Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
Майбасова З.Т.
Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы
Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент
В современных социально-экономических реалиях важная роль отводится экономическому образованию в общеобразовательной школе, которое в свою очередь должно быть нацелено на формирование экономического мышления, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Нынешняя система школьного экономического образования насчитывает свое существование уже чуть больше 20 лет, накоплен большой опыт преподавания экономических дисциплин в школе, но вместе с тем существуют и проблемы в преподавании этих дисциплин.
Чаще всего школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования обучающихся, согласно с имеющимися возможностями: материальными, кадровыми и другими. Следовательно, процесс обучения экономики в различных общеобразовательных школах предполагает набор различных программ, но ставящие перед собой единые цели экономического просвещения:
- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных ситуациях;
- социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в России и мировом сообществе;
- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы;
- воспитание гражданской ответственности, формирование
гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся, и другое [5]. Как говорил еще Адам Смит, «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом [3].
Таким образом, видно, что экономическое образование - это процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, усвоение знаний, навыков, умений. Школьное экономическое образование (воспитание, грамотность) - это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности [4].
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению изучения экономики как отдельного предмета в непрофильных школах, что снижает общий уровень экономической грамотности школьников. Во многих школах предмет «Экономика» не является обязательным. Поэтому экономика в основном изучается в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, или как элективный и факультативный курс. Однако существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов для общеобразовательных профильных школ.
В 2009 году в России была принята Концепция «Национальной программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», впоследствии были разработаны и приняты различные молодежные и школьные программы повышения финансовой грамотности, эффект от которых ожидается в ближайшее время. Таким образом, это является своеобразным способом заложить основы экономических знаний подрастающему поколению. Также можно предположить, что экономическое образование может осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе и в различных формах (курсы, факультативы, дополнительное образование и т.д.). Обучение экономики в школе можно разделить на три ступени.
Первая ступень: знакомство с экономической наукой в 1-6 классах в качестве факультативов и в рамках других предметов, так как экономика смежная наука и тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение которых ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Здесь можно активно использовать сказки.
Вторая ступень - это общее экономическое образование (5-11-е классы), которое включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо обучение основам предпринимательства. В среднем школьном звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. На данном этапе важно учитывать психологические особенности подросткового возраста: преподавание экономики осуществляется через самоутверждение ребенка. В 9-10-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе – предпрофессиональная специализация.
Третья ступень является обязательной в профессиональных образовательных организациях (лицеях, колледжах и т.д.). В непрофильных средних общеобразовательных школах экономика изучается в 10-11-х классах, либо может быть введена как факультатив.
Однако, как уже говорилось ранее, в большинстве современных школ экономика изучается только в рамках социально-гуманитарных дисциплин (например, отдельная глава в курсе обществознания), что, несомненно, усложняет процесс формирования экономической грамотности у населения [2].
Современное экономическое просвещение требует решения следующих проблем:
1- системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения;
2- нехватки количества часов экономики (экономического блока в курсе «Обществознания» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» оказывается незначительным);
3- низкого уровня экономической компетентности педагогов (к примеру, у учителей обществознания возникают сложности при реализации практико-ориентированного подхода к изучению предмета и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию (модуль по экономике));
4- старения кадров из-за низкого притока молодых специалистов и снижения мотивации к преподаванию в среде уже работающих учителей;
5- неэффективности междисциплинарных связей при отсутствии отдельного курса экономики, так как уровень подготовки учителей обществознания, математики, истории, технологии, русск ого языка и литературы, иностранного языка, географии и т.д. в экономической сфере недостаточно высок;
6- малого количества методических разработок по обучению экономики, применимых в школе (либо новых технологий и методов обучения).
Таким образом, мы наблюдаем, что современной системе школьного экономического образования требуется целый комплекс нововведений, которые в условиях ограниченных ресурсов могут способствовать повышению экономической грамотности обучающихся. К ним относятся инновации: технологического характера - новые образовательные технологии; методические –преобразованные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров; педагогические – новые методы, приемы и средства преподавания и обучения; организационные – новые организационные структуры и институциональные формы. В связи с этим ведется активная работа по привлечению партнерских структур на основе технологии образовательного аутсорсинга. Мотивированно это тем, что повышение качества экономического образования наталкивается на ряд уже вышеизложенных проблем в сфере практической экономической деятельности. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить информационную базу учителя. Для этого в регионах России уже ведется работа по данному направлению: имеются партнерские структуры, постоянно участвующие в открытых образовательных мероприятиях; социальное партнерство с отдельными представителями предпринимательства, которое постепенно «перерастает» в образовательный аутсорсинг; в число образовательных аутсорсеров входят и выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками; волонтерское движение в сфере финансового просвещения, которое теперь объединяет не только учителей и преподавателей вузов, но и студентов экономических специальностей образовательных организаций высшего образования. Однако необходимо отметить, что подобные программы по повышению экономической (финансовой) грамотности ведется не во всех регионах Российской Федерации. В идеальном варианте организации экономического образования населения, в частности детей и молодежи, должны объединять и финансовое образование на базе школьного курса экономики, и финансовое просвещение, и информационно-образовательные проекты социальных партнеров, так как продуктивное формирование экономических (финансовых) компетенций возможно лишь в результате интеграции всех образовательных, информационных и просветительских практик. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует связь школьных программ и специализированных программ экономического просвещения, что отрицательно сказывается на эффективности формирования экономической культуры школьников. А формирование экономического поведения подрастающего поколения является главной задачей школы, причем на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и профессиональных участников финансового рынка.
Современные образовательные технологии также являются дополнительными помощниками в решении проблем преподавания экономики в школе. Система базового экономического образования должна реализовываться через технологии, которые: позволяют облегчить понимание основных экономических понятий на основе большого количества фактов и примеров; предоставляют педагогу возможность помочь обучающимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; формируют у обучающихся способ мышления построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании; позволяют школьникам применять знания, умения и навыки в практической жизни, что является непосредственным проявлением экономической грамотности.
Сегодня система образования характеризуется применением таких технологий как:
– развивающего обучения и проблемного обучения;
– разноуровневого обучения (дифференцированного);
– коллективной системы обучения (КСО);
– технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ);
– исследовательских методов в обучении, проектных методов обучения;
– технологии «дебаты»;
– технологии модульного и блочно-модульного обучения;
– лекционно-семинарско-зачетной системы обучения;
– технологии развития «критического мышления»;
– использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
– информационно-коммуникационных технологий;
– здоровьесберегающих технологий;
– системы инновационной оценки «портфолио»;
– технологии дистанционного обучения [1].
Применение данных технологий в системе позволяет педагогам наиболее успешно преподавать экономику, реализуя главные задачи обучения. Дидактически рациональным является применение комплексного подхода методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» обучающихся экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. Активные формы обучения не только повышают интерес к предмету, создавая своеобразие уроков, но и позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. К примеру, деловые игры, школьные компании приближают школьников к реальной жизни, где от них требуется решение экономических вопросов, позволяют получить опыт в предпринимательской деятельности и т.д. Также успешным в преподавании экономики является интегрированный подход к преподаванию предмета, осуществляемый через межпредметные связи. Практически весь материал программы экономического образования школьникам в какой-то степени знаком из курсов истории, географии, обществознания, из выпусков новостей и из жизненного опыта. Задача учителя – систематизировать и структурировать эти знания и показать возможность их практического использования.
Таким образом, мы наблюдаем важность экономического просвещения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день существует достаточно нерешенных проблем в области экономического образования, которые необходимо решить как на государственном уровне, так и на уровне школы с помощью целого ряда нововведений. К примеру, новые образовательные технологии, которые являются одним из доступных и эффективных способов формирования экономической грамотности школьников.
Список используемой литературы:
1. Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.
2. Моисеева Н.Ф.Сказки как средство экономического воспитания [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Н.Ф. Моисеева. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Абакан, 1999.
3. Коваленко Ю.А. Значение экономической грамотности в современном обществе [Электронный ресурс] //Экономические науки раздела Научные статьи модуля Каталог научных работ: [сайт]: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-145 (Дата обращения 19.01.2014г.)
4. Концепция «Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля» [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Медынской; Режим доступа http://school373spb112.narod.ru/ekconc.html. - Дата обращения 18.03.2014г.
5. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] / под ред. Л.Э. Бермана; Режим доступа http://vmoisto.narod.ru/ber.htm. - Дата обращения 20.03.2014г.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.