logo
ChOKS_2014

Рынок труда молодежи и его особенности

Ханова Л.Р.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: к.э.н., доцент Кабиров, Р.Ф.

Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая большим потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное совершенствование, одновременно имеет суженный спектр своей реализации.

Проблемы рынка труда молодежи являются составной долею социально-трудовой сферы, объединяющей безграничную область экономической теории и практики регулирования трудовых процессов демографии, социологии труда, вопросов предпринимательства и т.п. в современной экономике.

Рынок труда молодежи представляет собой определенную систему социально-экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемных работников нового поколения в связи с потребностью соединить способность к труду последних со средствами производства первых, достижения потребления рабочей силы молодежи в процессе производства ею материальных благ и услуг, создания потребительских стоимостей. В результате этого не только потребляется рабочая сила подростков, юношей и девушек, и создаются новые потребительские стоимости, но и изменяется качество совокупной рабочей силы, что способствует преодолению существующего конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми трудовыми отношениями.[2]

Рынок труда, представляет собой, систему общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и ВУЗов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, а также положение о том, что переход к рыночной экономике вызвал изменение качества труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры.[3] Для значимой доли населения раскрылись способности выразить свои, предпринимательские возможности.

Для динамичного развития общественного производства или для периода его радикального реформирования типичное возникновение в массовом масштабе принципиально новых рабочих мест, заполнение которых сдерживается отсутствием соответствующей профессионально подготовленной рабочей силы.

В связи с этим непосредственное отношение к качественным характеристикам рабочей силы имеет такая неотъемлемая доля социально-трудовой сферы как система общего и профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, рынок учебных услуг. Этот рынок в наибольшей степени сопряжен с рынком труда молодежи.

Степень несоответствия структуры рабочей силы и рабочих мест на рынке труда молодежи предопределяется, прежде всего, переменой труда и степенью координации системы общего и профессионального образования, призванной учесть ее требования, сравнительно конфигураций предписания рабочих мест и содержания соответственных профессий.

Почти все экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и в некоторой степени полезной. Речь в данном случае идет об импульсе принятия превентивных мер субъектами рынка труда по регулированию занятости. Вывод о неизбежности такой безработицы принуждает выработать систему мер социальной защиты и поддержки молодежи на рынке труда.[2]

Рынок труда молодежи, как и рынок труда в целом, - это сфера не столько противостояния бизнесменов и работников, сколько в современном толковании сфера социального партнерства, компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы сообразно предлогу критерий условий труда, режима занятости, цены труда и т.п.

В социальной структуре общества со времен перестройки появились качественно новые группы и новые тенденции ее изменения. Молодежь в разной степени принадлежит к каждой из социальных групп, как по своему социальному началу, так и социальному положению. Юноши и девушки различаются по материальным возможностям, интересам и системе ценностей, образу жизни. Принадлежность к разным социальным группам общества в значительной степени предопределяет особенности поведенческих предпочтений внутри рынка труда молодежи.[4]

Финансовая помощь семьи позволяет части выпускников школ очно продолжать свое обучение, а другой ее части при не поступлении в университеты готовиться к следующей попытке, находясь на попечении родителей.

Юноши и девушки, не имеющие достаточной финансовой помощи со стороны семьи, в своем большинстве вынуждены суживать сроки очного обучения и часто оказываются среди социально-незащищенной части населения. Они готовы на всякую, в том числе и низкооплачиваемую малоперспективную работу, что почти все из них предопределяет всю дальнейшую жизнь. То есть, молодых людей отличают разные стартовые условия по материальной обеспеченности семей, что во многом предопределяет мотивацию их поведения на рынке труда.[4]

В настоящее время характерно и существование относительно заметной группы молодых людей, отказывающихся как от продолжения учебы, так и от постоянной работы. Сюда относятся как проживающие на иждивении дети состоятельных родителей, так и молодые люди без специальности, потерявшие надежду в получение достойной работы и «перебивающиеся» случайными заработками.

Безусловно, молодежи свойственна относительно низкая конкурентоспособность. Обусловлено это недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков. Но у молодежи тоже есть свои положительные качества как способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию, энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению. Эти отличия молодежи существенно повышают степень ее конкурентоспособности и выживания в условиях радикальных реформ, возникновения рабочих мест, а также возникновения новых форм получения заработка, как, например, предпринимательский доход.[2]

В настоящее время выделены следующие основные проблемы, которые препятствуют согласованию интересов современной системы образования и рынка труда и которые характерны практически для всех российских регионов:

-низкий уровень материально-технической базы учебных заведений, что вызвано значительным недофинансированием системы образования, и что в свою очередь не позволяет готовить специалистов соответствующего уровня;

-недостаточно гибкое реагирование учреждений профессионального образования на требования рыночной конъюнктуры, в результате чего более половины специальностей по структуре и по своему характеру не соответствуют сложившемуся на рынке труда спросу;

-низкое качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования, которое не отвечает сегодняшним требованиям производства, что влечет за собой рост несбалансированности между структурой рабочих мест и образовательной, профессионально-квалификационной структурой работников;

-разрушение системы взаимодействия школа - профессиональное учебное заведение - предприятие, что создает ситуацию, когда большинство выпускников школ попадают на рынок труда без приобретенной специальности, что существенно снижает их конкурентоспособность.[5]

Я думаю, чтоб преодолеть эти проблемы нужно, чтобы система профессионального образования более гибко реагировала на потребности рынка труда, нужно содействие работодателей, прежде всего в создании материальной базы. Также необходима интеграция образовательных учреждений с органами городской власти, региональными центрами профориентации и службами занятости. Созданная система социального партнерства между образовательными учреждениями, работодателями и службами занятости должна быть ориентировано, нацелена на подготовку квалифицированных кадров и реализацию кадровой политики, ориентированной на выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Список используемой литературы:

1.Голубченко А. Безработица и кризис [Текст] / А.Голубченко// Финансовый контроль. -2009.- №4. С.1-3

2.Калибеков Д. Современные проблемы молодежи [Текст] Д.Калибеков //Вопросы экономики.-2008.- №8.C.13-15

3. Косалс Л.Я. Рыночные реформы глазами разных поколений [Текст]/ Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина, Ю.А. Симагин // Мировая экономика и международные отношения. -2006. -№7.С.5

4.Лещинская Г. Молодежный рынок труда[Текст]/Г.Лещинская // Экономист.-2006.-№8.C.8

5.Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст] /В.А.Павленко.-М.:МГУ,2008.-368