logo
ChOKS_2014

Экономика приемной семьи

А.Я/. Ахметова, (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», г.Уфа)

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством) [1].

В течение последнего десятилетия практика передачи де­тей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде созда­ния детских домов семейного типа, в том числе на основе крес­тьянских хозяйств. В конце 80-х - начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по соб­ственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей" - это форма устройства де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желаю­щими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспита­ние, которому законом отдается безусловное предпочтение [2].

Приёмная семья как форма семейного устройства имеет ряд преимуществ по сравнению с передачей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения на полное государственное обеспечение. Среди них: экономичность, открытость для контроля и помощи специалистов, сотрудничество, благоприятные условия. Несмотря на то, что приёмная семья провозглашена Президентом РФ и Правительством РФ приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её развитие сдерживается рядом социально-экономических факторов.

Во-первых, в течение более девяноста лет в нашей стране действовала система интернатного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой был выработан устойчивый, хорошо отлаженный механизм её финансирования через различные министерства и ведомства. Вместе с тем появление приёмных семей вызывает необходимость разработки и создания нового механизма их финансирования, что влечёт за собой дополнительные трудности и проблемы. С одной стороны, согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», экономическое сопровождение процедуры жизнеустройства сирот передано на уровень субъектов Российской Федерации. С другой стороны, финансирование детей, оставшихся без попечения родителей, и проживающих в учреждениях интернатного типа, осуществляется из областного бюджета, в то время как финансирование детей, воспитывающихся в замещающих семьях (приёмных, патронатных, семейных воспитательных группах), – из муниципального. В связи с этим данная статья расходов ложиться дополнительным бременем на бюджет муниципального образования, и без того дефицитный, и препятствует активному развитию семейных форм устройства сирот.

Вместе с тем экономичность приёмных семей над институциональной системой очевидна, поскольку затраты на содержание одного ребёнка в детском доме составляют примерно около 120 тыс. рублей в год, в то время как приёмным родителям выплачивают в среднем 72 тыс. рублей. Если учесть, что в настоящее время в России около 55 тыс. детских домов, то лишь на непосредственное содержание детей расходуется порядка 6,6 млрд. рублей. Фактические расходы на содержание одного ребёнка в год в школе-интернате – 90,5 тыс. рублей или 248 рублей в день. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 [4] материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитывается на основании данных Госкомстата России по ценам, сложившимся в среднем в Российской Федерации на момент выхода Письма Федерального агентства «О материальном обеспечении детей-сирот» [3] и включают нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарём, единовременным пособием при выпуске из интернатного учреждения; приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; оплату проезда на городском и пригородном транспорте. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.

Государственные затраты только на удовлетворение витальных потребностей одного ребёнка составляют 84029 руб., а при его выпуске из интернатного учреждения с учётом дополнительных расходов составляют 143366 руб. Кроме того, в рамках развития процессов деинституализации необходимо внедрять технологии поддержки и сопровождения семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводить комплексные мероприятия, направленные на сохранение ребёнка в родной семье, оказывать ей необходимую социальную помощь, вводить службы сопровождения неблагополучных семей. Помимо прочего, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на:

1) социальную пенсию по случаю потери кормильца, получаемую до достижения 18 лет, а обучающиеся по очной форме до окончания обучения, но не более, чем до 23 лет;

2) трудовую пенсию по случаю потери кормильца, выплачиваемую до достижения 18 лет, а обучающимся по очной форме до окончания обучения, но не более, чем до 23 лет, размер которой зависит от продолжительности стажа и величины заработка умершего родителя;

3) единовременное денежное пособие в размере 500 руб. при выпуске из интерантного учреждения;

4) бесплатное образование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования без взимания платы при условии успешной сдачи вступительных испытаний;

5) стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении;

6) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;

7) заработную плату в размере 100 %, начисленную в период производственного обучения и производственной практики;

8) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности, на внутрирайонном транспорте, а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

9) пособие по безработице, выплачиваемое в течение полугода в размере средней заработной платы в конкретном субъекте РФ (в ред. Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 № 70);

10) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;

11) бесплатные путёвки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;

12) жилое помещение, предоставляемое органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди и не ниже установленных социальных норм. Указанные расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ, производятся за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счёт государственных внебюджетных фондов и других, не запрещённых законом источников.

Таким образом, при крайне низкой мотивации к усыновлению сирот соотечественниками приёмная семья как профессиональный вид родительской заботы должна активно внедряться в регионах. Поскольку именно приёмная семья нацелена на сохранение и поддержку ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций М., 1998 С. 242-248, 267-318. 

2.Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800 // Бюллетень Государственного комитета по образованию СССР. 1990. № 2; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1302.

3.Письмо Федерального агентства по образованию «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 февраля 2007 г. N 10-54-1279/10-05(Д). Дата обращения 11.11.2010. URL: http://www. businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_120622.htm;

Письмо Федерального агентства по образованию «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 25 января 2008 г. N 10-55-328/10-05 (Д). Дата обращения 27.01.2014. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID; 

Письмо Федерального агентства по образованию «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 января 2009 г. N 10-ФАО-17/10-01 (Д). Дата обращения 27.01.2014. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID.

4. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Дата обращения 27.01.2014. URL: http://www.businesspravo.ru