандарты, принятые в стране, а также соответствующие им методики обучения.

Действительно, исследования TIMSS показывают, что уровень знаний российских восьмиклассников и по математике, и по естествознанию стабильно выше среднего значения шкалы. А в 2007 и 2011гг. была зафиксирована явно выраженная положительная динамика, и наши ребята вошли в десятку лидеров. Принимая участие в программе PISA, 15- летние российские учащиеся, напротив, демонстрируют знания по математике, естествознанию и грамотности чтения стабильно ниже среднего для ОЭСР уровня. При этом тренд в сторону улучшения ситуации пока не просматривается.

Очевидно, что столь существенные различия в результатах российских подростков на данных международных тестированиях нельзя объяснить недостаточным финансированием образовательных учреждений, но их можно объяснить тем, что PISA и TIMSS проверяют разные компетенции учащихся.

В России процесс обучения обеспечивает школьников солидным запасом знаний по большому кругу учебных дисциплин. И в этом смысле качество российского образования остается одним из лучших в мире. Однако российские школьники не приобретают ни достаточных навыков для творческого переосмысления полученных предметных знаний, ни умений для их практического применения в реальной жизни. По-видимому, нужно менять существующие методики обучения, ориентируясь в том числе и на международные стандарты программы PISA, сделать их в большей степени ориентированными на практику, не утратив при этом присущую российской школе фундаментальность.

Список используемой литературы:

  1. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В.(2009). Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. М.: Сентябрь.

  2. Hanushek E., Woessman L.(2011). The Economics of International Differences in Educational Achievement//Handbook of the Economics of Education. Vol. 3// E. Hanushek, S.Machin, L. Woessmsnn(eds.). Amsterdam etc. Elsevier. P. 89-200.