logo
ChOKS_2014

Искусство на телевидении

И.В. Кириллова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Научный руководитель: Вейнмейстер А.В., канд. филос. наук, доцент

Проблема освещения искусства на телевидение в эпоху информационных технологий является весьма актуальной. Данная статья посвящена рассмотрению искусства, воспринимаемого глазами телезрителя, описанию того, каким образом искусство представлено на экранах телевизоров.

Телевидение сегодня является одним из главных источников информации о культуре, основой в формировании современной культуры, поскольку является одним из наиболее массовых средств распространения информации. Телевидение является доступным информативным центром почти для любого человека. Значительное развитие телевидения в последнее время вызвало необходимость исследовать его влияние на людей. Среди факторов отрицательного воздействия были названы следующие: насаждение стереотипов восприятия, мышления и поведения, лишение его фантазии, самостоятельной творческой позиции; сокращение межличностного общения в семье, с друзьями; снижение интереса детей и подростков к чтению. Среди факторов положительного воздействия можно назвать такие, как расширение кругозора людей, доступность получения информации из любой точки земного шара.

Телевидение само является искусством. Его можно отнести к искусству «экранного синтеза». Телевидение в состоянии «вобрать» в себя все остальные виды искусств и придать им дополнительный объем, дополнительное звучание.

Используя новые технические средства выразительности телевидения, массовая культура «создала новую эстетику, небывало широкую по своей палитре. Новые представления, новые нормы поведения, нормы жизни благодаря технологии производства продуктов культуры, давшей в руки создателей огромный набор средств психологического воздействия, внедрялись в общественное сознание более эффективно, нежели образы традиционной, лимитированной в средствах, не технизированной культуры…» [1, c. 3]

Если ссылаться на слова знаменитого искусствоведа И.Тэна, написавшего «Философия искусства», то можно сказать, что искусство уже искажено в его истоках. «Искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник, а истинный художник видит в них лишь их типические, характерные черты; эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою» [2]. Тогда можно сделать вывод, что искусство, искаженное в самом начале, становиться более искаженным уже на телевидении.

Одной из главной функции телевидения является культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки. Культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

23 февраля 2014 года благодаря способности телевидения создавать иллюзию присутствия, предоставлять возможность одновременно переживать одно и то же событие, миллиарда телезрителей наблюдали церемонию открытия XXII Олимпийских зимних игр - важнейшее событие в мире культуры. Тематической основой захватывающего шоу стали культура и искусство России разных исторических периодов. Таким образом, благодаря номеру, посвященному русской живописи, весь мир познал её самобытность. Русская музыка была раскрыта благодаря исполнению Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова пианистом Денисом Мацуевым (шоу -из 62 кружащихся роялей). Одним из украшений церемонии закрытия стало знакомство зрителей с русской литературой мирового значения (на сцене гигантские портреты писателей и актеры, загримированные под русских писателей). Самым массовым и зрелищным, бесспорно стал цирковой номер. Цирк является одним из ярких проявлений отечественного искусства. Использовалась музыка Шостаковича (вальс №2 из сюиты для джазового оркестра), Прокофьева (вальс из балета «Золушка»). Олимпиада в России показала, насколько роль культуры может оказаться велика. Ведь без культурной истории, история страны не могла бы существовать в полной мере. Благодаря таким грандиозным и мировым событиями, в первую очередь, благодаря телевидению человек может «постигать» искусство, не выходя из дома. Телевидение даже может стать «вдохновением» для познания нового в искусстве и расширение представления о уже известных ему фактах.

Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства спрекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства.

Еще одной функцией телевидения можно считать образовательную. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование. Примером может служить цикл передач на канале «Культура» под названием «Академия», в которой крупнейшие ученые современности обращаются к широкой аудитории с целью привлечь внимания к науке, культуре и искусству.

Просветительские цели деятельности СМИ зачастую уступают место развлекательности, что особенно характерно для наиболее популярных медиаканалов – радио и телевидения. Культурные явления и процессы представляются и оцениваются нередко малопрофессионально.Солод О.В. в своем сообщении о докладе А.С. Запесоцкого «СМИ как фактор трансформации российской культуры» указал, что «руководители основных федеральных «кнопок» дружно утверждают, что задача массового телевидения – лишь информировать и развлекать, напрочь отрицая его воспитательную функцию» [3, с.102]. «Для развития культурных ценностей телевидение ограничивается простым перечислением и линейным показом того, что само по себе заслуживает необычного ракурса оценки. Во всем многообразии телепрограмм отыскать информацию, на должном уровне освещающую проблемы культуры и искусства, рядовому зрителю чрезвычайно сложно»[4, c. 79].

Если рассмотреть проблему освещения вопросов культуры и искусства на телевидении шире, чем просто в рамках тематических передач, то окажется, что практически любой аудиовизуальный фрагмент служит источником знаний о культурных ценностях и их носителем, но совсем недостаточно воспроизводить его в линейном показе. Ведь, чтобы оценить представляемый объект, недостаточно написать текст. В первую очередь должно быть сопровождение в форме аудио и видео проектирования. Такие действия повысят эффективность от воспринимаемой информации о предмете и позволит привлечь внимание к проблемам искусства. Любое произведение искусства может стать доступным для миллионов людей с помощью техники. Таковыми являются прямые трансляции концертов, балетов, кинопремий. В этом случае при приложении малейших усилий человек получает достаточно информативный поток знания.

Проблема передачи современного искусства широкой публика средствами телевидения широко обсуждается и является темой цикла лекций «Искусство передачи искусства», которые проводятся в малом зале Государственного центра современного искусства в Москве.

Передачи об искусстве на телевидение занимают не самую высокую ступень. Общественные массы в большей степени приобщаются к передачам массовой культуры, чем элитарной. Но сейчас программа государства в сфере культуры направлена на развитие человека духовно и физически, поэтому на телевидение появление культурно-просветительских каналов не случайно. Если раньше культура обращалась к духовным ценностям, доступным только тем, кто относился к высшим классам, то сейчас, благодаря телевидению, эти ценности становятся доступными любому человеку.

Одним из главных представителей искусства на телевидение по праву можно считать канал «Россия-Культура». Канал транслирует большое количество программ над которыми работают лучшие специалисты в тех или иных областях культуры и науки. В эфире этого телеканала постоянно показывают балетные программы, оперы, мюзиклы, театральные постановки, культурно-аналитические программы с актерами театра и кино, оперы и балет и с известными деятелями культуры, которые рассуждают об искусстве, проявлении его в жизни и пути его продвижения в массы. Такой вид знания об искусстве позволяет человеку, не владеющему искусствоведческим образованием, разбираться не только в основах искусства, но и говорить «о высоком» с научной и обоснованной точки зрения, давая возможность ссылаться на «знатоков» искусства.

Проблема состоит в том, чтобы просмотр канала «Культура» был добровольным, осознанным выбором человека. А для этого нужно формировать такого типа человека, который будет смотреть канал «Культура», а не «СТС», например. Боюсь, что у канала «Культура» поклонников меньше. В данный момент возникает необходимость во всестороннем развитии личности, которое подразумевает не только предметы гуманитарного цикла, но и привитие общечеловеческих ценностей и идеалов. Это поможет обогащению политической, нравственной, эстетической культуры личности. Факторами, оказывающими наиболее сильное влияние на формирование и становление личности, является, безусловно, в первую очередь культура. А поскольку живем мы в веке информационных технологий, тот нельзя не учитывать влияние средств массовой информации и в первую очередь телевидения.

Таким образом, телевидение является сильным рычагом управления в искусстве и позволяет влиять на мнение людей о нем.Оно мотивируют человека на посещение культурных или светских мероприятий. Учитывая стиль и ритм жизни среднестатистического человека, в какой-то мере мало интересующегося культурным происходящим в мире, которому не хватает времени на посещения театра, музея, балета, телевидение является неотъемлемой частью повседневного быта человека, становиться единственным способом культурного обогащения, познания и саморазвития в области культуры.

Список используемой литературы:

  1. Михель Г. Искусство массам // Аналитика культурологи.-2008.-№12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grani.agni-age.net/articles8/3613.htm

  2. Тэн, И. Философия искусства / под общ.ред. А.М. Микиши; вступ. ст. П.С. Гуревича. - М.: Республика, 1996. - 351 с.

  3. Солод О.В. Сиди и смотри?//СМИ как фактор трансформации российской культуры: научный доклад А.С.Запесоцкого и материалы дискуссий.- СПб.: СПбГУП, 2010.-360 с.

  4. Дьяковая Т. А. Искусство и СМИ // Искусство и СМИ. Сборник научных трудов. [Под ред. Т.А. Дьяковой]. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2012 – 188 с.

ЧЕЛОВЕК И МИР В НАРОДНОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЕ

А.А. Конников

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Карпова О.М,

преподаватель русского языка и литературы

Национальное своеобразие культуры каждого народа живет и в одежде, и в кухне, и особенно в манере понимать вещи, проявляющейся и в формах комизма. В комическом сочетаются национальное и общечеловеческое (одни и те же явления осмеивают разные народы).

Многообразие оттенков смеха (карнавальный смех, юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур) отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Каждый оттенок смеха богат нюансами. Смех – подобие жизни (гармония, возникающая вопреки хаосу). Смех всегда есть смех над хаосом во имя гармонии, он – гармонизация хаоса. Смех – это радость вопреки злу и часто по поводу зла во имя его ниспровержения. Жизнь – созидание второй природы (живой), смех – созидание второго бытия (вымышленного, мира духовной гармонии, вносящий организацию в хаос зла) [3, с.93-94].

Конечно, живая природа существует не только вопреки, но и на основе неживой, не только в нарушение ее законов, но и благодаря им. Так же и смех: он стремится разрушить существующий мир, и создает новый, свой, похожий и принципиально отличный от окружающего.

Римские сатурналии так же отрешали народ на время празднеств от официальной идеологии и возвращали его к легендарному «золотому веку», в царство безудержного веселья. Народный смех, утверждающий радость бытия, оттеняя официальное мировосприятие, звучал в Риме в ритуалах, сочетавших одновременно и прославление, и осмеяние победителя, оплакивание, возвеличение и осмеяние покойника.

Художественная культура Рима с его развитой государственностью ориентирована на нормативность мышления и оценок, что выражается в четком разделении добра и зла, положительного и отрицательного. Исходной точкой сатирического анализа жизни становятся нормативные представления о целесообразном миропорядке.

В Средние века народный смех, противостоящий строгой идеологии церкви, звучал на карнавалах, в комедийных действах и процессиях, на праздниках «дураков», «ослов», в пародийных произведениях, в стихии фривольно-площадной речи, в остротах и выходках шутов, в быту, на пирушках, с их «бобовыми» королями и королевами. Комедийно-праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал – несет и выражает народную смеховую культуру, воплощающую в себе идею вселенского обновления. Радостное обновление – важный принцип эстетики комического. Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его. В карнавале полно проявляет себя и отрицающая и утверждающая сила смеха Народное празднично-смеховое мировосприятие восполняло удручающую серьезность и односторонность официальной идеологии.

По мнению М.М.Бахтина: «...карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Карнавал не созерцают — в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны» [2, с.378-340].

В западной традиции аскеты и вообще религиозные лидеры занимали в вопросе о смехе различные позиции; но на уровне языкового обихода фраза «святой пошутил» («The saint made a joke») в западных языках семантически допустима. По-русски такого и выговорить невозможно; подлежащее «святой» отказывается соединяться со сказуемым «пошутил», и это потому, что в народном языковом обиходе глагол «пошутить» систематически обозначает деятельность бесов. Самый обычный русский эвфемизм для беса – «шут» или, на более фольклорный лад, с оттенком боязливой интимности – «шутник». Бес «шутит», сбивая с пути или запрятывая позарез нужную вещь. Эта популярная демонология сама по себе, конечно, не специфична для России; уникальна лишь энергия, с которой сам язык связывает «беса» и «шутку», «грех» и «смех».

Русское отношение к смеху как к неуправляемой и потому опасной «стихии», как выражался Блок, прекрасно выражено у другого поэта – молодой М.Цветаевой:

…Прохожий, я тоже любила

Смеяться, когда нельзя!

Вся западная традиция «карнавала» на том и основана, что смеются, когда – «можно», точнее, когда самое «нельзя» в силу особого формализованного разрешения на время обращается в «можно» – с такого-то по такое-то число.

Конечно, и русская традиция знает Святки, знает Масленицу, Неделю перед Великим Постом. «Смехотворство» и поныне фигурирует в уставном каталоге грехов, в которых православный должен приносить покаяние. Притом кажется, что русская традиция выделяется в этом отношении, если ее сравнить с остальным православным миром во времени и пространстве.

«Смеяться, когда нельзя», – переживание куда более острое, даже оргиастическое, нежели смеяться, когда «можно», зная, что «можно». Глубоко укорененное русское недоверие связано как раз с тем, что оно, как и положено оргии, отменяет все социальные конвенции, что он ускользает от контроля воли, что он – «стихия», худо поддающаяся обузданию. Очень русская проблема – тот конфликт между комическим гением и православной совестью [1, с.341-345].

Смеялись в России всегда много, но смеяться в ней всегда более или менее «нельзя» – не только в силу некоего внешнего запрета со стороны того или иного начальства или же общественного мнения, но, прежде всего в силу того, что, положа руку на сердце, чувствует сам смеющийся. Любое разрешение, любое «можно», касающееся смеха, остается для русского сознания не вполне убедительным. Смеяться, собственно, – нельзя; но не смеяться – сил никаких нет [1, с.223-227].

Итак, начиная с античности, существует огромная Список используемой литературы: о комическом, его сущности и источнике. Смеясь, сознавая комическое, человек осваивает определенные стороны объективного мира, потому этот процесс сам по себе доставляет огромную радость, дает эстетическое наслаждение. Воспринимая его, человек приобщается к идеалу и возвышается над объектом осмеяния. Чернышевский описал эмоцию восприятия комического так: «Впечатление, производимое в человеке комическим, есть смесь приятного и неприятного ощущения, в которой, однако же, перевес обыкновенно на стороне приятного; иногда перевес этот так силен, что неприятное почти совершенно заглушается. Это ощущение выражается смехом. Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное – безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его. Так, смеясь над глупцом, я чувствую, что понимаю его глупость, понимаю, почему он глуп, и понимаю, каким он должен был быть, чтобы не быть глупцом, следовательно, я в это время кажусь себе много выше его» [4, с.74-76]. За время существования искусства, комическое появилось, выделилось в отдельную категорию, захватило прочные позиции в искусстве и связало себя с множеством явлений действительности.