logo
ChOKS_2014

Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости

З.А. Галлямова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Дмитриева О.В. , преподаватель кафедры прикладной психологии и девиантологии

Одной из центральных задач в психологии и педагогике является проблема школьная неуспеваемость. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. [4, с. 56]

Этой проблемой занимались как отечественные психологи и педагоги (А.Р. Лурия, М.Н. Данилов, Т.А. Власов, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, В. И. Зынова, М.С. Певзнер, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, Н.А. Менчинская и др.) так и зарубежные авторы (Федорко, Аллан, Хольцман, Ирвуд, Сильвер, Холт, Монтанари, Кейзер, Лимбман, Монтанари, Боронска, Уэлсби и др.). [2, с. 200]

Существуют разные способы справиться со школьной неуспеваемостью (дополнительные занятия, социоигра, школьная интервенция и т.д.), но наиболее эффективным, на наш взгляд, является арт-терапия, так как ее формы и методы работы подходят абсолютно каждому и не требует от него особой подготовки.

Термин арт-терапия был введен Адрианом Хилом в 1938 году при обозначении разных форм клинической практики [7, с.36]

Арт-терапия это способ и технология реабилитации лиц средством искусства и художественной деятельности. [6, с. 246] К средствам искусства относятся: живопись, танцы, музыка, литературные произведения и др.

В основе современного определения арт-терапии лежат понятия коммуникации, экспрессии, символизации, с действиями которых и связано художественное творчество [5, с. 24]

Суть методики основывается на том, что внутренние процессы находят отражение в зрительных образах и символах, когда человек спонтанно рисует, лепит или пишет. Эти образы могут отражать страхи, конфликты, детские воспоминания и сновидения. У ребенка нередко возникают сложности при словесном описании этих процессов, поэтому невербальные средства помогают при выражении и прояснении сильных переживаний.

Сейчас арт-терапия начинает приобретать педагогический характер и может выполнять психогигиенические, профилактические и коррекционные функции.

Исследование, проведенное Л.Д. Лебедевой [3, с. 32], показало, что арт-терапевтические занятия позволяют решить ряд педагогических задач:

В связи с этим можно говорить о профилактике неуспеваемости, причины которой, кроются во внешних и внутренних факторах. К внешним факторам относят: несовершенство организации учебного процесса; отрицательное влияние друзей, семьи, социальной среды. К внутренним факторам: дефекты здоровья школьника; психолого-педагогические элементы поведения; низкое развитие интеллекта; отсутствие устойчивой положительной мотивации учения; слабое развитие волевой сферы.

Так же психолог Н.И. Мурачковский выделяет три типа неуспевающих школьников: [4, с. 246]

  1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

  2. высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

  3. низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Данная типология позволяет оказать группам обучающихся, дифференцированную помощь.

В школьниках первого типа, которые старательно и добросовестно выполняют все задания, необходимо формировать приемы познавательной деятельности. Но так же важно не оттолкнуть их от учения и поощрять их интерес. Арт-терапия для таких детей поможет снизить уровень стресса, повысить самооценку и тем самым закрепить познавательную мотивацию.

Школьники второго типа не желают учиться и посещать школу, причинами этого могут быть как различные конфликты, так и низкая самооценка вследствие низкого уровня притязаний. В этом случаи игровые и творческие методы способны повысить самооценку, уладить конфликты, выявить лидерские качества и тем самым сформировать положительное отношение к учебе.

Третий тип формируется из двух предыдущих. Школьные нагрузки, стычки с преподавателями и учениками, семейные проблемы, личные неудачи оказывают на личность ученика тяжелые последствия. У этих учеников необходимо выявить сильные стороны и научить их правильно применять, в совокупности с повышением самооценки можно будет достичь положительной мотивации к учению.

В арт-терапии есть свои формы работы, в данный момент можно выделить групповую и индивидуальную форму. В образовательной деятельности лучше отдавать предпочтения групповой терапии, так как можно работать сразу с большим кругом детей и развивать их коммуникативные навыки, а при необходимости прибегать к индивидуальной терапии.

Можно подвести итог. Творческое спонтанное самовыражение обладает целительной силой не только при решении внутриличностных конфликтов и детских переживаний, но так же может успешно справиться с трудностями, с которыми дети сталкиваются при обучении. Арт-терапия способна развить ценные социальные навыки, позволяет наблюдать за результатами своих действия и их влиянием на окружающих, дает возможность осваивать новые роли, повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности, развивает навыки принятия решений. В групповой терапии возможно оказание поддержки другими ее членами, а так же решение обще-групповых проблем.

Список использованной литературы:

  1. А.М. Гельмонт. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.

  2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: «Когито-Центр», 2010. - 200 с.

  3. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 32 с

  4. Н.А. Менчинская. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. – С.240.

  5. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000. – С.24.

  6. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб.: Питер, 1999. – С.246.

  7. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999. – С. 384.