Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
Володина Елена Николаевна
(Тюменский государственный университет, г.Тюмень)
Ключевые слова: язык, развитие личности, культура, общее образование, повышение квалификации педагогов.
Аннотация: В статье предпринята попытка очертить круг задач и перспективные направления профессиональной подготовки педагогов на курсах повышения квалификации в соответствии с актуальными проблемами языкового образования в школе в контексте современной социокультурной ситуации, которая характеризуется расширением информационно-коммуникативного поля, сменой типов культур и кризисом культуры слова; обозначить причины недостаточного качества языкового образования, которое носит сегодня фрагментарный, бессистемный характер; доказать необходимость изменения отношения к языку обучающихся и педагогов. На обзорном анализе философии языка, известных психолого-педагогических подходов к языку как целостному смыслоформирующему и смыслотворческому конструкту, носителю и выразителю общественного сознания, энергии и духа народа выявляются основные функции и значение (инструментальное, миромоделирующее, ментальное) языка в становлении личности. В статье доказывается, что языковое развитие в школе должно базироваться на глубинном понимании духовной сущности языка, осознанном отношении к языку как ментальной духовной ценности, интегратору культуры и универсальному инструменту миросозидания, культурного самостроительства личности.
Annotation: The article makes an attempt to outline the range of issues and perspective directions of teachers’ professional training at postgraduate courses in accordance with the actual problems of linguistic education at school in the context of contemporary socio-cultural situation, which is characterized by the expansion of information and communication fields, change in types of culture and the crisis of speech standard; to define the reasons of the insufficient quality of language education, which today has a fragmented, unsystematic character; to prove the necessity to change the attitude of students and teachers to language. The overview analysis of the philosophy of language, psychological and pedagogical approaches to the language as a holistic construct to form sense and creativity, means to express public consciousness, energy and spirit of the people, identifies the basic functions and value (instrumental, world forming, mental) of the language in the formation of a personality. The article proves that linguistic development at school should be based on a deep understanding of the spiritual nature of language, the conscious relation to language as mental spiritual values, the integrator of culture and universal instrument of world creation, cultural self construction of a personality.
Почему сегодня так остро и постоянно звучит – в тех или иных вариациях - одна и та же проблема - проблема безграмотности молодежи, падения речевой культуры, примитивизма языкового мышления детей? Об этом как о проблеме государственного масштаба неоднократно высказывался президент В.Путин, в частности, на встрече с Российским литературным собранием, прозвучало, как приговор: «Пренебрежение правилами русского языка становится нормой…» [2]. Эта проблема постоянно обсуждается в средствах массовой информации, в педагогическом сообществе – например, на страницах «Учительской газеты» (№ 3 от 21 января 2014 года) в развернувшейся в январе дискуссии о русском языке и его преподавании в школе. Недостаточное качество языкового развития студентов, низкую практическую грамотность (вопреки формально хорошим показателям при поступлении – высоким баллам ЕГЭ по русскому языку) констатируют преподаватели высшей школы.
Ограниченность, примитивизм мышления, падение общего уровня речевой культуры, особенно среди молодежи, - одно из проявлений современной социокультурной и языковой ситуации, которая характеризуется открытым глобальным информационным пространством, расширением информационно-коммуникативного поля, сменой типов культур и кризисом культуры слова, господством визуальных форм коммуникации и, как следствие, вербальной нечувствительностью, обесцениванием, девальвацией слова в мощном информационном потоке. Современный школьник погружен в непрерывно развивающуюся и разнородную информационную среду, которая нередко имеет ярко выраженную антикультурную и даже антигуманистическую направленность. Виртуальное пространство коммуникации требует новых средств кодирования информации, прежде всего знаковых (система «смайлов»). В многочисленных массовых формах сетевого взаимодействия полноценное вербальное общение чаще всего замещается редуцированной коммуникацией, порой в деформировано-ненормативном виде, с низкой орфографической и пунктуационной грамотностью, оборачивается культивированием и удовлетворением - в ущерб личностному и ценностно-смысловому развитию - прагматических, сиюминутно-бытовых потребностей. И система образования, как наиболее устойчивый социальный институт, призвана - в силу своей культуросозидающей, культуроохранной функции - противостоять этой тревожной тенденции времени, создавая условия для полноценного развития личности, в том числе и языкового, в соответствии с требованиями социума и личными, внутренними потребностями. Национальное образование всегда было сильно своими мощными гуманистическими традициями, фундаментальными культурологическими основами и словоцентризмом, бережно-чутким, сакральным отношением к языку как ментальной духовной ценности. Однако, надо признать, сегодня в системе общего образования наблюдается тенденция к крайне упрощенному, узко-прагматичному отношению к языку лишь как к средству обучения, редуцированию полифункционального бытия языка до одной (познавательной или коммуникативной) функции, что снижает статус слова как символа (в религиозно-философской традиции – Слова, Логоса) до уровня знака. Языковое развитие детей осуществляется в школах фрагментарно, обрывочно, бессистемно и преимущественно на предметах гуманитарного цикла, без соблюдения принципа преемственности на разных ступенях обучения, без интеграции усилий всех педагогов и родителей, что осложняет формирование коммуникативной компетенции школьников, достижение – в условиях реализации новых образовательных стандартов - метапредметных и личностных результатов образования и является одной из причин не только неготовности выпускников к обучению в высшей школе, но и неготовности личности к непрерывному образованию и саморазвитию в течение всей жизни в условиях быстро меняющегося мира. В школьной практике наблюдаются нарушение единого орфографического режима и отсутствие контроля со стороны педагогов за соблюдением обучающимися языковых и речевых норм, или это являются заботой исключительно учителей-филологов. В методике сохраняется монологическая дидактика и доминируют монологические формы уроков. Замечу, как ни парадоксально, но наша школа, вопреки естественным законам развития, учит детей с первого класса сидеть и молчать, тогда как первое, чему учат родители дитя, пришедшее в этот мир, - ходить и говорить… Устная речь детей в школе развивается мало и вследствие невладения всеми педагогами коммуникативными технологиями, моделирующими ситуации диалогического взаимодействия и вербализированного самовыражения учащихся, и в силу массовой практики «натаскивания» на ЕГЭ, формирующей «тестовое мышление», а также сложившейся системы подготовки обучающихся к сочинению (часть «С» на экзамене по русскому языку, обществознанию), которая ограничивает языковую свободу школьников и приводит к ослаблению коммуникативного контроля. А если и в семье не созданы благоприятные условия для языкового развития ребенка, нет места книге как культурной и духовной ценности, не привита привычка читать, следить за своей речью, то коммуникативное пространство личности оказывается крайне бедным, убогим и часто ограниченно-обытовленным, набор используемых языковых средств – шаблонным и примитивным. При этом, заметим, речевая культура и шире - уровень гуманитарной культуры самих педагогов, к сожалению, не всегда отвечает требованиям профессионального стандарта.
Проблема реализации языковой образовательной парадигмы в школе осложняется к тому же и все более усиливающимися, на наш взгляд, технократическими проявлениями в развитии современного общества и в образовании в частности. Тенденция к технологизации образовательного процесса, приоритет точных знаний, естественных наук и снижение статуса гуманитарных предметов, доминирование невербальных (тестовых, алгеброизированных, компьютеризированных) форм обучения и контроля неизменно снижают уровень культуры речи и практической грамотности обучающихся, а то и просто оборачивается их практической безграмотностью, речевой бедностью и коммуникативной беспомощностью. Решение этих проблем требует, на наш взгляд, не только изменения школьной методики, обновления методического арсенала педагога, разнообразия форм работы по развитию речи обучающихся, не только реализации предложенных президентом В.Путиным мер (пересмотра программ преподавания русского языка и литературы в школе, увеличения количества часов, возвращения сочинения как формы оценки), но и глубинного качественного изменения отношения к языку и слову педагогами как носителями языка и элитарной языковой культуры. В этом – одна из задач профессиональной подготовки педагогов на курсах повышения квалификации. Она, на наш взгляд, должна касаться прежде всего организации серьезной аналитико-рефлексивной деятельности учителей по осмыслению современной социокультурной ситуации, неких серьезных качественных изменений в языковом сознании и мышлении «компьютерного поколения» детей, у которого во многом другая языковая картина мира, истоков нового образа и бытия языка сегодня и чаще всего ограниченного, потребительского отношения к нему школьников. Целесообразно также, в нашем представлении, актуализировать ценностно-смысловое самоопределение педагогов по отношению к языку как знаково-культурному феномену, как целостному смыслоформирующему и смыслотворческому конструкту, как интегратору энергии и духа народа. С этой целью полезно вернуться к основам философии языка, истории культуры в семиотическом плане, осмысляя их в преломлении к методике организации урочной и внеурочной деятельности, использованию воспитательного потенциала языка как коллективной духовной памяти, «объединяющей духовной энергии народа» [1]. Языковое развитие в школе должно базироваться на глубинном понимании духовной сущности языка, осознанном отношении к языку как компоненту культуры, аккумулирующему и накапливающему энергию духа народного, и, с другой стороны, универсальному инструменту общего развития личности, освоения культурологических, национальных и онтологических ценностей. Ценностный смысл поступательного процесса вхождения в культуру, «восхождения» к культуре, погружения – с помощью языка - в глубины духовного бытия человечества в ходе обучения и воспитания школьников в том, чтобы личность не только духовно обогатилась в процессе общения с достижениями культуры, но и сама стала создателем, творцом культуры, которая всегда по своей сути социальна. Язык в этом процессе духовного и ценностного становления, «окультуривания» личности, культурного «оплодотворения» души и сознания растущего человека призван выполнять миссию посредничества. Это выражается, в частности: 1) в инструментальном значении языка в овладении личностью культурными смыслами и ценностями; 2) в миромоделирующем значении языка, посредством которого осуществляется творческая реконструкция и закрепление ценностных культурных смыслов и форм в сознании, коммуникативном поведении, жизнедеятельности личности; 3) в ментальном значении языка в постижении онтологических ценностей, формировании коренных, фундаментальных бытийных установок, менталитета - «внутренней необходимости соблюдения норм и правил цивилизационного общества» (О.Шпенглер). Понимание опосредующей, а в сущности - определяющей роли языка в установлении связей, «наведении мостов» между личностью и культурой – «символической вселенной» (Ю.М. Лотман) обязательно, в нашем представлении, для учителя, заботящегося о языковом развитии воспитанника как обязательной и неотъемлемой части общего развития личности. Системное языковое образование должно формировать у школьников лингвоопосредованный взгляд на мир, закладывать основы ментальности личности как миросозерцания в категориях и формах языка, реализующегося через диалог (с текстом, с миром, с самим собой) как способ миропонимания. Вот почему обучение - на всех ступенях и на всех уроках, а не только на предметах гуманитарного цикла - должно быть организовано на основе текстоцентрического подхода, предполагающего использование всех видов текстовой деятельности с целью создания пространства культуры и освоения школьниками разнообразных способов взаимодействия с текстами (анализа, интерпретации в авторском, общекультурном и личностном контекстах, создания вторичных и «встречных» текстов: сочинений, рефератов, аннотаций, разных видов конспектов и планов и др.). Языковое развитие личности как системообразующее начало учебно-воспитательного процесса - один из путей к синтезу когнитивной и ценностно-смысловой парадигм в системе общего образования на основе интегративного подхода. Он должен создавать условия для актуализации смысловых процессов личности, не ограничивающихся рамками познания «предметных» смыслов, а обеспечивающих становление обучающегося как субъекта своей жизни, открывающего мир и культуру посредством языка, слова, текста как форм знаково опосредованного выражения человеческого духа (М.М. Бахтин), способного к саморазвитию в творческой продуктивной культуросообразной деятельности.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.