logo
ChOKS_2014

Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел

Т.С. Новикова

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

По результатам ряда исследований, через процесс адаптации к работе в органах внутренних дел прошли 84% опрошенных сотрудников и 16% - вторичную адаптацию. На процесс их адаптации влияют две группы факторов:

1) объективные внешние факторы, среди которых можно выделить условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и так далее;

2) субъективные внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями работников [1]

Действие объективного фактора определяется временем адаптации и радикальностью изменений в каждом объекте. Трудовая адаптация происходит при изменении содержания деятельности, но иногда становится невозможной.

Наиболее значимыми для адаптации субъективными факторами являются:

1) исходный уровень знаний, умений и навыков. Чем шире умения и навыки, тем быстрее происходит процесс профессиональной адаптации;

2) определенное мотивированное отношение к деятельностным мотивам, ускоряющим процесс адаптации. Сюда можно отнести интерес к правоохранительной деятельности; чувство долга; стремление к профессиональному и личностному росту у сотрудников милиции;

3) индивидуально-психологические свойства личности. Ригидность препятствует адаптации, а пластичность облегчает этот процесс.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела используются определенные количественные показатели, характеризующие отдельные ее стороны:

1) объективные показатели - уровень и стабильность количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, отсутствие нарушений в ритме работы, профессиональная устойчивость, квалификация, уровень трудовой дисциплины);

2) субъективные показатели - уровень удовлетворенности профессией, условиями труда, коллективом и т.д.

Проанализировав различные точки зрения, можно сказать, что производственная адаптация включает в себя следующие аспекты:

1) административно-правовой, который предполагает овладение знаниями о целях и функциях управления;

2) социально-экономический, состоящий в адаптации к экономическим условиям и работе;

3) управленческий, который связан со становлением работника и субъекта управления и включением сотрудника в управление;

4) рекреационный аспект, означающий адаптацию к быту в коллективе.

Таким образом, успешность адаптации зависит от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел. Чем сложнее производственная среда, чем больше ее отличие от привычной среды, чем больше связано с ней изменений, тем труднее происходит процесс адаптации.

Процесс социально-психологической адаптации влияет на личностные и психофизиологические особенности сотрудников. Процесс социально-психологической адаптации способствует личностному развитию при следующих условиях: при развитых ценностных ориентациях сотрудника: гибкости мышления, эмоционально-волевой устойчивости; развитых профессионально важных качествах сотрудника ОВД, а также при эффективной работе системы профессионального психологического отбора сотрудников.

Среднестатистический показатель социально-психологической адаптации составляет пять месяцев (для подразделений, проходящих службу в обычном режиме) и четыре месяца (для проходящих службу в усиленном режиме).

Для успешной адаптации вновь прибывших сотрудников в системе органов внутренних дел проводится организованная работа. На первых двух этапах адаптации для проведения этой работы требуются согласованные, скоординированные действия всех ответственных участников, управляющих данным процессом. Ведущая роль отводится начальнику ОВД и его заместителям.

На первом этапе работа по адаптации молодых сотрудников в подразделениях ОВД заключается в решении следующих задач:

1) тщательно изучить мотивацию поступления конкретного кандидата на службу, его семейное и бытовое окружение, мировоззрение;

2) сотрудникам отделов комплектования подразделений ОВД провести работу с курсантами ведомственных вузов, - теми, что являются собственно «ресурсом» потенциальных кандидатов, - в плане ориентирования их для службы на конкретной должности;

3) предварительно изучить кандидатов, провести их психологическое исследование перед принятием на службу, а также выработать рекомендации по целесообразному использованию отобранных кандидатов в соответствии с их субъективными особенностями. [2; с. 51-56]

На втором этапе работа с молодыми сотрудниками на предмет их адаптации включает в себя следующие компоненты:

1) во время испытательного срока осуществлять глубокое изучение индивидуально-личностных особенностей с использованием методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, степень адаптации к службе, конфликтности и других важных характеристик личности вновь принятого сотрудника (стажера);

2) психологическое обследование молодых специалистов (стажеров) проводить не менее двух раз за период стажировки, на основе полученных результатов психолог готовит рекомендации по индивидуально-воспитательной работе для командиров подразделений и наставников. По окончании испытательного срока начальники служб, наставники предоставляют аттестационной комиссии отчет о работе сотрудника. [3; с.21-24].;

3) проводить наблюдения за деятельностью и поведением стажера в служебной и бытовой обстановке, при выявлении у стажера каких-либо отклонений в поведении, в адаптации к оперативно-служебной деятельности, негативных черт характера ставить в известность психолога подразделения;

4) вести работу с молодыми сотрудниками, прослужившими в системе ОВД от 1 до 3 лет, в целях выяснения их адаптации в коллективе, к условиям службы. Собранные сведения являются важной информацией для обоснования в дальнейшем личности каждого сотрудника, о степени их адаптации к службе, позволяют планировать организацию служебной деятельности, оказать помощь в становлении профессиональных навыков у молодых сотрудников, выявить элементы дезадаптации сотрудника и оказать своевременную коррекционную помощь.

Для совершенствования системы управления процессом профессиональной адаптации молодых сотрудников в подразделениях целесообразно создавать координационный орган по работе с молодыми сотрудниками. Таким координирующим органом может стать совет наставников в подразделении. Институт наставничества мог бы сыграть большую положительную роль в процессе адаптации вновь прибывшего сотрудника органов внутренних дел при условии повсеместной, стабильной и контролируемой работы. Т.е. на всех указанных этапах целесообразно, проводить периодический контроль (проверку) удовлетворенности сотрудника всеми сферами его профессиональной деятельности.

И, конечно, огромную роль в создании условий для благоприятного процесса адаптации новых сотрудников органов внутренних дел играет руководство подразделения. Именно в их прерогативе урегулирование конфликтов на уровне подразделения, т.е. той профессиональной и личностной микросреды, в которой находится новый сотрудник. Не вызывает сомнений тот факт, что атмосфера в подразделении зависит от его руководителя, и выбранная им стратегия поведения может послужить как урегулированию возникшего противоречия, так и принятию конфликтом деструктивного характера. [4]

Таким образом, исходя из изложенного материала, можно сделать следующие краткие выводы.

На процесс адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные. Среди первых ведущее место занимают условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и т.д. Вторые связаны с индивидуальными особенностями сотрудников, а именно: теоретическая и физическая подготовка, уровень коммуникативных качеств, уровень самооценки. Т.е. процесс адаптации проходит в зависимости от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел.

Для успешной адаптации в органах внутренних дел ведется поэтапная работа (соответствующая этапам адаптации): изучение контингента перспективных кандидатов в вузе, исследование психологом с целью выявления причин выбора сферы деятельности и психологической устойчивости и коммуникабельности - в первое время работы в органах внутренних дел; наблюдение за стажирующимися сотрудниками; помощь в закреплении и совершенствовании полученных знаний, умений и навыков в процессе службы.

Решение этих задач входит в профессиональную компетенцию работников кадрового аппарата и отделов по работе с личным составом, специалистов центров психодиагностики, практических психологов ОВД.

Список используемой литературы:

  1. Хлудова, О.В.. Психологические особенности профессионального роста личности (на примере сотрудников органов внутренних дел) [Электронный ресурс] : учебное пособие/ О.В. Хлудова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - Режим доступа: http://учебники-бесплатно.рф

  2. Колмакова Л. А. Проблемы профессионального психологического отбора и сопровождения сотрудников органов внутренних дел [Текст] / Л.А. Колмакова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 2. - С. 51-56.

  3. Ксенофонтов А.М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности [Текст] А.М. Ксенофонтов / // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2009. - № 3. - С. 21-24

  4. Казак Т.В. Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел [Электронный ресурс] / Т.В. Казак. - Тверь, 2012.. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya.