logo
ChOKS_2014

Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.

Выполнила:Нусратуллина И.Ф.

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н, доцент

«Нынешнее время – это новая эпоха в развитии цивилизации, требующая для решения осознанных человечеством проблем движения к новой – альтернативной цивилизации, основанной на новой идеологии», – утверждает президент Международного союза экономистов Гавриил Попов в статье «О цивилизации ХХI века», опубликованной в журнале «Вопросы экономики». В статье анализируется природа кризисов на современном этапе развития цивилизации. По мнению автора, три основных подхода к реагированию на них — пассивность, модернизация и антиглобализация — правомерно заменить подходом, который можно назвать «новой цивилизацией».

В данной статье мы хотим провести краткий обзор того, как рассматриваются Гавриилом Поповым ключевые элементы этого нового подхода и вытекающие из него возможности для развития России в XXI в.

В конце ХХ века завершилась великая эпоха. С исторической сцены ушли государственно-бюрократический социализм, холодная война и угроза ядерной катастрофы с перспективой гибели всего человечества. Казалось бы, начался отсчет новой эпохи. Всех охватила эйфория. Но прошло уже два десятилетия, и что же мы видим? [1,94].

Да, опасность мировой ядерной войны отсутствует; жизнь миллионов людей улучшилась. Расширяются связи между странами, растет международная торговля, усиливается интеграция современного мира. Открылись границы, и люди в основном свободно перемещаются по планете [1,94].

Но подлинного спокойствия не пришло. В мире возникают и распространяются разнообразные кризисы. В них вовлекается все больше стран. Есть серьезные основания сделать честный вывод: новая эпоха оказалась эпохой кризисов. Каковы они? [1,94].

Первопричины кризисов начала ХХI века

Это, прежде всего, военные конфликты – в Иране, Афганистане, Югославии, ряде африканских стран. Активные боевые действия развернулись в Чечне. Вооруженные конфликты регулярно происходят в арабских странах.

На смену идеологическому конфликту либерализма и тоталитаризма пришли новые конфликты идей и взглядов: гендерные, религиозные, моральные, возрастные, бытовые.

Главная причина кризисов видится в самой постиндустриальной цивилизации, где каждый четвертый не имеет возможности работать и своим трудом обеспечивать себя и свою семью [3,78].

Но самыми разрушительными стали экономические кризисы. Научно-технический прогресс охватывает зоны, все более опасные для человека и человечества в целом: генная инженерия, модифицированные продукты питания, новые лекарственные средства и психотропные препараты [2,56].

Отметим еще один кризис: социальный. Фундамент цивилизации – парная семья – вырождается. Массовую популярность приобретает движение за жизнь без детей. Мужчины и женщины не считают нужным ради одного ребенка связывать себя узами брака на десятилетия [1, 95].

Как реагирует человечество на эти и другие, не названные здесь, кризисы? Действительно ли наступил конец истории? По мнению автора можно выделить четыре главных направления/стратегии такой реакции.

Первая стратегия состоит в том, что никаких особых мер не требуется, достаточно стандартных и традиционных решений и мер [1,96].

Вторая стратегия предполагает активное совершенствование нынешней системы, направленное на изменение структуры и прав международных организаций, ужесточение норм и санкций за их нарушения. Это направление можно назвать модернизационным.

Третья стратегия отвергает все варианты мер в рамках нынешнего постиндустриального общества. Ее сторонники видят выход в принципиально новых моделях общественного устройства. Исходная идея здесь – неприемлемость нынешнего постиндустриализма и предложения о замене его на новые варианты того же постиндустриализма.

Четвертую стратегию можно назвать антицивилизационной, или альтернативой нынешней постиндустриальной цивилизации. Суть ее в том, что отвергается не конкретная модель современной цивилизации, а она сама [1,96].

Этой четвертой стратегии реагирования на кризисы начала ХХI века и посвящена предлагаемая статья.

Главные идеологические постулаты нынешней цивилизации

Если не считать, что общей основой кризисов первой декады ХХI в. выступают отдельные дефекты нынешней цивилизации, а попытаться увидеть проблему в ней как таковой, то естественно начать анализ с главных, базисных постулатов, на которых основана современная цивилизация.

Первый постулат – о свободе как главной человеческой ценности. Свобода – неотъемлемая черта человека сознательного. Второй фундаментальный постулат нынешней цивилизации – о равенстве всех людей. Казалось бы, никаких сомнений в этом не может быть. Именно в отсутствии равенства – корень всех бед, причина войн, революций и прочих конфликтов. Стоит только добиться равенства рас, полов, народов, условий жизни и даже лиц с разным образованием, как путь к справедливому обществу будет открыт.

Идеологический постулат альтернативной цивилизации – признание неравенства людей, что позволит выделить все позитивное и все особенное: и то, что требует особого внимания, и то, что требует осторожности [1,97].

Почему вопрос о неравенстве внутри человеческой популяции стал сейчас таким важным? Потому что современной цивилизации нужны интеллигенция и ее творчество. А умственная деятельность связана с поиском особого, нового. Творчество – это неравенство, которое надо как можно раньше выявлять и поощрять [1,97].

Третий фундаментальный постулат современной цивилизации – об экономическом человеке. В соответствии с ним человек имеет и сознание, и волю, и нравственность, и мораль. Но главное – его потребности в еде и одежде. Он – человек экономический, человек потребляющий, человек-потребитель. Он стремится как можно больше или сразу потребить, или накопить запасы для будущего потребления. Именно такой человек создавал и развивал нынешнюю цивилизацию, в которой все подчинено интересам потребления.

Четвертый постулат нашей цивилизации – требование перемен. Должны изменяться потребление, расти численность населения, расширяться площадь освоенных территорий, увеличиваться число приверженцев отдельных религий или идеологий, а также стран и государств.

Об идеологии альтернативной цивилизации

Подводя итог, можно сказать, что есть все основания признать вполне актуальной не только перспективу радикальных изменений нашей цивилизации – в рамках или модернизации, или антиглобализации, но и перспективу принципиально новой цивилизации: Великой Альтернативы. Если рассматривать потенциальную альтернативу нынешней цивилизации, то, несомненно, она должна иметь другую идеологию. Иначе какая же это альтернатива?

Первый постулат новой идеологии и ее первая характеристика – разумность. Другими словами, главным действующим лицом будет не человек-потребитель, не экономический человек, а человек разумный.

Второй постулат альтернативной цивилизации – среди потребностей на первое место выходит развитие Интеллекта. Человек альтернативной цивилизации – человек интеллектуальный. В составе человеческой популяции главным становится слой, который в наибольшей степени обладает разумом, интеллектом, знаниями. В широком плане это интеллигенция.

Третий постулат новой цивилизации – признание неравенства людей и возведение его в систему. Мы имеем в виду неравенство всех видов – интеллектуальное, половое, генетическое, возрастное, расовое, религиозное, национальное и т. д. Признание неравенства позволит выделить все позитивное и все особенное: и то, что требует особого внимания, и то, что требует осторожности. Неравенство опирается на разумность и поэтому не может не быть справедливым. Каждый занимает свое место в соответствии с объективным показателем своего интеллекта [1,98].

Четвертым постулатом новой цивилизации станут терпимость, лояльность, толерантность. Толерантность, прежде всего, идейная, подразумевающая цивилизованное отношение к представителям других взглядов и других идейных платформ, а также ко всем неравенствам.

Пятый постулат альтернативной цивилизации – идея организации, то есть организованности и регулирования. На смену пассивному ожиданию, автоматизму, поиску разного рода «невидимых рук» (на рынке, в области охраны окружающей среды или климата), ожиданию «объективных» итогов развития придет идея необходимости созидательного, разумного вмешательства.

В то же время нельзя забывать трагический опыт прошлого, особенно опыт всех систем государственного социализма ХХ века в плане навязывания сверху организованности, командования и тотального контроля [1,99].