logo
ChOKS_2014

Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования

А.Ю. Ахтареева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Хахлова О.Н., к.п.н., стар. преп.

В настоящее время образование рассматривается не только как средство выполнения заказа государства на подготовку профессионального, трудового ресурса, но и как фактор прогрессивного развития человеческого общества. Приоритет воспитания заключается в управляемости этого процесса становления и развития личности, обусловлен особенностями современного этапа развития российского государства, кризиса сложившийся системы, поиска путей, средств, становления новой системы общественно-государственного устройства. В связи с этим современное общество заинтересовано в воспитании социально-активных граждан, т. к. развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания [2].

Из многообразия существующих видов деятельности в условиях дополнительного образования детей самой оптимальной для развития личности является социокультурная деятельность. В социокультурной деятельности осуществляется передача культурного опыта, формирование социальных норм отношений, ориентация на общечеловеческие ценности. Дополнительное образование, как часть социокультурного пространства, способствует социализации детей и подростков, путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике. Но социально-экономические условия в нашей стране, недостаток финансирования системы образования отразились на развитии сети учреждений дополнительного образования, особенно на клубах по месту жительства детей и подростков. Основной задачей клуба, как социального института, является развитие социальной активности и творческого потенциала личности [5, с. 33].

В настоящее время система дополнительного образования находится на этапе становления основы формирования современного воспитательного пространства-среды позитивного индивидуального и активного развития личности. В то же время, основным и главным процессом включения индивида в общество, является социализация, в ходе которого ребенок овладевает определенной социальной ролью или несколькими ролями, находит свое место в обществе, свои возможности для самореализации, Характерной чертой подростков по сравнению с другими слоями общества является завершенность первичной социализации только в конце жизни. Этой группе свойственно крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт [5, с. 35].

Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми, потому что в настоящее время проблема социальной активности личности и индивидуальной адаптации подростков очень актуальна из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху [5, с. 34].

При всех положительных сторонах организации досуга в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества [3, с. 47].

Усложняет проблему слабо развитая в стране деятельность детских и юношеских общественных организаций и объединений, способствующих формированию активной жизненной позиции ребенка. Все это вносит определенные трудности в деятельность педагогов, направленную на развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Педагоги дополнительного образования при реализации образовательных программ испытывают значительные трудности не только в постановке воспитательных целей и задач, но и в организации их осуществления и мониторинга развития социальной активности личности. Особенности воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования требуют научно-обоснованного подхода к определению педагогических средств, способствующих разрешению проблем воспитания социально активной личности [1, с. 24].

Список используемой литературы:

  1. Каргина, М. Проблемы социализации подростка [Текст] // Воспитание школьников. — М.: ЭКСМО – Пресс, 2003. — №4. – С. 24.

  2. Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_26804.htm. - 29.03.2014.

  3. Семенова, Е. Г. Развитие личности подростков в учреждении дополнительного образования детей [Текст] / Е. Г. Семенова // Научная деятельность подразделений как условие развития региональной системы образования : материалы науч.-практ. конф. 21 дек. 2009 г. / под общ. ред. С. В. Данилова ; Ин-т повышения квалификации пед. работников образования.  Ульяновск: ИПКПРО, 2009 . – С. 47–49.

  4. Семенова, Е. Г. Развитие социальной активности воспитанников учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Е. Г. Семенова // Проблемы развития региональной экономики, истории и культуры : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. 27 нояб. 2009 г. / Высш. эконом. гуманитар. ун-т. – Альметьевск: ВЭГУ, 2009. – С. 109–111.

  5. Семенова, Е. Г. Особенности развития личности в социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Е. Г. Семенова // Теория и практика дополнительного образования : науч.-метод. журн. / Ин-т содержания и методов обучения РАО; Междунар. акад. дополн. образования. – М., 2010. – Вып. 8. – С. 33–35.